Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 27.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Эмоциональное благополучие - залог успешности» | Васильева Ирина Витальевна. Работа №210242

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Васильева Ирина Витальевна
В статье описаны как развивается эмоциональная сфера у детей, виды эмоций, а также перечень  игр и упражнений, направленных на взаимодействие взрослых и ребенка.

Эмоциональное благополучие - залог успешности
Эмоциональная сфера дошкольника: развитие эмоциональной сферы детей, виды эмоций...
Развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются "индикатором" состояния ребенка, с другой - сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.
Маленькие дети часто находятся "в плену эмоций", поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что может приводить к импульсивности поведения, осложнениями в общении со сверстниками и взрослыми. Лишь по мере личностного развития у них постепенно формируется способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей, развивается произвольность поведения, чувства становятся более устойчивыми и глубокими.
Особенно трудным для ребенка бывает период, когда в его жизни происходят существенные изменения - он начинает ходить в детский сад или в школу. Требуется немало времени, чтобы ребенок освоился в новой обстановке, привык к новому распорядку дня, к общению с ранее незнакомыми ему детьми, осознал требования воспитателей и учителей, понял, как усваивать новые знания в процессе группового обучения.
К сожалению, достаточно часто страдают дети с задержкой психического и речевого развития, проблемами в общении, страхами, обедненной эмоциональной сферой, трудностями самовыражения, заниженной самооценкой, проблемами, связанными с семьей. Ребенку нужна только наша любовь и принятие его таким, какой он есть. И он раскроется, как цветок, и потянется к вам, воспитывая все доброе и светлое, что мы ему несем.
Сообразительный, смышленый ребенок, но замкнут и неразговорчив. Другой - не погодам интеллектуально развит, но капризен, плачет по любому поводу, быстро утомляется. Этот дошкольник уже освоил и чтение, и счет, а общение со сверстниками ему все никак не дается, к тому же он обидчив, задирист, агрессивен. Дальнейшее успешное личностное, в том числе интеллектуальное, развитие таких детей возможно, если своевременно обратить внимание на процесс формирования их эмоций.
Формирование "умных" эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания.
В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребенка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Ее необходимо развивать.
Для целенаправленной, системной работы с детьми необходимо определиться, что брать за основу, на какие эмоции опираться.
Существует несколько классификаций эмоций.
Одной из них, наиболее удобной для практических целей, является классификация К. Изарда. Основана на фундаментальных эмоциях: интерес, радость, удивление, горе, отвращение, презрение, страх, стыд, вина. Остальные эмоции, согласно этой теории, являются производными. Особенности внешнего проявления эмоциональных состояний определяются по мимике (выразительным движениям мышц лица), пантомимике (выразительным движениям всего тела) и "вокальной мимике" (выражению эмоций в интонации, тембре, ритме, вибрато голоса).
Невнимание или недостаточное внимание к эмоциональной жизни детей приводит к негативным последствиям: либо эмоциональное развитие ребенка оказывается пущенным на самотек, либо взрослые наносят ребенку эмоциональную травму, сами того не желая. Нередко, когда родителям указывают, что в эмоциональной сфере ребенка не все благополучно, они в ответ проявляют непонимание, растерянность или полную беспомощность.
Жизнь без эмоций, без эмоционального развития, без эмоциональной окрашенности событий не может быть полноценной, гармоничной. "Стоит лишь на минуту представить себе жизнь людей, лишенную эмоций, - отмечал отечественный физиолог П.К. Анохин, - как сейчас же перед нами откроется глубокая пропасть взаимного непонимания и полной невозможности установить чисто человеческие отношения. Мир таких людей был бы миром бездушных роботов, лишенных всей гаммы человеческих переживаний и неспособных понять ни субъективные последствия всего происходящего во внешнем мире, ни значения своих собственных поступков для окружающих. Страшная и мрачная картина."
Для организации и поддержания благоприятного психологического климата как каждого ребенка, так и групп в дошкольных образовательных учреждениях, необходимо уметь определять и вовремя корректировать психические состояния воспитанников.
Игры и упражнения, направленные на взаимодействие взрослых и ребенка
Хорошо, если родители выражают свою любовь к ребенку не только в физическом уходе за ним, но и в эмоциональном общении: участливо разговаривают с ним, играют, ласкают его. Хорошо, если в семье царят доверие, доброжелательность, искренняя забота, взаимопомощь. У ребенка, живущего в такой атмосфере, естественно и органично развивается способность к позитивному взаимодействию с' окружающим миром. Он растет эмоционально защищенным и уверенным в себе, открытым и общительным.
Совместные игры не только обогащают игровой и нравственный опыт детей, но и повышают их эмоциональный настрой. Взрослым игры с ребенком помогают понять его духовные интересы, запросы, потребности, лучше изучить характер складывающейся личности. Игра позволяет ознакомиться со многими свойствами и качествами окружающих предметов, подражать взрослым членам семьи в поступках, речи, мимике, жестах и трудовых действиях. В игровой роли он подражает не только действиям, но и отношениям, чувствам, переживаниям взрослых. Без такого переживания невозможно сформировать нравственные понятия.
Каждой вещи - свое место
Предложите ребенку запомнить, где лежат, стоят, висят различные домашние предметы, а затем выйти из комнаты. Соберите на столе 7-10 небольших предметов. Пригласите ребенка в комнату и предложите ему вернуть каждый предмет на свое место.
Возможен и другой вариант: ведущий меняет предметы местами.
Задача играющих - вернуть вещи на прежние места.
Прошу, дай мне, пожалуйста
Взрослый: Пришел медвежонок к пчелке и просит меду. Я буду пчелкой, а ты медвежонком. Попроси меду голосом и движением. Если ребенок затрудняется, взрослый берет на себя роль медвежонка и, обращаясь к пчелке, просит ласковым голосом: Пчелка, пчелка, дай мне меду (протягивает руку с повернутой вверх раскрытой ладонью). Ребенок кладет ему на ладонь воображаемое лакомство, и медвежонок съедает его с удовольствием, облизываясь. Потом меняются ролями.
До свидания - здравствуйте!
Взрослый спрашивает, как можно попрощаться движением руки.
Если ребенок затрудняется ответить, взрослый показывает жест: подняв руку вверх, машет кистью (от себя). Затем со словом до свидания он удаляется от ребенка, прощально помахивая рукой, а со словом здравствуйте приближается, протягивая к нему руки с повернутыми вверх раскрытыми ладонями. Пусть ребенок включится в игру, повторяя движения и слова вместе со взрослым.
Проснись
Ребенок будит спящую игрушку нежными, мягкими прикосновениями руки и тихо, ласково приговаривает: Проснись, мое солнышко! и т.п.
Взрослый: Давай поиграем. Я - как будто дочка (сынок) - и сплю. А ты - мама (папа) - меня будишь. Только постарайся будить ласковыми словами, нежным голосом и мягкими прикосновениями, чтобы меня со сна не испугать. Ситуация разыгрывается по ролям. При этом просыпающийся может потянуться, протереть глаза, улыбнуться. При повторе участники меняются ролями.
Ласка
Взрослый просит малыша ласково погладить любимую игрушку, выражая свою любовь к ней, приговаривая нежно: Хорошая, хорошая. Подсказывает: Загляни ей в глазки ласково. Сам может показать движение, исполняя его выразительно, с участием.
Давай дружить
Взрослый: Встретились однажды зайчонок и бельчонок, и захотелось им подружиться. Бельчонок был посмелее и первым предложил дружить. Зайчонок согласился.
Взрослый предлагает ребенку быть бельчонком и попытаться найти жест, выражающий предложение дружить: рука с повернутой вверх раскрытой ладонью протягивается партнеру. Сам взрослый - зайчонок - отвечает на это жестом согласия: кладет свою руку поверх руки партнера, ладонь в ладонь. Друзья гуляют по лесу, взявшись за руки, а потом прощаются, помахав друг другу руками: До свидания.
Участники игры меняются ролями и повторяют ее, стараясь выразительно исполнять жесты и произносить слова: Давай дружить - то с радостной, то с мягкой, приветливой интонацией.
Все мы знаем: если пропустить в жизни ребенка игровой этап, его взрослая жизнь может сложиться совсем иначе.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×