«Элементарные природоведческие опыты младших дошкольников" | сиякина лариса юрьевна. Работа №231490
Автор: сиякина лариса юрьевна
В основе статьи детское экспериментирование детей младшей группы
«Элементарные природоведческие опыты младших дошкольников»
Элементарные опыты в настоящее время используются как средство активизации умственной деятельности дошкольников, решения задач их экологического образования.
Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников;
В процессе экспериментирования наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний, на получение продуктов детского творчества – новых построек, моделей, рисунков, сказок и т.п.
Значение элементарных опытов заключается в том, что:
– в них проявляется сознательная деятельность детей, направленная на лучшее познание природы, выявление зависимостей и связей между предметами и явлениями, между деятельностью людей и состоянием природы;
– опыты оказывают положительное влияние на развитие логического мышления дошкольников, т.к. им необходимо обнаружить и объяснить причину изменения объекта.
Дети учатся анализировать имеющиеся данные, высказывать суждения, выбирать способ решения задачи;
– у детей развиваются наблюдательность, пытливость, познавательные интересы;
– кроме того, опыты способствуют развитию речи, т.к. детям надо довольно четко и понятно для окружающих формулировать свои вопросы, суждения, выводы;
– в опыте ребенок получает знания не как готовый факт, а как результат, приобретенный в процессе деятельности.
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Однако, исходя из ограниченности возможностей дошкольников в плане познания окружающего мира, деятельность эта осуществляется под руководством педагога. Именно взрослый организует эту деятельность разрешения возникшей проблемы, руководит детской поисковой деятельностью и активностью.
На четвертом году жизни у детей возникает наглядно-образное мышление, ярко проявляется любопытство. Они начинают задавать многочисленные вопросы природоведческого содержания, что свидетельствует как минимум о трех важных достижениях:
У детей накопилась определенная сумма знаний, сформировалась способность сопоставлять факты, устанавливать между ними хотя бы простейшие отношения и видеть пробелы в собственных знаниях; появилось понимание, что знания можно получить вербальным путем от взрослого человека.
В своей работе по экспериментальной деятельности я стараюсь сразу не сообщать знания в готовом виде, а помочь ребенку получить их самостоятельно, поставить небольшой опыт. В этом случае детский вопрос превращается в формулирование цели. Помогаю малышу продумать методику проведения опыта, даю советы и рекомендации, вместе с ним осуществляю необходимые действия.
В групповой комнате выделила место, где дети занимаются опытно - экспериментальной деятельностью. Все оборудование и предметы, которыми пользуются дети, безопасны.
Для развития познавательной активности и поддержания интереса к экспериментальной деятельности мною были созданы уголки экспериментирования с водой и развития чувственного аппарата.
Разграничила пространство, отведя место для хранения природного и бросового материала; для приборов; для проведения опытов, для неструктурированных материалов (емкости для воды, песка, стол "песок- вода"), уголок природы для выращивания растений.
Приобрела лупы, зеркала, весы, веревки, пипетки, фонарик, одноразовые шприцы, щетки.
- Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, воронки, лопатки, формочки.
- Материалы: природные (желуди, шишки, семена, спилы деревьев ..),
бросовые (пробки, палочки, трубочки и т.д.).
- Неструктурированные материалы: песок, вода, пенопласт, опилки...
Материалы для организации экспериментирования:
- Бусинки, пуговицы.
- Веревки, шнурки, тесьма, нитки.
- Разноцветные прищепки и резинки.
- Камешки разных размеров.
- Пробки.
- Семена бобов, фасоли, гороха, риса, гречки, косточки.
- Вата.
- Пластмассовые катушки.
- Киндер - сюрпризы.
- Песок.
- Бумага разных сортов.
Работу проводила и в период адаптации. Использовала игры-эксперименты с водой. Наливая и переливая воду в различные емкости, погружая в воду игрушки, наблюдая за таянием льда, малыши получали новые впечатления, испытывали положительные эмоции, знакомились со свойствами воды и разных предметов (теплый - холодный, тонет - плавает и др.) «Тонет - не тонет».
«Переливалочки», «Водяная мельница», «Круги на воде». Это любимые забавы детей. Беру ковшик с носиком, зачерпываю воду, затем ребенку показываю, что лить надо, стараясь попасть на центр лопасти.
Наливаем в большую посуду воду и дожидаемся, чтобы поверхность успокоилась. Дотрагиваемся до поверхности воды пальцем (то же самое может сделать и ребенок), по воде пойдут круги. Наблюдаем, как это происходит. Впоследствии ребенок увидит, что такие же круги появляются на лужах после дождя.
Для поддержания у детей интереса к экспериментированию я практикую задания, в которых проблемные ситуации моделируются от лица сказочного героя или куклы. В местах экспериментирования "поселила" персонажи, помогающие детям через ассоциацию достигнуть более продуктивного результата.
Дети 2-ой младшей группы еще не способны работать самостоятельно, но охотно делают это вместе с взрослым, поэтому участие педагога в совершении любых действий является обязательным.
Во время работы можно иногда предлагать выполнить не одно, а два действия подряд, если они просты: «Алена, вылей водичку и налей новую», «Вова, отнеси совочек и принеси лопатку». Полезно начать привлекать детей к прогнозированию результатов своих действий: «Саша, что получится, если мы подуем на одуванчик?».
У детей начинает формироваться произвольное внимание. Это позволяет делать первые попытки фиксировать результаты наблюдений, используя готовые формы: «Давайте в этом кружочке поставим стрелку на те продукты, которые съел хомячок». Это способствует развитию умения анализировать факты и давать словесный отчет об увиденном.
Сейчас мы с детьми осваиваем действия по переливанию, пересыпанию различных материалов и веществ. Знакомимся со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы: воды; солнечных лучей; льда; снега; стекла. Узнаем об источниках света, о том, что если светить на предмет, то появится тень; о том, что разные предметы и животные издают разные звуки и др.
Подвожу детей к пониманию таких природных явлений, как дождь. Наблюдая сильный дождь из окна, дети видят, как стекает вода по стёклам, какие лужи остаются после дождя на дорогах. После нескольких наблюдений сделали выводы: дождь бывает разный (холодный, тёплый, моросящий, крупный, ливневый). Чаще всего дождь идёт тогда, когда на небе появляются тучи, но бывает иногда и при хорошей погоде, когда светит солнышко, такой дождик называют «грибной». Он тёплый и быстро проходит.
Для показа взаимосвязи живой и неживой природы, обращаю внимание, какая становиться зелень после дождя, как легко дышится.
Дети убедились, что дождь – это вода. Сравнили воду из крана, и из лужи, отметили: в луже вода грязная, а из крана – чистая. Если воду из крана вскипятить, то она подходит для питья, а из лужи не подходит.
Провели простейший опыт с водой: - «Почему осенью бывает грязно?»
Сделали вывод: При соединении воды с землёй образуется грязь, поэтому после дождя на улице грязно.
Также дети с огромным удовольствием исследуют различные материалы и узнают, что:
• бумага рвется, мнется, не разглаживается, горит, в воде намокает и т. д.
• дерево прочное, шероховатое, в воде намокает, не тонет и т. д.
• пластмасса легкая, разноцветная, легко ломается и т. д.
•стекло бывает прозрачным и разноцветным, хрупкое, бьется, водонепроницаемое
• ткань мнется и разглаживается, намокает и высыхает и т. д.
• вода прозрачная, не имеет формы, умеет переливаться, испаряться и т. д.
• воздух прозрачный, умеет двигаться сам и двигает предметы и т. д.
Познакомила детей с переходом тел из одного состояния в другое (вода-лёд-вода), показали взаимосвязь с живой природой.
Для этого использовали следующие опыты:
превращение воды в лёд.
превращение льда в воду.
Обычно на вопрос как можно увидеть и почувствовать воздух, дети затрудняются ответить. Для поиска ответов на этот вопрос мы провели ряд опытов:
- мы дышим воздухом (в стакан с водой дуем через соломинку, появляются пузырьки)
- можно ли поймать воздух?
- может ли воздух быть сильным?
- движение воздуха.
Из опытов дети узнают, что воздух есть везде, он прозрачный, легкий, не заметный. Воздух нужен для дыхания всем живым существам: растениям, животным, человеку.
При знакомстве с овощами дети определяли их на вкус. Попробовав морковку, дети узнали, что она сладкая, а не горькая и из рассказа воспитателя узнали, что в ней много витамин и она полезна для нашего здоровья.
Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения.
Значительное внимание уделяю знакомству детей с природой нашего региона; с теми сезонными изменениями в природе, которые связаны с народными праздниками , с природными богатствами родного края.
Экспериментальная деятельность дает детям возможность тесного общения, проявления самостоятельности, самоорганизации, свободу действий и ответственность, позволяет осуществлять сотрудничество как со взрослыми, так и со сверстниками.
Экспериментальная работа активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.