Элементы логоритмики на музыкальных и индивидуальных занятиях | Елсукова Ольга Николаевна . Работа №310480
Логоритмические занятия, разнообразные по содержанию, по видам музыкальной деятельности детей, по сочетанию с другой деятельностью и другими занятиями, способствуют реализации основной задачи: развитию всех сторон речевой деятельности детей, совершенствованию всех функций речи, памяти, внимания, мышления и других сторон психической деятельности.
Общеразвивающие упражнения всесторонне воздействуют на организм детей и приучают их к четким и точным движениям, выполняемым в определенном темпе и ритме, с музыкальным сопровождением.
Муниципальное автономное дошкольное учреждение
«ДС № 3 города Благовещенска «Надежда»
Музыкальный руководитель:
Елсукова Ольга Николаевна
Элементы логоритмики на музыкальных и индивидуальных занятиях
В начале учебной года при проверке музыкальных способностей, вновь поступивших детей отмечается, что многие дети не поют, а говорят. Некоторые не справляются с пропеванием данного звука, плохо запоминают тексты песен, их названия, названия муз произведения по слушанию музыки, недостаточно согласовывают движения с музыкой, пением, словом, затрудняются в передаче ритмического рисунка.
Проводя диагностику проверяя уровень музыкально творческого развития, путём наблюдения за детьми в процессе их общения с музыкой, наиболее благоприятными для проверки предоставляется свободное от занятий время.
Диагностику провожу в игровой ситуации по 3 - 4 ребёнка в тёплой доверительной беседе, располагая детей к выполнению заданий.
Перечисленные особенности детей обуславливают специфику проведения музыкального занятия, индивидуальную работу. В связи с этим широко использую ряд упражнений: для развития основных движений, мелких мышц руки, активизация внимания, воспитания музыкального ритма, ориентировки в пространстве, развития «мышечного чувства».
В наш детский сад, дети приходят с нарушением речи, с различными диагнозами, они не только не могут высказаться о музыке, у них не хватает внимание дослушать до конца.
Существует прямая и естественная связь между движением рук и произнесением слов. В связи с этим особый интерес представляют пальчиковые игры, которые я использую в своей работе, как на музыкальных занятиях, так и на индивидуальных. Такие игры развивают мышление и речь ребёнка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук. Пальчиковые игры, как бы отражают объективную реальность окружающего мира предметов, животных, людей их деятельность, а так же процессы и явления в природе (ветер, дождь, солнце, падающие листья). Такие игры как: «божьи коровки», «лодочка», «наши пальчики расскажут» детям нравиться играть, они с удовольствием и с радостью выполняют задания, учатся через игры. Игровой характер и непринуждённая обстановка должны сопутствовать.
Некоторые игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям, учится ориентироваться в понятиях, скажем, «вправо», «влево», «вверх», «вниз», «под», «над» и т.д. особенно важны для развития и воспитания, элементы творчества, которые возникают во время «пальчиковых игр». Это обстоятельство позволяет без специального реквизита инсценировать рифмовки и рифмованные истории. Например: «В нашем маленьком домишке», «дружные пальчики».
На логоритмике и музыкальных занятиях я совместно с логопедом и воспитателем решаем познавательные, эстетические, воспитательные и коррекционные задачи как в процессе всего курса обучения и воспитания, так и в течение очередного занятия. Работаем в тесном контакте, так как это необходимо нашим детям. Развитие координации движений, мелкой моторики,
мимики, произвольного внимания (темп, регистр), музыкального слуха, речевого слуха, активности, инициативности, умения перевоплощаться.
Основные движения (ходьба, бег, прыжки, равновесие..) благоприятно влияют на всестороннее физическое развитие детей: укрепляют и развивают мышцы, улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной системы, обогащают двигательный опыт детей. Эти упражнения способствуют укреплению нервной системы, благотворно влияют на соотношение возбудительных и тормозных процессов в коре головного мозга, что создает у ребенка уравновешенное нервно-психическое состояние.
Общеразвивающие упражнения всесторонне воздействуют на организм детей и приучают их к четким и точным движениям, выполняемым в определенном темпе и ритме, с музыкальным сопровождением.
Логоритмические занятия, разнообразные по содержанию, по видам музыкальной деятельности детей, по сочетанию с другой деятельностью и другими занятиями, способствуют реализации основной задачи: развитию всех сторон речевой деятельности детей, совершенствованию всех функций речи, памяти, внимания, мышления и других сторон психической деятельности
Логоритмическое воздействие осуществляется поэтапно, в соответствии с логопедической коррекцией. С этой целью использую средства логопедической ритмики:
ходьба и маршировка в различных направлениях;
упражнения, регулирующие мышечный тонус:
общеразвивающие и коррекционные. Общеразвивающие упражнения воздействуют на мышцы спины, плечевого пояса, рук, ног. По характеру выполнения они делятся на упражнения с предметами (флажки, мячи, ленты, обручи и пр.) и бег без предметов. Коррекционные упражнения применяются для укрепления мышц стоп и туловища, для развития чувства равновесия, формирования правильной осанки:
упражнения и игры для развития общей, тонкой моторики;
для развития мимики, пантомимики;
упражнения, активизирующие внимание;
ритмические упражнения;
пение;
Подвижные игры: с умеренной, тонизирующей, тренирующей нагрузкой. Несюжетные, сюжетные подвижные игры, игры с элементами спорта:
Упражнения и игры для развития творческой инициативы;
Заключительные упражнения.
Успешность выполнения игровых заданий позволяет ребенку преодолевать комплекс неполноценности.
Основные признаки комплекса неполноценности:
— страх и неуверенность;
— чрезмерная застенчивость и сверхчувствительность;
— зависимость и замкнутость;
— эмоциональная инфантильность.
Для коррекции «внутреннего образа», исправления ошибочного представления о себе подбираю такие упражнения, при выполнении которых ребенок не боится выражать свои чувства, не стесняется возражать, импровизирует и взаимодействует с коллективом. Этюды на развитие мимики, пантомимики, вокальной мимики. Релаксационные упражнения снимают мышечное напряжение и позволяют контролировать деструктивные эмоции и действия, овладеть навыками саморегуляции.
Увлекательный сюжетный ход, игровая форма в сочетании с широким использованием наглядного материала стимулируют потребность в общении, развивают речевое подражание, моторику, рождают эмоционально-эстетический отклик. Как правило, в одном занятии сочетаются игры разнообразной направленности, частая смена видов деятельности позволяет поддерживать интерес детей к происходящему, способствует установлению ими причинно-следственных связей между предметами и явлениями действительности. Содержание логоритмики и её элементов напрямую связано с изучаемой лексической темой, задачами логопедической коррекции в конкретной возрастной группе, а также с программными требованиями по музыкальному и физическому воспитанию.
В самом начале важно дать детям положительный эмоциональный настрой. Для его создания эффективно включение эмоциональной мимической разминки, что удобно организационно, либо знакомой детям игры на слуховое, зрительное или тактильное восприятие. Затем проводятся игрогимнастика, вокальное музицирование или речедвигательные игры и такие упражнения, как дыхательно-артикуляционный тренинг, пальчиковая гимнастика, речевые игры, ролевые стихи. В центральную часть занятия целесообразно включать более сложные игры, способствующие развитию воображения, творческих способностей. Далее проводится танцевально-ритмические упражнения. Для снятия мышечного и эмоционального напряжения используются релаксационные упражнения, игровой массаж и (или) пальчиковая гимнастика.
Задачей заключительного этапа является сохранение полученного положительного эмоционального заряда и состояния внутреннего комфорта. Для этого в конце логоритмики или её элементов я подводвожу итоги и позитивно оцениваю деятельность каждого из детей.
«ТЕЛЕВИЗОР» задачи: развитие зрительной памяти, умения воспроизводить заданный ритмический рисунок.
«МАЛЕНЬКИЕ И БОЛЬШИЕ НОЖКИ» задачи: развитие зрительно-двигательной и слухоречедвигательной координации.
«ЧУДО-ДОМИК» задачи: активизация словарного запаса по теме «Животные», совершенствование музыкально-слуховых представлений.
«ОРКЕСТР» задачи: активизация слухового и зрительного внимания, развитие музыкального слуха, чувства темы, ритма.