Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 18.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Эмоциональный интеллект в начальной школе: способы развития | Рева Елена Сергеевна. Работа №350982

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: В статье рассматривается важность развития эмоционального интеллекта у младших школьников как важной составляющей личностного и учебного развития детей. Эмоциональный интеллект включает в себя способность понимать и контролировать свои эмоции, а также способность распознавать и учитывать эмоции других людей. В контексте начального образования развитие эмоционального интеллекта способствует улучшению межличностных отношений, повышению мотивации к учебе, снижению уровня стресса и конфликтности. В статье приводятся методы и подходы, направленные на формирование этих навыков у младших школьников, включая различные игровые и практические упражнения, примеры из педагогической практики и научные рекомендации. Также рассматривается роль учителя в воспитании эмоциональной грамотности детей и важность создания поддерживающей и эмоционально комфортной атмосферы в классе.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, начальная школа, эмоциональная грамотность, межличностные отношения, мотивация, стрессоустойчивость, педагогические методы, развитие навыков общения.

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ
Рева Елена Сергеевна, учитель начальных классов
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Луганской Народной Республики Селезневская средняя школа № 18 имени Героя Советского Союза А.В. Дубенко
Аннотация: В статье рассматривается важность развития эмоционального интеллекта у младших школьников как важной составляющей личностного и учебного развития детей. Эмоциональный интеллект включает в себя способность понимать и контролировать свои эмоции, а также способность распознавать и учитывать эмоции других людей. В контексте начального образования развитие эмоционального интеллекта способствует улучшению межличностных отношений, повышению мотивации к учебе, снижению уровня стресса и конфликтности. В статье приводятся методы и подходы, направленные на формирование этих навыков у младших школьников, включая различные игровые и практические упражнения, примеры из педагогической практики и научные рекомендации. Также рассматривается роль учителя в воспитании эмоциональной грамотности детей и важность создания поддерживающей и эмоционально комфортной атмосферы в классе.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, начальная школа, эмоциональная грамотность, межличностные отношения, мотивация, стрессоустойчивость, педагогические методы, развитие навыков общения.
Эмоциональный интеллект (ЭИ) – это способность человека осознавать, понимать и регулировать свои эмоции, а также чувствовать эмоции других людей и учитывать их в своих поступках. Эта способность играет важнейшую роль в жизни каждого человека, начиная с раннего возраста, ведь она напрямую влияет на то, как ребёнок взаимодействует с окружающим миром, как строит отношения с другими людьми и как справляется с трудными ситуациями. Эмоциональный интеллект тесно связан с личностным развитием и успешностью в учебе, а также с общим психоэмоциональным состоянием. В контексте начальной школы развитие ЭИ является особенно важным, поскольку это тот возраст, когда закладываются основы взаимодействия с окружающими, формируются ключевые навыки саморегуляции и эмоциональной осознанности.
В последние годы в педагогической практике всё большее внимание уделяется не только академическим знаниям, но и развитию эмоциональной сферы детей. Понимание собственных чувств, а также умение понимать и учитывать эмоции других людей, становится не менее важным, чем развитие когнитивных навыков. Эмоционально грамотные дети легче адаптируются к школьной жизни, быстрее находят общий язык с одноклассниками и учителями, способны конструктивно решать конфликты и стрессовые ситуации. В свою очередь, дети с высоким уровнем эмоционального интеллекта, как правило, имеют высокую мотивацию к учебе, что в свою очередь способствует лучшим результатам.
Эмоциональный интеллект включает в себя несколько компонентов: осознание своих эмоций, способность управлять ими, способность распознавать эмоции других людей и умение взаимодействовать с ними. Важно, чтобы дети не только научились распознавать эмоции, но и понимали, как их можно контролировать, выражать и направлять в нужное русло. Кроме того, важно развивать у детей эмпатию, то есть способность ставить себя на место другого человека и понимать его чувства. Эти навыки имеют огромное значение в школьной жизни, где каждый день дети сталкиваются с различными ситуациями, требующими эмоциональной зрелости, от выполнения домашних заданий до межличностных конфликтов.
Развитие эмоционального интеллекта у младших школьников может быть организовано через разнообразные подходы и методы, которые учитель может применять в процессе образовательной деятельности. Одним из самых эффективных инструментов является использование игр и практических упражнений, направленных на развитие осознания и контроля эмоций. Например, игры, в которых дети учат эмоции и учат друг друга правильно называть чувства, становятся хорошей базой для осознания собственных эмоций. Это может быть как индивидуальная работа, так и групповая. Дети учат друг друга распознавать выражения лиц, жесты, интонацию, что является важной частью развития эмпатии и социализации.
Одним из методов, который активно используется для развития эмоциональной осознанности и саморегуляции у младших школьников, является методика Эмоциональное колесо. Этот инструмент помогает детям понять, какие эмоции они могут испытывать в различных ситуациях, и учит их правильно реагировать на эти эмоции. На изображении колеса изображены различные эмоции, такие как радость, гнев, печаль, удивление, страх и другие. Учитель предлагает детям на примере конкретной ситуации (например, ситуация с конфликтом) обозначить, какие чувства они испытывают, и, далее, искать способы их регулирования. Такой подход помогает детям не только осознать свои эмоции, но и научиться с ними работать, избегать агрессивных реакций и находить способы решения конфликтов.
Другим эффективным методом является использование техники отражения чувств. В этом методе дети учат друг друга распознавать эмоции и отражать их. Например, если один из учеников делится своими переживаниями, учитель или одноклассники могут повторить его слова, акцентируя внимание на эмоциональной окраске: Ты чувствуешь злость, потому что тебе не нравится, что ты не успеваешь сделать всё, что запланировал. Этот метод помогает детям развить навыки внимательного слушания, а также улучшить их способность распознавать и формулировать свои эмоции.
Очень важно, чтобы учитель также уделял внимание созданию комфортной и поддерживающей эмоциональной атмосферы в классе. Дети должны чувствовать, что их чувства и переживания важны, и что они могут открыто делиться своими эмоциями без страха быть осуждёнными. Это помогает детям быть более уверенными в себе и своих эмоциях, а также учит их уважению к чувствам других. Например, можно организовать специальные занятия, посвященные развитию эмпатии, где дети в игровой форме учат друг друга читать эмоции на лицах, делиться своими переживаниями и учиться помогать другим справляться с трудностями. Такие занятия можно проводить на протяжении всей учебной программы, чтобы развивать у детей навыки работы с эмоциями на постоянной основе.
Методы работы с эмоциональным интеллектом включают в себя работу с литературными произведениями, в которых раскрываются различные эмоциональные состояния и переживания героев. Чтение таких произведений позволяет детям не только развивать воображение, но и учиться сопереживать персонажам, анализировать их поступки и чувства. После чтения можно организовывать обсуждения, в ходе которых дети будут делиться своими мыслями о переживаниях героев, учиться анализировать, какие эмоции двигали ими, как эти эмоции влияли на действия персонажей. Это помогает развить у детей способность распознавать эмоции и формировать здоровое отношение к ним.
Особое внимание следует уделить развитию у детей умения справляться с негативными эмоциями, такими как гнев, обида, страх. Это важно, поскольку дети, не умеющие справляться с этими эмоциями, могут стать объектами агрессии или, наоборот, замкнуться в себе. Учитель может использовать различные практики, направленные на расслабление, такие как дыхательные упражнения, медитации, упражнения на внимание. Эти методы помогают детям научиться управлять своими эмоциями, снижать уровень стресса и тревоги, а также находить способы выхода из неприятных ситуаций без разрушительных последствий.
Развитие эмоционального интеллекта способствует не только улучшению эмоционального климата в классе, но и повышению общей мотивации учеников. Эмоционально грамотные дети легче воспринимают учебный материал, так как они умеют справляться с негативными эмоциями, не позволяя им мешать процессу обучения. Более того, эмоциональный интеллект помогает детям развивать навыки сотрудничества, эффективного общения и решения конфликтов. Это, в свою очередь, способствует не только успешному обучению, но и гармоничному развитию личности ребёнка.
Таким образом, развитие эмоционального интеллекта в начальной школе играет важную роль в подготовке детей к жизни в обществе. Это помогает детям не только научиться понимать свои эмоции, но и эффективно взаимодействовать с окружающими, преодолевать трудности, строить здоровые отношения. Педагог, который внедряет методы работы с эмоциональным интеллектом, оказывает значительное влияние на психоэмоциональное развитие детей, что способствует их успешному обучению и личностному росту.
Список литературы
Алферова М.А., Аристова И.Л. Эмоциональный интеллект и психологические теории эмоций // Universum: психология и образование. 2017. №12 (42). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnyy-intellekt-i-psihologicheskie-teorii-emotsiy
Белалов Р.М., Кафарова К.З., Нальгиева И.А. Интерактивные игры как средство развития эмоционального интеллекта младших школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2023. №80-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/interaktivnye-igry-kak-sredstvo-razvitiya-emotsionalnogo-intellekta-mladshih-shkolnikov
Шмырева О.И., Коваль Н.А. Эмоциональное развитие: процесс и содержание // Вестник Тамбовского университета. Серия: Общественные науки. 2015. №4 (4). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnoe-razvitie-protsess-i-soderzhanie
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×