Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста | Степанян Асмик Лориковна . Работа №250018

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Степанян Асмик Лориковна
Эмоции ребенка дошкольного возраста проявляются в первую очередь при взаимодействие с яркими,интересными обьектами окружающей действительности.

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №23

 

 

Статья

«Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста»

 

 

 

 

 

Воспитатель: Степанян А.Л.

 

 

 

Одинцово 2019

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста

Развивать эмоции ребенка не менее важно, чем учить его читать или писать.

Ребенку это необходимо, чтобы понимать и прогнозировать дальнейшее поведение своих сверстников и взрослых в похожих ситуациях. Сегодня я расскажу вам о Эмоциональном развитии дошкольника.

Эмоции ребёнка дошкольного возраста проявляются в первую очередь при взаимодействии с яркими, интересными объектами окружающей действительности. Эмоциональные процессы являются той сферой психического бытия ребёнка, которая заряжает и регулирует все остальные его функции. Эмоциональные образы и эмоциональный контроль являются целью и продуктом воспитания.Достигнув трехлетнего возраста ребенок испытывает: радость, грусть, смущение, вину, ревность, страх, стыд, гордость.Но ему еще не хватает социальных чувств и эмоций, которые появляются у ребенка когда он достаточно долго находится в коллективе других детей.

У трехлетнего ребенка чувства быстро появляются и так же быстро проходят. А у шестилетнего ребенка чувства, которые он испытывает - более продолжительные.

Если дошкольник в этом ограничен, то он испытывает разочарование и это отражается на его поведении. Ребенок становится непослушным, упрямым, агрессивным, лжет и ворует.

Позже у такого ребенка возникают трудности в образовании.

Нельзя забывать, что на дошкольника очень влияют негативные события в его семье.

Если в семье обстановка напряженная, ребенок подвергается насилию, то у него начинаются эмоциональные расстройства и приступы тревоги.

Воспитание через эмоциональное воздействие – очень тонкий процесс. Основная задача

заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их

направлять. Подлинные чувства – переживания – плод жизни.

Они не поддаются произвольному формированию, а возникают, живут и умирают в зависимости от

изменяющихся в процессе деятельности человека его отношений к окружающему. (3, с. 115)

Невозможно, да и не нужно, полностью оградить ребенка от отрицательных переживаний. Их

возникновение в детской деятельности может сыграть и позитивную роль, побуждая к их преодолению.

Важной здесь является интенсивность: слишком сильные и часто повторяющиеся отрицательные эмоции

приводят к разрушению действий (например, сильный страх мешает ребенку прочитать стихотворение

перед публикой), и, становясь устойчивыми, приобретают невротический характер. Безусловно, воспитатель

или взрослый должен главным образом ориентироваться на положительное подкрепление деятельности

дошкольника, на то, чтобы вызвать и поддержать у него положительный эмоциональный настрой в

процессе деятельности. С другой стороны, ориентация дошкольника только на получение положительных

эмоций, связанных с успехами, тоже является малопродуктивной. Изобилие однотипных положительных

эмоций рано или поздно вызывает скуку. Ребенку (как и взрослому) необходим динамизм эмоций, их

разнообразие, но в рамках оптимальной интенсивности.

Эмоции и чувства плохо поддаются волевой регуляции. Взрослым полезно помнить об этом,

сталкиваясь с нежелательными или неожиданными для них детскими эмоциями. Чувства ребенка в таких

острых ситуациях лучше не оценивать – это повлечет за собой лишь непонимание или негативизм. Нельзя

требовать от ребенка не переживать то, что он переживает, чувствует; можно ограничивать лишь форму

проявления его негативных эмоций. Кроме того, задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять

эмоции, а в том, чтобы косвенно, опосредованно направлять их, организуя деятельность ребенка.

Основные изменения в эмоциональной сфере у детей на этапе дошкольного детства обусловлены

иерархии

Чувства ребенка-дошкольника постепенно теряют импульсивность, становятся более глубокими по

смысловому содержанию. Тем не менее, остаются трудно контролируемыми эмоции, связанные с

органическими потребностями, такими как голод, жажда и т. д. Изменяется и роль эмоций в деятельности

дошкольника. Если на предыдущих этапах онтогенеза основным ориентиром для него являлась оценка

взрослого, то теперь он может испытывать радость, предвидя положительный результат своей деятельности

и хорошее настроение окружающих.

Постепенно ребенком-дошкольником осваиваются экспрессивные формы выражения эмоций — интонация, мимика, пантомимика. Овладение этими выразительными средствами, кроме того, помогает ему глубже осознать переживания другого. Свое влияние на эмоциональное развитие оказывает развитие познавательной сферы личности, в частности, включение речи в эмоциональные процессы, что приводит к их интеллектуализации.

На протяжении дошкольного детства особенности эмоций проявляются вследствие изменения общего характера деятельности ребенка и усложнением его отношений с окружающим миром. Около 4-5 лет у ребенка начинает формироваться чувство долга. Моральное сознание, являясь основанием этого чувства, способствует пониманию ребенком предъявляемых ему требований, которые он соотносит со своими поступками и поступками окружающих сверстников и взрослых. Наиболее ярко чувство долга демонстрируется детьми 6-7 лет.

Интенсивное развитие любознательности способствует развитию удивления, радости открытий.

Эстетические чувства также получают свое дальнейшее развитие в связи с собственной художественно-

творческой деятельности ребенка.

Ключевыми моментами эмоционального развития ребенка дошкольного возраста являются:

— освоение социальных форм выражения эмоций;

— формируется чувство долга, получают дальнейшее развитие эстетические, интеллектуальные и

моральные чувства;

— благодаря речевому развитию эмоции становятся осознанными;

— эмоции являются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия.

Вспомните содержание и построение ваших повседневных, привычных фраз (драка,

неубранные игрушки, одежда не на месте, неубранная постель). Озвучьте! С какого местоимения

начинаются чаще всего эти высказывания? Я или ты? Что с этого?

Существует два способа сообщения кому-либо информации – это «Ты–высказывание» или «Я–

высказывание».

«Ты–высказывание» - это способ сообщения кому-либо информации о нем самом, его

поведении, чертах характера и т. д., при котором создается впечатление вашей правоты и неправоты

другого человека. Они отражают отличие вашей точки зрения от точки зрения того человека, с

которым вы общаетесь. Способ, которым обычно произносят «Ты–высказывание», легко может

вызвать раздражение или защитную реакцию у человека, к которому они обращены.

Его может рассердить то, что собеседник считает себя правым настолько, что может позволить

«Ты–высказывание». Часто в этих случаях может возникнуть конфликт, который связан не столько с

какой-то проблемой, сколько с отношением к ней человека, допускающего «Ты–высказывание».

«Ты всегда оставляешь разбросанные игрушки» - теперь конфликт не связан с игрушками.

После сказанного конфликтная ситуация возникает в связи с тем, что и почему делает ребенок, а

также с тем, всегда или только иногда он делает это. В результате ребенок чувствует, что он плохой и

обижается.

Вспомните ситуации, когда с помощью «Ты–высказывания» вам внушали личностные качества,

которые делали вас неуспешными в какой-либо деятельности. Например, вам неоднократно

говорили, что вы вечно опаздываете, все теряете, плохо учитесь и т.д. Подобное программирование

поведения человека с помощью «Ты-высказываний» порою влияет на его самооценку и уровень

притязаний.

Общение в модели «Я – высказывание» или «Я - сообщение» начинается с местоимений «Я»

или «Мне», далее идет описание эмоционального состояния, описание ситуации, что вызвало эти

эмоции. Если переживания негативные, то необходимо дать идеальный вариант, который начинается

со слов «я бы хотела…». Пример, «Я огорчаюсь, когда вижу разбросанные по группе игрушки, я бы

хотела, чтобы по окончанию игры, игрушки сразу убирались на места. У каждой игрушки есть свое

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×