Эмоционально - волевая сфера у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) | Безрукова Наталья Александровна. Работа №315140
В данной статье рассматриваются взгляды некоторых авторов на эмоционально – волевую сферу детей с общим недоразвитием речи, ее причины и особенности. Так же говорится о коррекции эмоционально – волевой сферы у детей данной категории, ее особенности и значимость. Содержание статьи поможет понять, насколько сложно детям с данным речевым нарушением сложно адаптироваться в социуме. Дети, которые входят в классификацию ОНР, слишком фиксированы на своем собственном дефекте, в связи с чем, предают большое значение эмоциональному отношению к нему (переживают, испытывают страх). Общее недоразвитие речи создает таким детям серьёзные затруднения в организации своего речевого поведения, что крайне негативно сказывается на общении с окружающими их людьми. Поэтому у таких детей отмечаются недостаток инициативы, подавленность и уклончивость, пассивность, отсутствие признаков ролевого поведения. Вследствие этого речевая патология приводит к серьёзным расстройствам в эмоционально – волевой и личностной сфере, что в свою очередь, неизменно приводит к нарушению поведения, попыткам отстранения от социума, снижению и ухудшению работоспособности, а также к другим отрицательным последствиям. Вот почему данный вопрос имеет особую значимость и актуальность при изучении детей с общим недоразвитием речи.
Безрукова Наталья Александровна
преподаватель
ОГБПОУ Ульяновский педагогический колледж
г. Ульяновск, Россия
n.belianina2016@yandex.ru
Эмоционально - волевая сфера у детей с общим недоразвитием речи (ОНР)
Аннотация. В данной статье рассматриваются взгляды некоторых авторов на эмоционально – волевую сферу детей с общим недоразвитием речи, ее причины и особенности. Так же говорится о коррекции эмоционально – волевой сферы у детей данной категории, ее особенности и значимость. Содержание статьи поможет понять, насколько сложно детям с данным речевым нарушением сложно адаптироваться в социуме.
Ключевые слова: эмоционально - волевая сфера; общее недоразвитие речи (ОНР); коррекция
На сегодняшний день нарушения эмоционально – волевой сферы детей с общим недоразвитием речи имеют стойкий характер, ведь нарушение речи в той или иной степени негативно влияет на ее развитие. Р. Е. Левина, В. А. Калягин, Л. С. Волкова, Т. Б. Филичева обуславливают это тем, что ограниченность речевого общения может сказаться на формировании личности ребенка, вызвать психические наслоения, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности). Особенно отрицательно это влияет на эффективность обучения таких детей, на их адаптацию в социуме[1].
Такие дефектологи как Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева обращают свое внимание на нестабильность эмоционально – волевой сферы у детей с ОНР. Они считают, что в психическом облике этих детей наблюдаются отдельные черты общей эмоционально - волевой незрелости, слабая регуляция произвольной деятельности[3].
Эмоционально – волевая сфера – психический процесс, включающий в себя два тесно взаимосвязанных понятия, одним из которых являются человеческие эмоции и чувства, а другим - воля.
Общее недоразвитие речи (ОНР) - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы и наблюдается качественное своеобразие развития психических процессов (Т. Б. Филичева).
В последнее время развитие эмоций и речи находятся в прямой зависимости друг от друга. Появление у ребенка новых эмоций определяется развитием у него новых способов и потребностей в общении. Освоение детьми словаря эмоциональной лексики осуществляется в неразрывном единстве с развитием представлений об эмоциях и эмоциональной экспрессии[9].
Д. Б. Эльконин, Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова считали, что эмоциональное развитие ребенка происходит постепенно, например, в общении с окружающими людьми или в процессе различных видов деятельности, прежде всего, игры. Как правило, дети данной категории не проявляют самостоятельность, обладают легкой внушаемостью, чаще других детей подчиняются и подражают другим, перенимают поведение других детей, их переживания неустойчивы и легко меняются, проявляются эмоционально неадекватная реакция на воздействия.
Отрицательные эмоции, которые нередко проявляются у детей с общим недоразвитием речи, препятствуют нормальному общению. Ведь они способствуют развитию болезней, воздействуя на мозг, а те в свою очередь на нервную систему. Эмоции связаны с познавательными процессами. Эмоциональное состояние, настроение оказывают существенное влияние на то, как он воспринимает окружающий мир, ситуацию. Говоря о многих детях дошкольного возраста с ОНР, можно выделить ряд существенных особенностей, характерных для их эмоционального развития[7].
Одной из особенностей является незрелость эмоционально – волевой сферы детей, которая обусловливает своеобразие формирования их поведения, и личностные особенности. В связи с этим отмечаются трудности в формировании нравственно – этической сферы – страдает сфера социальных эмоций, в этом случае дети еще не готовы к «эмоционально ласковым» отношениям со своими сверстниками, так же здесь могут нарушаться эмоциональные контакты с близкими взрослыми, так как эти дети слабо ориентируются в нравственно – эстетических нормах поведения.
Такие авторы как Е. Н. Васильева, Г. Н. Ефременкова считают, что при нарушении эмоциональной сферы затруднено социальное развитие ребенка, его личностное развитие – формирование самосознания, самооценки, системы «Я». В старшем дошкольном возрасте такой ребенокне имеет инициативы, его эмоции недостаточно яркие, он еще не умеет выражать свои эмоциональные состояния, имеется затруднения в понимании состояний других людей. Ребенок не может регулировать свое собственное поведение на основе усвоенных норм и правил, не готов к волевой регуляции поведения. Без специальной коррекционной педагогической поддержки такие дети оказываются психологически не подготовленными к школе по всем параметрам[2].
Как мы видим, отклонения развития эмоциональной сферы ребёнка сопровождаются проблемами социальной адаптации, сопровождающиеся соответствующими проблемами при взаимодействии личности с окружающим социумом. В результате чего, нарушения психосоциального и психоэмоционального развития ребёнка приводят к проблемам формирования личности, расстройства процессов развития ребёнка закономерно приводят к нарушению развития его личности в целом.
Второй важной особенностью являются отклонения, которые проявляются также в случаях неправильного воспитания детей, детей, растущих в неблагополучных семьях, а также в случаях педагогической запущенности или педагогических ошибок в ходе воспитания и обучения. Такие педагоги-психологи как Л. Г. Субботина, Е. И. Казакова, Н. А. Алексеева, Д. А. Белухин указывали на то, что эмоциональную жизнь старшего дошкольника с ОНР формируют их взаимоотношения с воспитателем, отношения в семье с родителями, отношения с детьми и его положением в коллективе[10].
Третей немаловажной причиной нарушения эмоционально – волевой сферы является повреждение лобных зон коры головного мозга. Осознание сложности и взаимосвязанности процессов развития ребёнка в различных сферах стимулировало расширение исследований ученых – психологов и педагогов в этих областях. Было проведено разностороннее исследование зависимости расстройств формирования эмоционально – волевой сферы от отклонений развития речи и нарушений становления личностной сферы, и как последствие, нарушения развития психики детей в целом[8].
Так же изучения Т. Б. Филичевой и Л. А. Зайцевой сообщают нам о том, что формирования личности ребёнка находятся в непосредственной зависимости от специфики нарушений речи. Задержка развития речи, низкий уровень словарного запаса и прочие речевые аномалии сказываются на формировании детского самосознания и самооценки. Особенности детской личностно-волевой и эмоциональной сфер непосредственно влияют на характер их взаимоотношений с окружающими, на осознании своего положения в обществе и понимания своих обязанностей в нем.
Форма и степень нарушения речи ребёнка оказывают прямое влияние на процесс формирования личности и развития эмоций; по причине недостаточной зрелости коммуникативной сферы детей с ОНР могут возникать неблагоприятные отношения в группе сверстников[9].
Так же, в ходе изучения особенностей нарушений речевого развития детей, нами была вскрыта связь между речевыми нарушениями (проблемы морфологического, синтаксического, логико-синтаксического и композиционного характера), коммуникативными проблемами (проблемы в диалогической и монологической речи) и нарушениями формирования эмоциональной сферы (некие проблемы в установлении контактов, замкнутость, неуверенность в себе, обидчивость, негативизм ребенка).
Особенности эмоционально-личностной сферы ребенка с ОНР связаны также и с нарушениями центральной нервной системы. При этом нарушения речевого развития приводят к расстройствам коммуникативной сферы, что выводит ребенка из детского коллектива. С возрастом эта ситуация все больше травмирует его психику[7].
В своих трудах И. Ю. Кондратенко сообщает нам о том, что у детей с общим недоразвитием речи имеется вторичные нарушения эмоциональной сферы. Из-за нарушения речи ребенок попадает в условия социальной депривации, в результате этого у него затрудняется усвоение социального опыта, специфичным путем идет усвоение эмоционального словаря. Существует ряд указаний на то, что у детей с ОНР эмоциональная лексика формируется с нарушениями и с большим отставанием в сроках. Дети не умеют осознавать свои и чужие эмоции. Это приводит к тому, что ребенок не дифференцирует сходные эмоции, затрудняется в осознании и выражении как своего, так и чужого эмоционального состояния. Наиболее страдает понимание эмоций героев художественных произведений. В целом при общем недоразвитии речи наблюдается незрелость социальных эмоций и примитивность эмоционального реагирования. Более чем у половины детей с ОНР доминируют отрицательные эмоции и повышена склонность к стрессовым состояниям. По мнению Л. М. Шипициной, Л. С. Волковой причиной снижения эмоционального состояния является сознание своей неполноценности. Дефект речи, несформированность отношений со сверстниками, дезадаптация не позволяют им быть более общительными и счастливыми[4].
Четвертой немало важной причиной является изучение О. Г. Брикот, С. С. Лебедева, Е. Н. Герасимова, в котором говорится о том, что процесс обучения и эмоционально-волевая сфера неразрывно связаны между собой. Если ребенок постоянно находится в напряжении, не проявляет активности ни в каком виде деятельности, испытывает чувство тревоги, имеет низкую самооценку, то ему намного сложнее научиться чему либо. Процесс обучения будет намного затянутее и сложнее, и будет требовать колоссального терпения как от ребенка, так и от педагога. Поэтому одна из самых важных задач воспитателя - найти действенные подходы, средства и методы для успешного воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи[6].
По результатам всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:
-эмоциональная сфера дошкольника с ОНР обуславливается повышенной тревожностью, высокой степенью психоэмоционального напряжения, не выраженностью сопереживания к эмоциональным состояниям других людей;
-самооценка учащихся с ОНР на много ниже, чем у их ровесников с нормальным речевым развитием;
-у детей с ОНР достаточно снижено стремление к успеху, такие дети более остро воспринимают свои неудачи.
Таким образом, нарушения эмоционально-волевой сферы детей с общими нарушениями речи сопровождаются следующими симптомами: гиперактивность во всех проявлениях, раздражительность, замкнутость, негативизм, агрессивность, обидчивость, нестойкость собственных интересов, пониженной наблюдательности, трудности общения и налаживание контакта с окружающими[6].
Так же нарушения социально-коммуникативной сферы у детей с ОНР затрагивают все стороны процесса общения, выделяемые в психологии:
- коммуникативной, вследствие нарушения процесса обмена информацией, за счет сложности в передаче ребенком и восприятия собеседником сообщения, и по причине особенностей программирования высказывания (Р. Е. Левина);
- интерактивной, из-за нарушения построения общей стратегии взаимодействия (А. И. Захаров);
- перцептивной, из-за задержки развития форм общения, и как следствие, нарушения адекватного восприятия более сложных форм, что, в конечном счете, обязательно приводит к невозможности полноценного восприятия (В. П. Добридень)[5].
Несмотря на всю сложность особенностей детей с общим недоразвитием речи, их эмоционально – волевая сфера поддается коррекции. Особое значение в направлении при коррекционной работе по развитию эмоционально-волевой сферы дошкольников с ОНР имеет способность управлять эмоциями, то есть произвольность поведения. Так же необходимо формировать у такого ребенка умение определять эмоции других людей и выражать свои собственные эмоции вне зависимости от ситуации. Это, в свою очередь, будет приводить к использованию эмоций как средства общения. Ведь общение является одним из главных и основных условий развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через других людей.
Данные изменения, которые произойдут с помощью коррекционной работы в эмоциональной сфере ребенка, начинают менять его взгляды на мир и отношения с окружающими, способствуют осознанию и контролированию эмоций. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не изменяется. Ее необходимо развивать, корректировать неоднократно, поскольку никакое общение, взаимодействие не будут эффективными, если его участники не способны:
- «читать» эмоциональное состояние другого;
- управлять собственными эмоциями.
У дошкольников с общим недоразвитием речи существуют особенности в формировании эмоциональной сферы. Педагогам и специалистам, которые работают с данной категорией детей, необходимо учитывать особенности их неврологического, психофизиологического, эмоционально – личностного развития и грамотно использовать данные знания[8].
Дети, которые входят в классификацию ОНР, слишком фиксированы на своем собственном дефекте, в связи с чем, предают большое значение эмоциональному отношению к нему (переживают, испытывают страх). Общее недоразвитие речи создает таким детям серьёзные затруднения в организации своего речевого поведения, что крайне негативно сказывается на общении с окружающими их людьми. Поэтому у таких детей отмечаются недостаток инициативы, подавленность и уклончивость, пассивность, отсутствие признаков ролевого поведения. Вследствие этого речевая патология приводит к серьёзным расстройствам в эмоционально – волевой и личностной сфере, что в свою очередь, неизменно приводит к нарушению поведения, попыткам отстранения от социума, снижению и ухудшению работоспособности, а также к другим отрицательным последствиям. Вот почему данный вопрос имеет особую значимость и актуальность при изучении детей с общим недоразвитием речи.
Биографические источники:
Антипова Ж. В. Формирование словаря у дошкольников с ОНР. М., 2005. 13 с.
Ефименкова
, Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда / Л.Н.
Ефименкова
. 2-е изд.,
перераб
. М.: Просвещение, 1985. 112 с.
Жукова Н. С
.,
Мастюкова
Е. Б., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление ОНР у дошкольников.
Екатеринбург: АРД
ЛТД, 1999. 320 с.
Кондратенко И. Ю. Особенности овладения эмоциональной лексикой детьми старшего дошкольного возраста с ОНР // Дефектология. 2002, №6. 51-59 с.
Кошелева, А.Д. Проблема эмоционального мироощущения ребенка / А.Д. Кошелева // Психолог в детском саду. 2000. № 2-3. 45 с.
Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. М.:
Аркти
, 2003. 48 с.
Морозова, Н.Г. Особенности поведения аномальных детей дошкольного
возраста/Н.Г. Морозова. М.: Просвещение, 1984. 120 с.
Петрушина Н. В. Особенности формирования эмоциональной сферы у дошкольников с речевыми расстройствами органического генеза / Н. В. Петрушина // Логопед. 2013. № 3. 10-17 с.
Филичева Т.Б., Туманова Т.В.
Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. М: Гном-Пресс, 1999 80с.
Юсупова Г.Х. Особенности личностного развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи: Монография. Уфа: БИРО, 2005. 56с.