Элементы ритмики на уроках сольфеджио как средство развития музыкальных способностей | Ермакова Лариса Александровна. Работа №212154
Автор: Ермакова Лариса Александровна
Утверждение мысли о важности музыкального воспитания детей. Значение для развития мышления, воображения, внимания, памяти, эмоциональной отзывчивости.
Для публикации прошу включить представленную методическую работу:
автор - Ермакова Лариса Александровна
образование – высшее
место работы, должность – Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» г. Ханты-Мансийска, преподаватель теоретических дисциплин
тема:
Элементы ритмики на уроках сольфеджио как средство развития
музыкальных способностей детей
Благодаря непосредственному комплексному воздействию на ребёнка, музыка среди других видов искусств занимает особое место. По словам А.М.Зиминой, « музыка – величайший источник эстетического и духовного наслаждения. Она сопутствует на протяжении всей его жизни, вызывает эмоциональный отклик, стремление к действию». Многовековой опыт и специальные исследования показали, что музыка влияет и на психику и на физиологию ребёнка, что она может оказывать успокаивающее и возбуждающее воздействие, вызывать как положительные, так и отрицательные эмоции. Именно поэтому, при всём разнообразии направлений работы современной школы, с большой настойчивостью утверждается мысль о важности музыкального воспитания детей, о его значении для развития психических свойств (мышления, воображения, внимания, памяти, воли), для воспитания эмоциональной отзывчивости, то есть всестороннем развитии ребёнка.
Начинать музыкальное развитие надо как можно раньше. С момента рождения дети подвергаются самым разнообразным влияниям. Домашний уклад, поведение родителей, та среда, в которой находится ребёнок – всё это важные факторы, воздействующие на ум и чувства ребёнка с самого раннего возраста. Было бы очень хорошо, если бы все дети воспитывались в семьях, где общая атмосфера оказывает только благоприятное влияние на ребёнка, способствуя развитию его личности. Но педагоги – практики знают как на самом деле дети, с которыми приходится работать, бедны духовно, как часто лишены благоприятных предпосылок для своего развития. Многие родители не могут или не хотят заниматься воспитанием и развитием своего ребёнка.
Следует также помнить, что состояние здоровья детей имеет тенденцию к ухудшению: увеличивается число детей с функциональными нарушениями осанки, плохой координацией (слуховой и двигательной), логопедическими проблемами, что требует повышенного внимания со стороны родителей и педагогов. Если говорить о школе, то эта проблема ещё более усугубляется, так как нарушается баланс между умственной и физической нагрузкой младших школьников: дети мало двигаются, больше сидят. Именно поэтому необходимо удовлетворить естественную потребность организма в движении. Помочь в этом могут уроки ритмики.
На уроках ритмики постоянно чередуется нагрузка и отдых, напряжение и расслабление. Являясь составной частью системы музыкального образования, ритмика через различную музыкальную деятельность, помогает усвоить основные музыкально-теоретические понятия, активизировать восприятие музыки, проявить свои творческие способности. С помощью ритмических упражнений у детей постепенно развивается чувство ритма, музыкальный слух и память, совершенствуются двигательные навыки, а так же развивается пространственная ориентация, улучшается осанка, формируется чёткость и точность движений.
Положительно влияют занятия ритмикой и на умственное развитие детей: ведь каждое задание нужно понять, осмыслить, правильно выполнить, вовремя включаться в деятельность, а также осмыслить соответствие выбранных движений характеру музыки. Потребность детей в движении превращается в упорядоченную и осмысленную деятельность, тем самым организует и дисциплинирует детей. Робкие и боязливые дети тоже постепенно включаются в коллективную работу. В основном, дети испытывают радость от представленной им возможности выразить себя, передать движением свои чувства.
Основными составляющими урока ритмики, по мнению И.В.Лифиц, являются:
1 часть – вводная, включающая приветствие и блок гимнастического комплекса;
2 часть – основная, включающая объяснение темы урока, закрепление пройденного материала (упражнения на выборку и совершенствование двигательных навыков, ритмические задания и упражнения, музыкально – ритмические игры);
3 часть – заключительная, включающая подведение итогов урока, выставление оценок и домашнее задание.
Синтез всех этих структурных элементов делает урок разнообразным, динамичным и интересным для учащихся. На уроке используются различные формы работ, урок проходит быстро и активно.
Урок ритмики универсален (он тем и хорош), потому что синтезирует и объединяет различные виды деятельности:
- слушание музыкальных произведений, ответы на вопросы, связанные с ними;
- двигательно – ритмические упражнения – различные виды ходьбы, бега, прыжки, подскоки и т.д. Кроме того, здесь же дети приобретают навыки танцевальных движений: хороводный шаг, пружинки, галоп и т.д.;
- ритмодекламации – произношение текста в ритме с одновременным движением;
- пальчиковые игры – очень полезны для развития цепкости, активности пальцев, мелкой моторики и координации движений;
- шумовой оркестр, или игра на музыкальных инструментах, что доставляет детям огромную радость, как малышам, так и младшим школьникам.
Хотелось бы более подробно остановиться на пальчиковых играх, где немаловажное значение имеет развитие мелкой моторики рук, а так же речи ребёнка. В них отрабатываются статические и динамические движения, развивается внимательность и способность сосредоточиться. В пальчиковых играх активно используется игровая мотивация, значительно повышающая интерес детей к учебным занятиям. Пальчиковые упражнения напоминают своеобразные стихотворные инсценировки, в которых участвует и педагог и дети. Важно отметить, что произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Наибольшее внимание ребёнка привлекают пальчиковые игры с пением – можно пропевать предложенные тексты на любую подходящую мелодию. Все пальчиковые упражнения выполняются детьми при непосредственном участии педагога. Синтез движения, речи и музыки радует учащихся и позволяет проводить занятия более эффективно. Постепенно движения ребёнка совершенствуются, становятся более свободными, ритмичными. Развивается внимание, уверенность, активность, инициатива ребёнка.
Возвращаясь к видам деятельности на уроках ритмики, хочется отметить, что само по себе разнообразие форм работы оказывает положительное влияние, если оно вытекает из богатства содержания урока и из применения различных игровых форм, что не позволяет детям утомиться.
Таким образом, стоит отметить, что занятия ритмикой способствуют гармоничному развитию ребёнка. А главное – уроки ритмики должны быть увлекательными, образными и интересными детям, тогда они принесут взаимное удовлетворение и детям, и педагогу.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Лифиц И.В. Ритмика / И.В.Лифиц – Учебное пособие для студентов средних и высших педагогических заведений – М.: Академия, 1999г.
Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста / А.Н.Зимина – М.6 ВЛАДОС, 2000г.