Эмоциональный интеллект и математика: как управлять страхом и стрессом на уроках | Якимова Ольга Геннадьевна. Работа №349998
Аннотация. В статье рассматривается взаимосвязь между эмоциональным интеллектом и обучением математике. Подчеркивается важность управления эмоциями для снижения стресса и страха, связанных с изучением математики. Приводятся практические рекомендации для учителей, направленные на создание поддерживающей атмосферы на уроках и развитие эмоциональной грамотности учащихся.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, математика, страх, стресс, управление эмоциями, поддерживающая атмосфера.
Эмоциональный интеллект и математика:
как управлять страхом и стрессом на уроках
Якимова Ольга Геннадьевна, учитель математики
Муниципальное Казенное Общеобразовательное Учреждение «Басмановская Средняя Образовательная Школа»
Аннотация. В статье рассматривается взаимосвязь между эмоциональным интеллектом и обучением математике. Подчеркивается важность управления эмоциями для снижения стресса и страха, связанных с изучением математики. Приводятся практические рекомендации для учителей, направленные на создание поддерживающей атмосферы на уроках и развитие эмоциональной грамотности учащихся.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, математика, страх, стресс, управление эмоциями, поддерживающая атмосфера.
Математика для многих учеников ассоциируется с трудностями и стрессом, что зачастую приводит к формированию негативного отношения к предмету. Часто страх перед математическими задачами и неуверенность в своих силах становятся преградой на пути к успешному обучению. Важным аспектом решения этой проблемы является развитие эмоционального интеллекта как у учащихся, так и у учителей. Эмоциональный интеллект включает в себя способность осознавать, понимать и управлять своими эмоциями и эмоциями других, что играет ключевую роль в создании комфортной учебной среды и снижении стресса на уроках математики.
Управление эмоциями — это важный навык, который позволяет учащимся преодолевать страх перед математикой. Учитель математики может играть важную роль в этом процессе, создавая поддерживающую атмосферу, где ученики будут чувствовать себя в безопасности и уверенно. Для начала, стоит обратить внимание на собственные эмоции и реакции на трудности. Если учитель демонстрирует спокойствие и уверенность при решении математических задач, это может служить примером для учащихся. Они увидят, что неудачи — это естественная часть процесса обучения и что к ошибкам можно относиться конструктивно.
Одним из эффективных методов работы с эмоциями на уроках является интеграция практик внимательности (майндфулнесс) в процесс обучения. Простые упражнения на осознанность, такие как глубокое дыхание или короткие медитации перед началом урока, могут помочь снизить уровень стресса. Например, учитель может предложить учащимся закрыть глаза и сделать несколько глубоких вдохов, сосредоточившись на своих ощущениях. Это поможет создать расслабляющую атмосферу и подготовить учеников к восприятию нового материала.
Кроме того, важно создать пространство, где учащиеся могут открыто обсуждать свои чувства и страхи, связанные с математикой. Учитель может проводить регулярные обсуждения на тему эмоций, спрашивая учеников о том, что они чувствуют, когда сталкиваются с трудными задачами. Такие беседы помогут ученикам осознать, что они не одни в своих переживаниях, и что их чувства имеют значение. Использование групповых обсуждений или парной работы может способствовать созданию доверительной атмосферы, где ученики могут делиться своими страхами и находить поддержку друг у друга.
Для снижения стресса на уроках математики учителям также следует внедрять игровые элементы и разнообразные подходы к обучению. Использование математических игр, конкурсов и креативных заданий помогает отвлечь внимание от давления и сосредоточиться на процессе обучения. Игровой формат позволяет снизить уровень тревожности, так как акцент смещается на сотрудничество и веселье, а не на конкуренцию. Например, учитель может организовать соревнование между командами, где ученики решают задачи на скорость. Такой подход создаст атмосферу вовлеченности и уменьшит страх перед ошибками.
Не менее важным аспектом является индивидуализация обучения. Учитывая различные уровни подготовки учащихся, учитель может предлагать задания, соответствующие их возможностям, тем самым избегая чувства перегруженности. Дифференцированные задания позволяют каждому ученику чувствовать себя успешным и уверенным, что способствует снижению стресса. Например, ученикам с разным уровнем подготовки можно предложить решить одну и ту же задачу, но с разными уровнями сложности — это может быть сделано через изменение чисел в задаче или использование дополнительных подсказок.
Важным шагом в управлении страхом и стрессом является обучение учеников навыкам саморазмышления и самооценки. Учитель может предлагать учащимся вести дневники, где они будут записывать свои успехи и трудности, а также анализировать свои эмоции в процессе обучения. Это поможет ученикам лучше понять свои чувства и развить навыки саморегуляции. Например, после каждого урока можно предложить ученикам заполнить небольшую анкету, где они будут оценивать, как они себя чувствовали, какие задачи им были сложны и что они хотели бы улучшить.
Существует множество методов и стратегий, которые могут помочь учителям математики в управлении эмоциями учеников. Однако важно помнить, что это требует времени и терпения. Постепенно создавая поддерживающую атмосферу и внедряя практики, направленные на развитие эмоционального интеллекта, учителя могут значительно снизить уровень страха и стресса, связанных с изучением математики. Успех в обучении зависит не только от знаний, но и от умения управлять своими эмоциями и поддерживать позитивное отношение к процессу.
В заключение, эмоциональный интеллект играет ключевую роль в обучении математике. Управление страхом и стрессом на уроках возможно через создание поддерживающей атмосферы, практику внимательности, открытое обсуждение эмоций, использование игровых методов и индивидуализацию подходов к обучению. Учителя, развивая эмоциональный интеллект как у себя, так и у своих учеников, могут значительно улучшить учебный процесс и помочь учащимся не только освоить математические навыки, но и развить уверенность в себе и своих способностях.
Список литературы
Гельман
В. Я.
, Дмитриева
Е. С.
Связь успешности обучения математике с восприятием эмоциональной информации речи у детей // Медицина: теория и практика. 2019.
№S. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/svyaz-uspeshnosti-obucheniya-matematike-s-vospriyatiem-emotsionalnoy-informatsii-rechi-u-detey
Дюличева
Ю. Ю.
У
чебная аналитика
МООК
как инструмент анализа математической тревожности
// Вопросы образования. 2021.
№4. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/uchebnaya-analitika-mook-kak-instrument-analiza-matematicheskoy-trevozhnosti
Клепиков
В. Н.
Психологические барьеры на путях изучения математики в школе // Школьные технологии. 2017.
№2. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-bariery-na-putyah-izucheniya-matematiki-v-shkole
Литвинова
В. Ю.
П
риемы развития эмоционально-чувственной сферы учащихся на уроках математики
// ДМ. 2015.
№42. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/priemy-razvitiya-emotsionalno-chuvstvennoy-sfery-uchaschihsya-na-urokah-matematiki