Эмоционально-экспрессивное развитие детей дошкольного возрастаю | Родионова Ольга Александровна. Работа №320847
В психолого–педагогических исследованиях развитие эмоциональной сферы детей рассматривается в качестве одной из ведущих характеристик детского развития. Перемены, происходящие во взрослом обществе, изменение социально-экономических условий, обуславливают увеличение количества детей с психоэмоциональными нарушениями. Данные тенденции приводят к осложнению процесса социализации детей дошкольного возраста, затрудняют их вхождение в мир культуры межличностных отношений. Отражение социальных отношений в переживаниях ребенка не только определяет доминирующий эмоциональный фон, но и выступает источником развития и «кристаллизации» его эмоциональной сферы.
Эмоционально-экспрессивное развитие детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ.
В психолого–педагогических исследованиях развитие эмоциональной сферы детей рассматривается в качестве одной из ведущих характеристик детского развития. Перемены, происходящие во взрослом обществе, изменение социально-экономических условий, обуславливают увеличение количества детей с психоэмоциональными нарушениями. Данные тенденции приводят к осложнению процесса социализации детей дошкольного возраста, затрудняют их вхождение в мир культуры межличностных отношений. Отражение социальных отношений в переживаниях ребенка не только определяет доминирующий эмоциональный фон, но и выступает источником развития и «кристаллизации» его эмоциональной сферы.
Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребенка». Эмоции – особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, и отражающих форму непосредственного переживания (радость, горе, страх и т.п.), значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Эмоции как специфические субъективные переживания порой очень ярко окрашивают то, что человек ощущает, воображает, мыслит, эмоции представляют собой один из наиболее явно обнаруживающихся феноменов его внутренней жизни.
– Эмоциональное развитие – способность адекватного эмоционального отклика на явления действительности; предполагает также умение управлять спонтанными эмоциональными побуждениями и реакциями, эмоционально-психологическими состояниями;
Эмоциональное развитие, говоря простым языком, – процесс, в ходе которого человек становится хозяином своих эмоций. Согласно теории выразительных. Развитие эмоциональной экспрессии, или моторных механизмов эмоциональных проявлений: жестов, мимики, пантомимики и речевой интонации – важное направление педагогической работы.
Одним из ключевых направлений процесса эмоционально-экспрессивного развития учёными рассматривается становление воспроизведения и восприятия дошкольниками эмоциональных состояний. В рамках определенных задач экспериментальных исследований установлены особенности расширения модального ряда эмоциональных переживаний, усложнение системы знаний об эмоциях у детей на разных этапах дошкольного детства.
К эмоциональным новообразованиям прежде всего можно отнести способность дифференцировать признаки экспрессии и идентифицировать их значения в контексте определённых эмоциональных состояний; развитие эмпатии как способности сопереживать, сочувствовать, содействовать чувству другого человека, способность к эмоциональному предвосхищению.
На основании результатов исследований, раскрывающих возрастные изменения в эмоциональной сфере ребенка и особенности распознания и воспроизведения эмоций детьми нами установлено, что сензитивным периодом в эмоционально-экспрессивном развитии детей является возраст 4-7 лет. В четыре года у дошкольника появляется произвольность, возможность управлять своей экспрессией, экспрессивные проявления человека начинают приобретать значение специального предмета познания. На этой основе мы выделили два периода в эмоционально-экспрессивном развитии детей в дошкольном возрасте:
– 3-4 года – пропедевтический – период накопления эмоционального опыта, обогащения и дифференциации эмоционального реагирования;
– 4-7 лет – период интенсивного эмоционально–экспрессивного развития, заключающегося в развитии понимания ребенком эмоций и совершенствовании экспрессивной выразительности.
Особое значение в развитии эмоциональной экспрессии детей приобретает театрализованная игра. Эстетические переживания помогают ребенку испытывать восхищение теми проявлениями жизни, которые он раньше не замечал, и передать их с помощью движений, жестов, мимики и других средств выразительности
Второй вид игр – эмоционально–экспрессивные направлены на развитие выразительности моторных механизмов эмоциональных проявлений: жестов, мимики, пантомимики и речевой интонации. Разработанный автором комплекс игр предполагает разнообразие и усложнение: от репродуктивных игровых действий детей (по образцу) к самостоятельным импровизациям; от игр, построенных на компонентах экспрессии, подвластных управлению и самоконтролю (жесты, мимика) к играм, предполагающим принятие детьми различных поз, использованию голосовых импровизаций.
Дети дошкольного возраста обладают большими потенциальными возможностями для восприятия, понимания и эмоциональной отзывчивости на произведения искусства.
Для детей очень важно чувствовать безопасность окружающего его быта. Систематическое выполнение необходимых условий для правильной организации режима дня способствует хорошему самочувствию детей, поддержанию на высоком уровне функционального состояния нервной системы, положительно влияет на процессы роста и развития организма.