Эмоциональное развитие детей через сказкотерапию в учреждении социального обслуживания | Субракова Тарина Амировна. Работа №354812
Аннотация. Статья посвящена важности применения сказкотерапии как метода эмоционального развития детей в учреждениях социального обслуживания, таких как детские дома и социально-реабилитационные центры. Рассматриваются основные принципы сказкотерапии, её влияние на эмоциональное и психологическое состояние детей, а также методы использования сказок для решения проблем детской агрессии, страха, тревоги и одиночества. Приводятся примеры использования сказок в работе с детьми, а также рекомендации для воспитателей, как эффективно применять этот метод для помощи детям в условиях социальной реабилитации.
Ключевые слова: сказкотерапия, эмоциональное развитие, дети, социальное обслуживание, воспитатель, психология, эмоциональное состояние, методика.
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ СКАЗКОТЕРАПИЮ В УЧРЕЖДЕНИИ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
Субракова Тарина Амировна, воспитатель
МБДОУ Бельтирский детский сад "Колокольчик"
Республика Хакасия, с. Бельтирское
Аннотация. Статья посвящена важности применения сказкотерапии как метода эмоционального развития детей в учреждениях социального обслуживания, таких как детские дома и социально-реабилитационные центры. Рассматриваются основные принципы сказкотерапии, её влияние на эмоциональное и психологическое состояние детей, а также методы использования сказок для решения проблем детской агрессии, страха, тревоги и одиночества. Приводятся примеры использования сказок в работе с детьми, а также рекомендации для воспитателей, как эффективно применять этот метод для помощи детям в условиях социальной реабилитации.
Ключевые слова: сказкотерапия, эмоциональное развитие, дети, социальное обслуживание, воспитатель, психология, эмоциональное состояние, методика.
Эмоциональное развитие детей — это важная составляющая их общего психоэмоционального благополучия, особенно в условиях учреждений социального обслуживания, таких как детские дома и реабилитационные центры. В таких учреждениях дети часто сталкиваются с различными эмоциональными трудностями: одиночеством, страхами, агрессией, тревогой из-за изменений в жизни. Для преодоления этих проблем воспитатели и психологи используют различные методы, одним из которых является сказкотерапия.
Сказкотерапия — это психотерапевтический метод, основанный на использовании сказок, рассказов и притч для помощи детям в решении их эмоциональных и психологических проблем. Сказка как искусство не только развлекает, но и помогает ребенку понять свои чувства, справиться с трудностями и научиться выражать свои эмоции и переживания.
Данная статья рассматривает возможности использования сказкотерапии в работе воспитателей с детьми в учреждениях социального обслуживания, а также её влияние на эмоциональное развитие детей, находящихся в сложных жизненных ситуациях.
Принципы сказкотерапии
Сказкотерапия основана на нескольких ключевых принципах, которые важны для успешного применения этого метода в работе с детьми:
Индивидуальный подход. Каждый ребенок уникален, и сказки должны быть подобраны в соответствии с его возрастом, опытом и эмоциональными потребностями.
Игровой элемент. Сказкотерапия включает элементы игры, что делает процесс общения с детьми более доступным и интересным. Использование образов сказок помогает детям легко воспринимать и осознавать свои эмоции.
Метафоричность. Сказки являются метафорическими историями, в которых проблемы, с которыми сталкивается ребенок, представлены в образах и символах. Это позволяет ребенку безопасно, без угрозы для психики, размышлять о своих переживаниях.
Процесс самовыражения. Сказкотерапия предоставляет детям возможность выразить свои чувства через роль в сказке, с помощью рисования, театрализованных постановок и других творческих способов.
Позитивный исход. Сказки, как правило, имеют положительный финал, что способствует восстановлению эмоциональной стабильности у ребенка. Это помогает создать веру в лучшее и в собственные силы.
Роль сказкотерапии в эмоциональном развитии детей
В детских домах и центрах социального обслуживания дети часто переживают стрессовые ситуации: утрату семьи, изменение окружения, страхи, агрессию, одиночество. Сказки дают возможность детям справиться с внутренними переживаниями, научиться выражать свои эмоции и находить решения в сложных ситуациях.
1. Преодоление страха и тревоги
Сказки помогают детям научиться справляться с различными страхами. Например, история о том, как герой преодолевает свои страхи, может дать ребенку модель поведения в реальной жизни. С помощью сказочных персонажей дети учат, что можно преодолеть трудности и страхи, если быть смелым, решительным и искать помощь у окружающих.
Пример: сказка о том, как мальчик или девочка отправляется в лес и встречает страшных лесных существ, но с помощью умных решений и смелости находит способ преодолеть эти страхи, вернувшись домой с новыми знаниями о себе и мире.
2. Развитие эмпатии и понимания чувств других людей
Сказки помогают детям понять эмоции других людей и научиться сопереживать. Проживание судьбы персонажей в сказках позволяет детям развить эмоциональный интеллект, научиться различать эмоции и выражать их в реальной жизни.
Пример: сказка о животных или людях, которые переживают трудные моменты, учит детей пониманию чувств других, развивает способность сопереживать и помогать.
3. Развитие социальных навыков
Часто в сказках герои сталкиваются с социальными трудностями, такими как одиночество, непонимание, конфликты. Пример героев, которые решают свои проблемы с помощью общения, сотрудничества или взаимопомощи, может помочь детям научиться решать свои собственные проблемы в социальной среде.
Пример: сказка о том, как несколько животных или людей преодолевают трудности, объединяя усилия, может научить ребенка важности командной работы, доброты и уважения к окружающим.
4. Проработка агрессии и стресса
В учреждении социального обслуживания дети, как правило, имеют опыт травматичных ситуаций, что может проявляться в агрессии или апатии. Сказкотерапия помогает ослабить внутреннее напряжение и направить агрессию в конструктивное русло через создание образов борьбы со злом, через преодоление трудностей и достижения целей.
Пример: сказка о борьбе героя с темными силами или трудностями помогает детям перенаправить агрессию в безопасное русло, учит их не решать проблемы с помощью насилия, а через настойчивость, выдержку и умение договариваться.
Методы применения сказкотерапии в учреждениях социального обслуживания
Сказкотерапия может быть использована различными способами в зависимости от потребностей детей и задач воспитателя. Вот несколько методов, которые могут быть эффективно применены:
1. Чтение сказок
Чтение сказок — это самый традиционный и доступный метод, который можно использовать в любой группе. Важно выбрать такие сказки, которые будут близки детям по возрасту и эмоциональному состоянию. Чтение можно сопровождать обсуждением, где дети делятся своими чувствами и мыслями относительно происходящего в сказке.
2. Творческие задания по мотивам сказки
После прочтения сказки можно предложить детям рисовать иллюстрации к ней, делать коллажи, лепить фигурки героев из пластилина или участвовать в театрализованных играх. Это помогает детям не только лучше понять содержание сказки, но и выразить свои эмоции через творчество.
3. Создание собственных сказок
Вместо того чтобы только воспринимать чужие истории, можно предложить детям самим создавать сказки. В этом процессе они могут выразить свои переживания, страхи, мечты и ожидания, а также придумать решение своих проблем.
4. Использование кукольного театра
Кукольный театр — это отличное средство для работы с детьми, особенно с теми, кто испытывает трудности с вербализацией своих чувств. Через кукольные персонажи дети могут прожить различные эмоции и ситуации, научиться решать проблемы, не испытывая стресса.
5. Ролевая игра
Ролевые игры, основанные на сюжетах сказок, позволяют детям переживать различные ситуации, разыгрывать роли, а также искать решения. Такие игры помогают детям социализироваться и лучше понимать свои эмоциональные реакции.
Сказкотерапия является мощным инструментом для эмоционального развития детей в учреждениях социального обслуживания. Она помогает не только развить эмоциональный интеллект, но и способствует разрешению внутренних конфликтов, преодолению страха и тревоги, а также развитию эмпатии и социальных навыков. Для воспитателей важно правильно выбирать сказки, учитывать индивидуальные особенности детей и создавать поддерживающую атмосферу, где каждый ребенок сможет найти отклик для своих переживаний.
Список литературы
Греновецкая
, Л. С. Формирование социально-эмоционального интеллекта у старших дошкольников посредством сказкотерапии с использованием развивающих игр В. В.
Воскобовича
/ Л. С.
Греновецкая
. —
Текст :
непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 27 (422). — С. 167-169. — URL:
https://moluch.ru/archive/422/93805/
Георгиевская, Д. А. Социализирующие функции сказкотерапии в работе с современными детьми дошкольного возраста / Д. А. Георгиевская, С. П.
Акутина
. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22 (102). — С. 896-899. — URL: https://moluch.ru/archive/102/23492/
Прохорова, М. Л. Влияние сказкотерапии на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста / М. Л. Прохорова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 18 (308). — С. 404-406. — URL:
https://moluch.ru/archive/308/69409/