"Элементы исследовательской и проектной деятельности на уроках русского языка и литературы" | Черноусова Елена Владимировна. Работа №254895
Автор: Черноусова Елена Владимировна
Проектная и исследовательская деятельность - необходимое условие компетентстного подхода и действенное средство формирования УУД.
Тема: Элементы исследовательской и проектной деятельности на уроках русского языка и литературы.
В новых условиях учителю необходимы новые (а может быть, и хорошо забытые старые) методы, позволяющие по-новому организовать процесс обучения. Н.Ю. Пахомова
Открывать, искать, исследовать - эти слова стали ключевыми в организации учебной деятельности учащихся на современном уроке. Главной задачей школы, учителя – научить ребёнка учиться, помочь увидеть глубину изучаемого предмета; вовлечь учеников в творческий процесс постановки и решения самых разнообразных и сложных проблем; открыть перспективу для будущего самостоятельного осмысления. Многие истины, о которых говорится в школах, могут остаться для ученика абстрактными, если он сам не выстрадает их, не придёт к ним своим путём, через свои открытия, свои прозрения и неудачи. Проектная и исследовательской деятельности – необходимое условие компетентностного подхода и действенное средство формирования универсальных учебных действий. В процессе этих видов деятельности у учащихся формируется весь спектр УУД: коммуникативные (развитие навыков работы в группе, воспитание толерантности, формирование культуры публичных выступлений), регулятивные (овладение навыками самоорганизации, умение ставить перед собой цели, планировать и корректировать деятельность, принимать решения; нести личную ответственность за результат), познавательные (познание объектов окружающей реальности; изучение способов решения проблем, овладение навыками работы с источниками информации, инструментами и технологиями), личностные (ученик определяет для себя значимость выполняемой работы, учится ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях). Исследования учащихся обеспечивают высокую информативную емкость и системность в усвоении учебного материала, широко охватывают внутрипредметные и междисциплинарные связи.Метод учебного проекта - это одна из личностно- ориентированных технологий, которая интегрирует в себе проблемный подход, групповые, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые методы работы. Учебный проект с точки зрения учащегося- это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, приложить знания, показать публично достигнутый результат; это деятельность, напрвленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер и интересен для самих открывателей.
Учебный проект с точки зрения учителя - интегративное дидактическое средство развития, которое позволяет вырабатывать и развивать следующие компетенции:
анализ проблемного поля, выделение подпроблем, постановка задач;
целеполагание и планирование деятельности;
самоанализ и рефлексия (успешности и результативности в рамках проекта);
презентация (самопредъявление, формирование имиджа деятельности и её результатов);
презентация продукта проектирования;
поиск необходимой информации, её систематизация и структуризация;
применение знаний, умений и навыков в различных, в том числе нестандартных ситуациях;
выбор, освоение и использование технологии, адекватной проблемной ситуации и конечному продукту проектирования;
проведение исследования (анализ, синтез, выдвижение гипотезы, детализация и обобщение).
Поскольку проведение проектной и исследовательской деятельности обучающихся требует значительных ресурсных затрат (времени, материалов, оборудования, информационных источников и др.) формирование специфических умений и навыков самостоятельной проектной и исследовательской деятельности провожу в рамках урока поэлементно. Они осваиваются как общешкольные (надпредметные) и соединяются в общее технологическое умение. Специально организованные формы и методы встраиваются в канву урока.
В процессе работы формируются следующие элементы проектной и исследовательской деятельности:
мыследеятельностные: выдвижение идеи ( мозговой штурм), проблематизация , целеполагание и формулирование задач, выдвижение гипотезы, формулировка предположения, обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ, рефлексия;
презентационные: построение устного доклада, о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;
коммуникативные: слушать и понимать других, взаимодействовать внутри группы;
поисковые: находить информацию по каталогам, в Интернете, формулирование ключевых слов;
информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;
проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов, проведение собственно эксперимента и др., осмысление полученных результатов.
Исходя из представленного списка элементов проектной и исследовательской деятельности возникает необходимость развивать у школьников специфические умения и навыки, т.е. учить:
проблематизации;
целеполаганию;
планированию деятельности;
поиску нужной информации;
практическому применению знаний, умений и навыков в различных ситуациях;
проведению исследования;
презентации деятельности и её результатов;
самоанализу и рефлексии.
В рамках традиционных учебных занятий в среднем звене использую такие виды деятельности:
• проблемное введение втему урока;
• постановку цели и задач урока совместно с учащимися;
• совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания;
• групповые работы науроке, втом числе исролевым распределением работы вгруппе;
• выдвижение идеи (мозговой штурм);
• постановку вопроса (поиск гипотезы);
• формулировку предположения (гипотезы);
• обоснованный выбор способа выполнения задания;
• составление аннотации к прочитанной книге, картотек;
• поиск дополнительной литературы;
• подготовку доклада (сообщения);
• самоанализ и самооценку, рефлексию;
• поиск альтернативных способов решения проблемы и т.п.
Считаю, одно из средств подготовки к проектной и исследовательской деятельности - все виды проблемных уроков, т.к. предполагают включение учащихся в самостоятельную деятельность. Более подробно хочется остановиться на проблемно- исследовательском уроке, отличительным признаком которого является высокий уровень подготовленности учащихся к самостоятельной работе.
Учащиеся самостоятельно:
формулируют проблему и проблемный вопрос;
осуществляют поиск вариантов решения;
формулируют оптимальный вариант;
подбирают тезис.
Такой урок позволяет реализовать большинство элементов проектно – исследовательской деятельности - значит задействовать большинство УУД. Рассмотрим на конкретном примере. Урок литературы в 9 классе:
Повесть Н.М.Карамзина Бедная Лиза. Понятие о сентиментализме.
Уроки, посвященные творчеству Н. М. Карамзина, идут после серии уроков, объединенных темой Классицизм. Обычно такие темы изучаются в последовательности литературное направление- творчество писателя. Проблемно- исследовательский урок по-другому вводит понятие сентиментализма и предполагает использование элементов проектно- исследовательской деятельности:
№
Этапы проблемно-исследовательского урока
Реализация УДД
1.
1. Учащиеся самостоятельно определят основную задачу урока, исходя из темы урока: выявить основные черты сентиментализма как литературного направления в произведении.
2. Самостоятельно определяют проблемный вопрос:
Почему повесть Н.М.Карамзина Бедная Лиза относят к сентиментализму?
3.Учащиеся предлагают способы решения проблемы (соотнести произведение с известным литературным направлением – классицизм) Составление совместно с учителем плана исследования по критериям:- жанровые особенности;
- основная тематика;
- особенности изображения героев;
- особенности изображения пейзажа и др.
Регулятивные:
целеполагание
Познавательные:
общеучебные универсальные действия (формулирование познавательной цели)
Познавательные:
общеучебные универсальные действия (постановка и формулирование проблемы)
Познавательные УУД:
общеучебные (выбор наиболее эффективных способов решения)
логическо- универсальные
(выбор оснований и критериев для классификации объектов)
Регулятивные УУД:
планирование
2.
Работа в проблемных группах, заполнение таблицы, формулирование вывода
Коммуникативные УУД: определение способов взаимодействия, разрешение конфликтов, принятие решения.
Познавательные УУД:
общеучебные (структурирование знаний).
3.
Выступление с результатами исследования.
Коммуникативные УУД:
умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с нормами русского языка.
5.
Работа в проблемных группах. Формулировка ответа на проблемный вопрос, выбор оптимального варианта.
Создание тезиса.
Коммуникативные УУД: принятие решения.
Познавательные УУД:
общеучебные (структурирование знаний)
6.
Осмысление полученных результатов исследования, сравнение их с материалами учебника. Работа со ст. учебника Сентиментализм, справочника по литературе и др.
Регулятивное УУД: контроль (сличение с эталоном с целью обнаружения отклонений;
коррекция (в случае расхождения с эталоном)
7.
Рефлексия.
Личностные УУД
Общеучебные УУД
Считаю, что такие занятия для учащихся – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве – первооткрывателя, исследователя. Все это дает возможность им развивать творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, помогает перейти к более сложному виду деятельности – созданию проектов и написанию исследовательских работ. Они являются средством реализации системно – деятельностного подхода к обучению школьников.