Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Эмоциональная поддержка детей с ОВЗ: как помочь ребенку справляться с трудностями | Баум Анна Евгеньевна. Работа №347311

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье обсуждается важность эмоциональной поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и роль тьютора в помощи таким детям при преодолении трудностей. Рассматриваются методы создания эмоционально безопасной среды, способы развития эмоционального интеллекта у детей, а также примеры практических приёмов, которые могут использоваться для поддержки дошкольников. Статья подчёркивает необходимость индивидуального подхода к каждому ребёнку с ОВЗ для успешной адаптации в социуме.

Ключевые слова: дети с ОВЗ, эмоциональная поддержка, тьютор, дошкольники, адаптация, эмоциональный интеллект, стресс, помощь, индивидуальный подход.

Эмоциональная поддержка детей с ОВЗ: как помочь ребенку справляться с трудностями

 

Баум Анна Евгеньевна, тьютор

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение - детский сад № 12

 

Аннотация. В статье обсуждается важность эмоциональной поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и роль тьютора в помощи таким детям при преодолении трудностей. Рассматриваются методы создания эмоционально безопасной среды, способы развития эмоционального интеллекта у детей, а также примеры практических приёмов, которые могут использоваться для поддержки дошкольников. Статья подчёркивает необходимость индивидуального подхода к каждому ребёнку с ОВЗ для успешной адаптации в социуме.

Ключевые слова: дети с ОВЗ, эмоциональная поддержка, тьютор, дошкольники, адаптация, эмоциональный интеллект, стресс, помощь, индивидуальный подход.

 

Эмоциональная поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является одним из ключевых аспектов их успешной социализации и развития. Дети с ОВЗ часто сталкиваются с трудностями в общении, обучении и адаптации к окружающему миру. Эти трудности могут вызывать у них повышенный уровень тревожности, неуверенности и стресса. В такой ситуации задача тьютора — не только способствовать развитию навыков у ребёнка, но и создать эмоционально безопасную среду, в которой ребёнок может чувствовать себя защищённым, поддержанным и готовым справляться с трудностями.

Одним из важнейших аспектов работы тьютора является выстраивание доверительных отношений с ребёнком. Для детей с ОВЗ часто характерна повышенная чувствительность к внешним воздействиям, что может проявляться в виде резких эмоциональных реакций или замкнутости. Тьютор должен быть не просто педагогом, но и эмоциональным наставником, который помогает ребёнку выражать свои чувства и справляться с негативными переживаниями. Например, если ребёнок с нарушениями аутистического спектра испытывает затруднения в коммуникации со сверстниками, тьютор может помочь ему найти безопасные способы самовыражения, такие как использование карточек с эмоциями или жестов, что способствует снижению тревожности и развитию навыков общения.

Важно также развивать эмоциональный интеллект у детей с ОВЗ. Это включает в себя не только обучение детей распознаванию и выражению своих эмоций, но и понимание эмоций других людей. Тьютор может использовать такие методики, как игры на распознавание эмоций или обсуждение ситуаций, в которых ребёнок может столкнуться с различными эмоциональными состояниями. Например, можно предложить ребёнку разыграть сценки с куклами или персонажами, где он должен определить, какие эмоции переживает герой, и как с ними можно справиться. Такие занятия способствуют развитию эмпатии и помогают детям с ОВЗ лучше адаптироваться в социальных ситуациях.

Создание предсказуемой и структурированной среды также является важным элементом эмоциональной поддержки. Дети с ОВЗ часто ощущают тревогу из-за неожиданных изменений или неопределённости. Тьютор должен создавать стабильный распорядок дня и чётко обозначать последовательность действий, что помогает детям чувствовать себя увереннее и снижает уровень стресса. Например, использование визуального расписания, где с помощью картинок и символов обозначены этапы дня, может помочь ребёнку лучше понимать, что его ожидает, и спокойно воспринимать перемены.

Примером эффективной практики эмоциональной поддержки может служить метод «тайм-аут», но не в виде наказания, а как способ дать ребёнку возможность уединиться и восстановить эмоциональное равновесие. Если ребёнок перегружен сенсорными или эмоциональными стимулами, тьютор может предложить ему время на отдых в спокойном месте, где ребёнок может расслабиться, используя, например, мягкие игрушки, антистрессовые предметы или успокаивающие звуки. Это помогает детям осознать свои эмоции и учит их управлять своими реакциями в сложных ситуациях.

Индивидуальный подход — основополагающий принцип в работе с детьми с ОВЗ. Эмоциональная поддержка должна основываться на уникальных потребностях каждого ребёнка. Для одного ребёнка важно больше личного пространства и минимизация тактильных стимулов, в то время как другому может требоваться больше физического контакта и поддержки через объятия или поглаживание. Тьютор должен быть чутким к этим потребностям и гибко адаптировать свои действия в зависимости от эмоционального состояния ребёнка. Например, ребёнок с нарушениями зрения может испытывать страх перед новыми занятиями, и в таком случае важно постепенно вводить новые элементы, позволяя ребёнку привыкнуть к изменениям.

Одним из примеров подхода к эмоциональной поддержке детей с ОВЗ является использование техник релаксации и дыхательных упражнений. Дети часто не осознают, как реагировать на стресс, и такие техники помогают им научиться контролировать своё тело и эмоции. Например, тьютор может предложить ребёнку медленно вдыхать и выдыхать, представляя, как уходит напряжение. Это особенно полезно для детей с нарушениями гиперактивности и внимания, которые часто испытывают трудности в управлении своими импульсами.

Кроме того, тьютор может использовать методики арт-терапии для помощи детям в выражении своих эмоций. Рисование, лепка или создание поделок позволяют ребёнку выразить свои чувства в безопасной форме, особенно если ему сложно вербально описать свои переживания. Например, если ребёнок испытывает гнев или страх, тьютор может предложить ему нарисовать то, что его беспокоит, а затем обсудить рисунок, помогая ребёнку осознать и проработать свои эмоции.

Эмоциональная поддержка включает в себя не только работу с самим ребёнком, но и взаимодействие с его семьёй. Родители часто являются важными участниками процесса, и тьютор может предложить им рекомендации по созданию дома эмоционально безопасной среды, где ребёнок может развиваться и справляться с трудностями. Важно, чтобы родители также были вовлечены в процесс обучения ребёнка управлению своими эмоциями и знали, как реагировать в стрессовых ситуациях. Например, тьютор может предложить родителям использовать позитивное подкрепление, когда ребёнок проявляет успешные попытки справиться с негативными эмоциями.

Таким образом, эмоциональная поддержка детей с ОВЗ — это важный аспект коррекционной работы, который помогает детям преодолевать трудности, развивать эмоциональный интеллект и адаптироваться к окружающему миру. Тьютор играет ключевую роль в создании безопасной и поддерживающей среды, где ребёнок может выражать свои эмоции и учиться справляться с ними. Использование индивидуального подхода, техник релаксации, структурирования среды и арт-терапии позволяет тьютору оказывать помощь детям с ОВЗ, способствуя их успешной социализации и эмоциональному развитию.

 

 

Список литературы

Гостюхина

О.М. Возможности предметно-пространственной среды детского сада в сохранении и укреплении эмоционального благополучия дошкольников // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение

детей младшего возраста».

2015. №. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-predmetno-prostranstvennoy-sredy-detskogo-sada-v-sohranenii-i-ukreplenii-emotsionalnogo-blagopoluchiya-doshkolnikov

Гусова

Альбина

Дударбековна

Психоэмоциональное переживание, проявляющееся через тревогу // АНИ: педагогика и психология.

2016. №3 (16). URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/psihoemotsionalnoe-perezhivanie-proyavlyayuscheesya-cherez-trevogu

Красавина А.В. Профилактика эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ средствами

сказкотерапии

// Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии.

2016. №3 (60). URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/profilaktika-emotsionalnyh-narusheniy-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-v-usloviyah-dou-sredstvami-skazkoterapii

Става В.С., Игнатович В.К. Проблема эмоционального развития детей дошкольного возраста // Педагогика: история, перспективы.

2020. №4. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/problema-emotsionalnogo-razvitiya-detey-doshkolnogo-vozrasta

Эйвазова

Л.О.

З

доровьесберегающие

технологии: технологии снятия эмоционального напряжения // Интерактивная наука. 2021. №10 (65).

URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/zdoroviesberegayuschie-tehnologii-tehnologii-snyatiya-emotsionalnogo-napryazheniya

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×