Элементарная исследовательская деятельность | Хлызова Анна Николаевна. Работа №310797
Экологические проблемы в современном мире носят глобальный характер и затрагивают всё человечество. Формирование у дошкольников эколого-краеведческих компетенций отражено в Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования нового поколения. Таким образом, экологическое воспитание необходимо начинать с дошкольного возраста. В этом возрасте дети получают эмоциональные впечатления о природе, накапливают представления о разных формах жизни. Детский сад, как начальная ступень образования, должен формировать у детей основы экологического мышления, сознания, закладывать начальные элементы экологической культуры, приобщать детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства с учетом этнокультурной ситуацией развития детей . Также эколого-краеведческая работа в детском саду невозможна без сотрудничества с родителями. Поэтому родители должны принимать непосредственное и достаточно активное участие в деятельности по развитию экологически грамотного ребенка.
Элементарная исследовательская деятельность как средство формирования эколого-краеведческих компетенций дошкольников
«Все хорошее в людях из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем!
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши!
Чтоб для них экология стала.
Не наукой, а частью души!»
И.П.Поляков
Экологические проблемы в современном мире носят глобальный характер и затрагивают всё человечество. Формирование у дошкольников эколого-краеведческих компетенций отражено в Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования нового поколения. Таким образом, экологическое воспитание необходимо начинать с дошкольного возраста. В этом возрасте дети получают эмоциональные впечатления о природе, накапливают представления о разных формах жизни. Детский сад, как начальная ступень образования, должен формировать у детей основы экологического мышления, сознания, закладывать начальные элементы экологической культуры, приобщать детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства с учетом этнокультурной ситуацией развития детей [2]. Также эколого-краеведческая работа в детском саду невозможна без сотрудничества с родителями. Поэтому родители должны принимать непосредственное и достаточно активное участие в деятельности по развитию экологически грамотного ребенка.
Экология – это всё то, что окружает каждого из нас. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста прежде всего направлено на развитие у ребенка понимания ценности каждого живого существа, его индивидуальности; формирование правильных представлений окружающего мира; воспитание бережного отношения ко всему живому.
Компетенция – это совокупность взаимосвязанных базовых качеств личности, включающее в себя применение знаний, умений и навыков в качественно-продуктивной деятельности. Краеведческая компетенция – это знания, умения и навыки краеведческого содержания, усвоенные и применяемые ребенком в его деятельности, выражающиеся в эмоционально-ценностной оценке [3].
Цель эколого-краеведческой работы в дошкольном образовательном учреждении - формировать у детей позитивный опыт во взаимодействии с окружающим миром, представления и знания об экологии родного края на основе элементарного исследования [4]. Именно с дошкольного возраста у ребенка должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности, приемов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности, и исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы.
Ю. В. Питерцева и Е. Н. Удина в краеведческой компетенции дошкольников выделяют следующие компоненты [3]:
- Когнитивный компонент предусматривает наличие элементарных краеведческих знаний и представлений о природе, географическом положении, истории родного края, его символике. Его показатели: полнота, обобщенность, доказательность знаний и представлений.
- Деятельностный компонент предусматривает деятельностно-поведенческие проявления краеведческих знаний, его показатели - умения и навыки детей.
- Эмоциональный компонент предусматривает наличие положительного эмоционального отношения к родному краю. Показатели - проявление эмоций, эмпатии.
Принципы формирования у дошкольников эколого-краеведческих компетенций:
1. Принцип гуманизации – углубленное изучение природы своего края, формирование ценностных ориентаций, развитие интереса и уважения к своему краю.
2. Принцип демократичности – воспитатель самостоятельно избирает пути достижения планируемого результата деятельности.
3. Принцип научности – достаточный уровень информации с учетом возрастных особенностей дошкольников.
4. Принцип непрерывности – постепенность и поэтапность формирования эколого-краеведческих компетенций дошкольников.
5. Принцип практической направленности – проведение практических занятий, экскурсий, творческих заданий.
6. Краеведческий принцип – при изучении природы воспитатель должен широко использовать местное обучение, проводить экскурсии на природу, в краеведческий музей, тем самым накапливая чувственный опыт дошкольников.
Критерии сформированности эколого-краеведческих компетенций у детей дошкольного возраста:
- понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на его нравственно-эстетическом и практическом значении для человека;
- освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности и в быту;
- проявление активного отношения к объектам природы.
И. Хантимерова предлагает следующие методы формирования у детей экологической культуры:
1. Беседы и занятия.
2. Чтение художественной литературы.
3. Просмотр фильмов и презентаций о жизни природы.
4. Наблюдения на прогулке за растительным и животным миром, наблюдения и уход за комнатными растениями, ведение дневников наблюдений, календаря природы.
5. Создание картотеки дидактических, сюжетно-ролевых и подвижных игр, картотеки наблюдений на прогулке.
6. Проведение «Экологических акций».
7. Проведение экспериментальной деятельности: опыты с магнитом, песком, водой, воздухом, льдом, снегом и т.д.
8. Продуктивная деятельность – лепка, аппликация, рисование работа с природным материалом.
Ребенок дошкольного возраста – это маленький исследователь, а это значит, что исследовательская деятельность, а в частности экспериментирование будут отличными меетодами для формирования и развития эколого-краеведческих компетенций детей дошкольного возраста. В процессе исследовательской деятельности дети овладевают умениями выдвигать познавательные задачи, отбирать способы проверки гипотезы, формулировать выводы.
Элементарную исследовательскую деятельность можно применять во всех сферах детской деятельности – игровая, непосредственно-образовательная деятельность, прогулка. В процессе этой деятельности ребенок лучше познает природу, выявит зависимости и связи между предметами и явлениями, между деятельностью людей и состоянием природы.
Элементарная исследовательская деятельность как метод обучения дошкольников ещё в конце 19 столетия была упомянута в исследованиях классиков русской педагогики П. Ф. Каптерева и А. Л. Герда. Изначально учёными она определялась как наблюдение, проводимое в специально организованных условиях. Под современным понятием элементарной исследовательской деятельности понимается совместная деятельность взрослого и ребенка, направленная на решение познавательных задач, возникающих в процессе учебной деятельности, в повседневной жизни, игре, труде, то есть в процессе познания мира [1].
Элементарная исследовательская деятельность дошкольников имеет свои особенности:
1. Она свободна от обязательности - нельзя заставить ребенка проводить исследовательскую деятельность.
2. У неё нет жесткого регламента продолжительности и плана. Если ребенок работает с увлечением, не стоит прерывать его деятельность только потому, что истекло время, отведенное на эксперимент по плану. В то же время, если интерес к эксперименту не возник или быстро пропал, его можно прекратить ранее запланированного срока. То же самое применимо и к плану.
3. Дети не могут работать, не разговаривая: в тот период, когда в процессе становления психики ребенка наглядно-образное мышление начинает заменяться словесно-логическим и когда начинает формироваться внутренняя речь, дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух. При организации элементарной исследовательской деятельности дошкольников необходимо специально создавать условия, способствующие общению детей друг с другом.
4. При проведении элементарной исследовательской деятельности нужно учитывать индивидуальные различия, имеющиеся между детьми.
5. Не стоит слишком часто фиксировать результаты элементарной исследовательской деятельности, это дополнительная нагрузка для ребенка.
6. Ребенок имеет право на ошибку. В дошкольном возрасте дети только начинают осваивать вербальный способ познания, поэтому чаще всегго указания и объяснения взрослых они не воспринимают.
Л.М. Маневцова выделила четыре этапа в становлении элементарной исследовательской деятельности у дошкольников:
1. Задачи первого (вводного) этапа: накопление детьми конкретных представлений о мире природы; формирование элементарной деятельности наблюдения.
2. Задачи второго этапа: уметь принимать познавательную задачу, сформулированную воспитателем; выдвигать предположения о путях решения данной познавательной задачи; анализировать факты и явления окружающей действительности, выделяя их существенные стороны. Дети учатся устанавливать элементарные связи и отношения – однозначного характера, где следствие сразу вытекает из причины.
3. Задачи третьего этапа: учатся устанавливать уже более сложные связи и зависимости; у детей формируется понимание того, что одна и та же причина может быть в основе целого ряда изменений в мире природы (например, сезонные изменения).
4. Этап анализа полученных результатов и формулировка выводов.
Методические рекомендации по проведению занятий с использованием опытно-экспериментальной деятельности в детском образовательном учреждении упоминаются в работах Н. Н. Подъякова, Ф. А. Сохина, С. Н. Николаевой. Авторы предлагают организовать работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослыми. Исследование не должно возникать по инициативе взрослого, оно должно возникать по инициативе самого ребёнка.
Таким образом, в период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно и необходимо формировать начала экологической культуры – эколого-краеведческие компетенции. Основным методом экологического воспитания дошкольников являются непосредственный контакт ребёнка с объектами природы, «живое» общение с природой и животными, наблюдения и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. Отсюда становиться ясной роль исследовательской экспериментальной деятельности. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.
Список литературы
1. Гончарова Е. В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста / Е.В. Гончарова. Нижневартовск: изд. Нижневартовский гуманитарный университет. – 2008. – 326с.
2. Моисеева, Л. В. Теоретико-методологические основы экологической педагогики // Успехи современного естествознания. – 2004. - №7 – стр. 67-69.
3. Питерцева, Ю. В. Изучение уровней краеведческой компетенции детей старшего дошкольного возраста / Ю. В. Питерцева, Е. Н. Удина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 15 (119). — С. 497-500. — URL: https://moluch.ru/archive/119/32884/ (дата обращения: 28.11.2022).
4. Чамова, Т. А. Формирование эколого-краеведческой компетентности у дошкольников через экспериментальную деятельность / Т. А Чамова // Молодой учёный №15 (149) апрель 2017 — С. 91-93. — URL: https://moluch.ru/archive/149/41627/ (дата обращения: 02.12.2022).