Эпизод "Я один, но это не значит, что я одинок" | Гатилова Дора Сергеевна. Работа №338296
Человек – это существо разумное. Потенциально он старается тянуться ко всему хорошему и положительному. Позитив, оптимизм – это залог счастливой жизни. Однако везде должна быть золотая середина. И когда проблемы копятся и не решаются, то случается ужасная катастрофа.
Сегодня многие люди пытаются убежать от проблем, будь это серьезный разговор или проверочная работа, а может и что-то более глобальное. Они не пытаются решать проблему, закрывают на нее глаза. Они боятся испытать стресс, боятся плакать, боятся больно сжимающегося сердца. Поэтому они и не думают, не говорят о проблемах, стараются от них отвлечься, например, за просмотром тех же смешных видео в социальных сетях, прослушиванием бессмысленных, веселых песен, чтением любительских рассказов. Нет ничего плохого в подобном времяпровождении, но нельзя, чтобы человек занимался этим тогда, когда это неуместно, потому что проблема в таком случае увеличивается в размерах и решить её становится ещё сложнее (если не невозможно).
Разрабатывая эту проблему в своем сценарии я обращаюсь к творчеству Виктора Цоя, который пел для людей и про людей – многие его тексты посвящены переменам внутри себя, конфликтам внутреннего и внешнего мира, поискам жизненного вектора. Цой был довольно прямолинейным человеком и не боялся говорить о насущном. Он не призывал, а скорее подталкивал других людей к такому же подходу. Отсюда и идея эпизода: не нужно пугаться реальности и пытаться от неё укрыться – необходимо с ней бороться или же ее принять, пока не стало слишком поздно. Именно об этом говорится в песне группы Кино "Мама, мы все тяжело больны", которая в данном эпизоде является попыткой достучаться до людей, “прячущихся” в хрущевке и использующих в качестве отвлечения от насущного радиоприемник, что изо дня в день крутит заводные песни, порой “ломаясь” и передавая сводку негативных повестей.
Кроме того, хотела бы добавить, что во время разработки данного эпизода я неожиданно наткнулась на рассказ Цоя, называющийся «Романс». Оттуда я перенесла главного лирического героя, который ежедневно пытается обрести себя в повседневном быту, умирает, вырывая свое сердце, и восстает вновь. Отсутствие его имени тоже не случайно: это собирательный образ всех современных исполнителей, которые, подобно Цою, поют о том, что волнует их, а не то, что требует слушатель.
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ»
ФАКУЛЬТЕТ ИСКУССТВ
КАФЕДРА РЕЖИССУРЫ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И
ПРАЗДНИКОВ
Сценарий эпизода театрализованного представления, посвящённого Виктору Робертовичу Цою
«Я один, но это не значит, что я одинок»
Номинация “Лучший эпизод”
Выполнила: Гатилова Дора Сергеевна
Педагог: Баринова Виктория Артемовна
Санкт-Петербург
2024 г.
Обоснование выбора темы:
Человек – это существо разумное. Потенциально он старается тянуться ко всему хорошему и положительному. Позитив, оптимизм – это залог счастливой жизни. Однако везде должна быть золотая середина. И когда проблемы копятся и не решаются, то случается ужасная катастрофа.
Сегодня многие люди пытаются убежать от проблем, будь это серьезный разговор или проверочная работа, а может и что-то более глобальное. Они не пытаются решать проблему, закрывают на нее глаза. Они боятся испытать стресс, боятся плакать, боятся больно сжимающегося сердца. Поэтому они и не думают, не говорят о проблемах, стараются от них отвлечься, например, за просмотром тех же смешных видео в социальных сетях, прослушиванием бессмысленных, веселых песен, чтением любительских рассказов. Нет ничего плохого в подобном времяпровождении, но нельзя, чтобы человек занимался этим тогда, когда это неуместно, потому что проблема в таком случае увеличивается в размерах и решить её становится ещё сложнее (если не невозможно).
Разрабатывая эту проблему в своем сценарии я обращаюсь к творчеству Виктора Цоя, который пел для людей и про людей – многие его тексты посвящены переменам внутри себя, конфликтам внутреннего и внешнего мира, поискам жизненного вектора. Цой был довольно прямолинейным человеком и не боялся говорить о насущном. Он не призывал, а скорее подталкивал других людей к такому же подходу. Отсюда и идея эпизода: не нужно пугаться реальности и пытаться от неё укрыться – необходимо с ней бороться или же ее принять, пока не стало слишком поздно. Именно об этом говорится в песне группы Кино "Мама, мы все тяжело больны", которая в данном эпизоде является попыткой достучаться до людей, “прячущихся” в хрущевке и использующих в качестве отвлечения от насущного радиоприемник, что изо дня в день крутит заводные песни, порой “ломаясь” и передавая сводку негативных повестей.
Кроме того, хотела бы добавить, что во время разработки данного эпизода я неожиданно наткнулась на рассказ Цоя, называющийся «Романс». Оттуда я перенесла главного лирического героя, который ежедневно пытается обрести себя в повседневном быту, умирает, вырывая свое сердце, и восстает вновь. Отсутствие его имени тоже не случайно: это собирательный образ всех современных исполнителей, которые, подобно Цою, поют о том, что волнует их, а не то, что требует слушатель.
Прямоугольная сцена. Декорации типичного российского двора 80-ых: задник в виде серой хрущёвки, в окнах которых горит свет. Некоторые окна открыты – на них стоят радиоприемники. Парадные разрисованы маркерами: «Счастливое будущее происходит сейчас!», «Мы счастливы!», «Хуже всего быть пессимистом, не верящим в прекрасное будущее!». На улице расположены деревянная скамейка, ржавеющие турники, качель, фонарь, излучающий белый свет. Посередине сцены – маленькое дерево с тонкой гирляндой.
Вечер первого дня
Из правой кулисы выходит Он, облаченный полностью во всё чёрное: косуха, футболка, заправленная, свободные брюки, закрепленные двумя кожаными ремнями. Он несёт в руках гитару. Его фигура подсвечивается пушкой. Он садится на скамейку, кладет музыкальный инструмент подле себя. Поворачивается назад, смотрит на хрущевку, после разворачивается обратно, достаёт из кармана косухи пачку сигарет, из которой берет одну штуку. Зажав меж губ сигарету и спрятав пачку, достает зажигалку, которой поджигает сигарету. Начав курить, Он осматривает зрителя. Спустя время он вступает с ним в диалог.
Он. У меня есть дело. И есть люди, которые помогают мне совершенствоваться в моем деле. И я благодарен им и, в принципе, делаю это дело для них, но ведь мне это тоже приносит удовлетворение и удовольствие. Означает ли это наличие какой-то гармонии между мной и людьми?
Во время своего монолога Он курит и задумчиво смотрит в зрительский зал. Из левых кулис доносится смех. Он обращает на это внимание. Оттуда стремительно выбегают дети, которые весело смеются. За ними бежит мальчик лет десяти. Ему кричат дразнилку: “Не догонишь, не догонишь!”. Они бегут в правую кулису, а водящий – за ними. Он молча наблюдает за ними, делая шаг назад, чтобы не спровоцировать столкновение. Некоторое время еще слышатся радостные возгласы. Он следит за источником звука. После, как только все замолкает, вновь смотрит на зрителя.
Он. Видимо, да, но нитка этой гармонии все-таки очень тонкая, иначе не было бы так трудно просыпаться по утрам, и мысли о смерти и вечности, и собственном ничтожестве, и о происходящем повсюду не повергали бы в такую глубокую депрессию.
Он тушит сигарету, а затем выкидывает её в урну и садится на скамью. Пожилая женщина, появившаяся около своего открытого окна, усиливает звук радиоприемника. Он смотрит на нее. Играет второй куплет песни «Бродячие артисты» группы «Весёлые ребята»:
(Из радиоприемника). Никогда не расстаются
С нами музыка и смех.
Если зрители смеются,
Значит празднуем успех.
Мы приедем, мы уедем,
Летом, осенью, зимой,
И опять приснится детям
Наш вагончик расписной.
Пожилая женщина покачивает головой в такт песни и пританцовывает с улыбкой, пока песня резко вдруг не обрывается. Слышатся помехи.
Радиоприемник. Срочные новости! Попытка государственного переворота провалилась! Деятельность ГКЧП прекращена, а президент СССР, Михаил Горбачёв, вернулся с семьёй обратно…
Хорошее настроение женщины портится. Она выключает радиоприемник.
Пожилая женщина. Опять политика! А такая песня хорошая играла! Моя любимая вообще-то!
Пожилая женщина фыркает, включает радиоприемник вновь, ища нужную волну. Найдя приятную песню, она выдыхает, затем снова расслабляется, улыбается и, пританцовывая с улыбкой, уходит вглубь своей квартиры. Он поворачивает голову на зрителя.
Он. Меня мало волнует политика, но больше заботят люди, которые не желают ничего знать о страшном…
Он, задумавшись, достает из чехла гитару, начинает на ней играть. Поначалу песня группы Кино “Ночь” звучит неуверенно, тихо.
Он. Я один, но это не значит, что я одинок,
Мой магнитофон хрипит о радостях дня…
В окнах видно, что люди ходят, смеются, что-то громко обсуждают. Герой играет громче. В это время гирлянда на маленьком дереве загорается теплым желтым светом.
Он. И эта ночь и ее электрический свет бьет мне в глаза.
И эта ночь и ее электрический дождь бьет мне в окно…
Люди привлечены шумом. Недовольно смотрят на Него. Некоторые начинают закрывать окна.
Он. И эта ночь и ее электрический голос манит меня к себе,
И я не знаю, как мне прожить следующий день…
Захлопываются оставшиеся окна, закрываются шторы. Он поворачивается на хрущевку, смотрит на окна, в которых поочерёдно начинает гаснуть свет. Затем Он поворачивается обратно к зрителю и убирает гитару в чехол.
Он. И так каждый раз. Одна песня за другой отвергается людьми. Моя душа — в моих песнях. Но люди не желают принимать мою душу, словно с ней что-то не то…
Он тяжело вздыхает и смотрит на маленькое дерево, гирлянда которого продолжает светиться теплым желтым светом. Он усмехается, а затем встает со скамьи и берет с собой гитару.
Он. Что я должен сделать, чтобы нить нашей связи стала крепче?
Он склоняет голову вниз, а затем в глубокой задумчивости уходит со сцены.
День второй
Распахиваются окна. Люди подтягиваются, улыбаются, друг друга приветствуют. Из окна высовывается пожилая женщина. Она включает радиоприемник.
Жители хрущевки. (обращаясь к пожилой женщине) Здравствуйте, Клавдия Ивановна!
Клавдия Ивановна. Здравствуйте! (улыбается) Каждое утро нашей хрущевки начинается с зарядки! Именно от неё зависит, каким будет наше настроение: хорошим или плохим!
Радиоприёмник. Не останавливаемся. Продолжаем наши упражнения! И…! Раз, два, три, четыре!
Люди начинают делать разные упражнения: кто-то шагает в такт голосу диктора, кто-то прыгает, кто-то тянется из стороны в сторону – это все выглядит довольно смешно и нелепо. В это же время из-за кулис с левой стороны выходит мужчина. Он, пыхтя, тащит по полу расписную каменную клумбу. Люди с интересом за ним наблюдают. Следом выбегают две девочки школьного возраста в милых платьицах в горошек. Они смеются. В их руках – розы без шипов. Как только мужчина дотащил свою клумбу, он тяжело выдыхает и вытирает пот со лба. Девочки сажают цветы. Люди приостанавливают свою зарядку и заинтересованно наблюдают за ними.
Мужчина. Ниночка!
Девочки. Мамочка!
Открывается ещё одно окно, где появляется массивная, зевающая женщина с торчащими из волос бигуди и в домашнем красном халате. Она издает восхищенный вздох, прижимает руки к груди. Люди одобряюще кивают.
Мужчина. Ниночка, это для тебя!
Ниночка. Божечки!
Жители хрущевки решают поддержать мужчину. Клавдия Ивановна этажом выше, включает на радиоприёмнике песню (припев) Аллы Пугачевой «Миллион алых роз»:
(из радиоприемника): Миллион, миллион, миллион алых роз
Из окна, из окна, из окна видишь ты.
Кто влюблен, кто влюблен, кто влюблен и всерьез.
Свою жизнь для тебя превратит в цветы.
Жители хрущевки одобряюще кивают, начинают хлопать, а затем подпевать, как и мужчина с девочками. Несколько детей появляются в окнах хрущевки. Они зовут родителей, тянут за руки, но те в ответ их мягко отталкивают и отмахиваются от них, продолжая наблюдать за романтической сценой.
Жители хрущевки. Миллион, миллион, миллион алых роз!
Из правых кулис выходит Он. Его рука лежит в кармане штанов. Он останавливается и смотрит на происходящее.
Мужчина. Из окна, из окна, из окна видишь ты!
Люди продолжают подпевать. Ниночка чуть ли не плачет.
Жители хрущевки. Кто влюблен, кто влюблен, кто влюблен и всерьез.
Мужчина. Свою жизнь для тебя превратит в цветы.
Песню резко обрывают хлопки, радостные крики и смех. Ниночка хлопает в ладоши и плачет. Люди смотрят на неё в ожидании.
Ниночка. Боря! Я люблю тебя! Катенька, Аленушка, какие вы у меня замечательные!
Жители хрущевки ликуют. Мужчина и девочки убегают, а затем появляются в окне, где стоит Ниночка. Она целует Борю в щеку, а девочки стоят рядом с ними. Окна остаются открытыми. Песня обрывается новостью, нарушая идиллию. В это время Он проходит к скамейке и закуривает.
Радиоприемник. Здравствуйте, дорогие слушатели! Это утренние новости. Сегодня у нас в программе…
Он и люди прислушиваются.
Радиоприемник. …количество разведенных пар составляет 598 тысяч. Это на 30 тысяч больше, чем в прошлом году…
Люди становятся напряженными, хмурыми. Они замирают. Пожилая женщина раздраженно переключает волны на радиоприемнике. Он садится на скамейку.
Клавдия Ивановна. Не верю этой статистике! Вот смотрю на своих соседей и вижу счастливые пары! Вводят тут людей в заблуждение – ужас! Вот в мое время такого не было!
Люди поддакивают, соглашаясь с ней. Клавдия Ивановна находит другую волну. Играет веселая мелодия. Люди издают вздох облегчения. Клавдия Ивановна тоже удовлетворенно выдыхает, а после, кряхтя, отходит от окна. Люди, улыбаясь, начинают заниматься своими бытовыми делами. Он в это время докуривает сигарету и тушит ее об урну. Он поднимает взгляд к небу.
Он. А мне всё-таки кажется, что люди действительно стали меньше понимать друг друга. Много ссор, много недопониманий, и каждый отстаивает свою правду. А если бы они сели за стол и обсудили бы те проблемы, которые есть в их отношениях? Их любовь могла бы стать намного крепче.
Он тяжело вздыхает. Смотрит на крайнее левое окно второго этажа, где стоит светловолосая девушка и поливает цветы на подоконнике. Он достает гитару из чехла, а после вновь смотрит на девушку. Та не обращает на Него внимания. Он начинает неуверенно и тихо наигрывать мелодию. Песня Кино “Но это не любовь”.
Он. Я знаю, что ты живешь в соседнем дворе,
Ты идешь не спеша, не спеша...
Он становится громче. К окнам начинают подходить люди и злобно смотрят на Него. Девушка перестает поливать цветы, скрещивает руки на груди и смотрит недовольно на Него.
Он. Ты часто проходишь мимо, не видя меня
С кем-то другим, я стою не дыша.
Девушка фыркает, а затем захлопывает громко окно и отходит от окна. Он играет еще чувственнее и громче. Жители хрущевки негодуют. Дерево вновь загорается теплым желтым светом.
Боря. Молодой человек, прекратите этот балаган!
Он не слышит, продолжая играть песню.
Он. О, но это не любовь...
Люди недовольно смотрят на Него. Окна поочередно захлопываются. Кто-то плюет, кто-то отмахивается рукой. Ниночка отгоняет детей, Боря захлопывает со злобой окно. Последнюю строку Он чуть ли не воет.
Он. О, но это не любовь...
Он плавно останавливается. Клавдия Ивановна качает головой и цокает языком. Он обращает на неё внимание и поворачивает голову к ней.
Клавдия Ивановна. Молодой человек… В вашей песне никакой романтики! Ни о каких светлых чувствах здесь не идет и речи! Настенька, как и все мы, это чувствует!
Клавдия Ивановна качает головой, а затем закрывает окна. Он остается один.
Он. И вновь это повторилось. Я вкладываю в эти песни свои мысли, свою душу, свое сердце, но что в итоге? Снова и снова люди отвергают мое творчество…
Он откладывает гитару в сторону. Достаёт из нижнего правого кармана косухи пачку, она оказывается пустой. Он обессиленно выдыхает, сжимает губы и выкидывает пустую пачку сигарет. Тянется в нижний левый карман – ничего не находит. Расстраивается сильнее. Потянулся правой рукой в верхний левый карман – нащупал сердце. Громкий стук. Он кривится от боли, тяжело дышит.
Он. Наверное, сердце и есть причина моей невозможности укрепить мою связь с людьми.
После этого Он натягивает левую часть косухи на тело правой рукой. С большим трудом, с громким тяжелым дыханием и болью Он резко вытаскивает правую руку с бьющимся в ней механизмом, похожим на сердце и переводит взгляд на него. Несколько секунд Он смотрит на него, а затем выбрасывает сердце в урну. Гирлянда на дереве перестает гореть.
Он. Кажется, стало легче…
Вокруг все темнеет. Загорается фонарь над скамьей. Он делает выдох, после встает со скамьи. Разворачивается лицом к хрущевке и идет к ней. Приближается к распахнутому окну с краю на первом этаже. Пролезает шумно в окно. Слышен звук падения и Его болезненные мычания. Распахивается крайнее окно второго этажа. Оттуда высовывается сонная недовольная Настенька и пытается найти источник шума. В окне появляется Его покачивающаяся фигура, потирающая ушибленные места. Настенька раздраженно фыркает, закрывает окно. Он некоторое время стоит, после тоже закрывает окно.
День третий
Светлеет. Распахивается крайнее левое окно второго этажа. В нём появляется Настенька, которая зевает и прикрывает правой рукой рот, а другой – потирает глаз. Опирается на подоконник, смотрит на улицу. Недовольно выдыхает.
Настенька. Этот местный сумасшедший снова разбушевался, вдарился в крайности и разбудил меня посреди ночи. И каждый раз я задаюсь вопросом, глядя на него: “А в чем проблема жить, как все нормальные люди?”. У него есть дом, есть безопасное место, которое может подарить ему уют и спокойствие. Но нет! Он снова и снова пытается что-то доказать, наводит суету и выводит счастливых людей из равновесия. Проблемы были и будут у страны всегда, и это как обычно само собой разрешится. А человек наводит панику, раздувает из мухи слона… Спрашивается, для чего же он это делает? Я не знаю. Но именно по этой причине я никогда не отвечу на его чувства взаимностью. У нас все прекрасно и дальше будет еще лучше! Конечно, не без трудностей некоторых, а у кого их нет?.. Но не стоит абсолютно каждую новость принимать так близко к сердцу!
Настенька пожимает плечами, а далее включает свой радиоприёмник, настраивая нужную ей волну.
Радиоприемник. Здравствуйте, товарищи! Сегодняшнее наше утро начнется с гимнастики. Затраты 10-15 минут на выполнение упражнений с лихвой окупается и хорошим самочувствием в течение дня, и бодростью, и энергией!
Окна хрущевки начинают поочередно распахиваться. Бодрые Люди высовываются из них, здороваются и широко улыбаются. Следом распахивается Его окно. Он выглядит помято. Жители хрущевки смотрят на Него осуждающе, но надолго не заинтересовываются.
Радиоприемник. Приступаем к занятиям. Встаньте в основную стойку: это значит поставить пятки вместе, носки врозь, руки опустить и выпрямиться…. Головы не наклонять, смотрите вперед!
Люди в хрущевках выполняют сказанное радиоприемником. Их движения гипертрофированы, комичны.
Радиоприемник. Поглубже вдохните и… шагом марш! Раз, два, три, четыре! Раз, два, три, четыре-с! Прямее держитесь! Не сутультесь!
Он, облокотившись о подоконник и подперев ладонью щеку, смотрит на них.
Он. Мне кажется, что эта музыка недостаточно энергична для вашей зарядки.
Люди приостановились, удивленно и растерянно на Него взглянули. Удивление сменяется недовольством.
Клавдия Ивановна. Словно, вы, молодой человек, сможете нам сыграть что-то лучше?
Жители хрущевки. (соглашаясь) Не сможете!
Он удаляется вглубь, достает гитару и возвращается к окну. Перепрыгивает через подоконник, приземляясь на пол, и идет к скамье. Садится на нее, достает из чехла гитару.
Он. Я вырвал свое сердце для того, чтобы услышать другие слова.
Жители хрущевки неясно на Него смотрят и перешептываются друг с другом. Настенька делает звук на радиоприемнике потише.
Он. Мое творчество отныне идет не от меня, а от вас. Говорите, что-то бодрое, под что можно бы было делать зарядку?..
Он задумчиво смотрит на гитару, пока люди пребывают в недоумении. Он громко усмехается.
Он. Включайте.
Настенька делает звук на радиоприемнике громче.
Радиоприемник. Не отвлекайтесь! Следующее упражнение! Руки поднимите в стороны. Сгибая руки, наклоните туловище вперед и коснитесь левым локтем бедра правой ноги. Правую ногу заложите за спину. Раз-два! Выпрямитесь и поднимите руки в стороны! Три-четыре! Теперь сделаем тоже самое, только касаемся правым локтем левой ноги! Раз-два! Отлично! Продолжаем в том же духе! Раз, два, три, четыре!
Он бьет по струнам, подбирая аккорды под ритм речи диктора. Как только вступает фортепиано на радиоприемнике, Он создает аккомпанемент, благодаря гитаре. Люди изумлены, невольно начинают улыбаться. Они продолжают выполнять упражнение.
Клавдия Ивановна. А это… интересно!
Радиоприемник. Ноги соедините, руки опустите. Новое упражнение. Поднимите руки вверх! Отставляя левую ногу подальше назад, опустите-с на левое колено. Руки положите на правое колено. Делаем. Раз-два. Упираясь в колено, встаньте, приставьте ногу и поднимите руки вверх. Три-четыре! Проделайте тоже самое с другим коленом! Раз-два! Три-четыре!
Жители хрущевки развеселились. Зарядка выглядит еще нелепее, чем прежде.
Клавдия Ивановна. Если бы мой муж Петенька делал зарядку каждое утро и меньше переживал за все происходящее в округе, то я бы его не похоронила полгода назад! Молодой человек, у вас еще есть возможность стать лучшей версией себя! Будьте здоровы, будьте бодры и занимайтесь вместе с нами! Играйте громче и веселее!
Жители хрущевки. (хором) Будьте человеком здоровым!
Клавдия Ивановна делает упражнения усиленнее. Он, услышав ее просьбу, играет еще громче и сильнее.
Радиоприемник. Достаточно! Занятия окончены! Вы все большие молодцы! Желаем вам хорошего дня!
Он дает решающий удар по струнам. Люди тяжело дышат, улыбаются.
Клавдия Ивановна. Вы удивили нас, молодой человек! Это было здорово!
Люди поддерживают пожилую женщину и аплодируют Ему. Он улыбается. Радиоприемник начинает издавать помехи. Люди, напрягшись и став серьезными, поворачивают голову на радиоприемник.
Радиоприемник. Здравствуйте, товарищи. В эфире программа «Сводка новостей». Постановление № 410 «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма и искоренению самогоноварения» не оправдало ожиданий Правительства. Количество пьющих людей удвоилось. Тоже самое можно сказать и о курящих…
Люди хмурятся. Настенька переключает волну на радиоприемнике. Играет веселая мелодия. Жители хрущевки расслабляются, постепенно под музыку начинают заниматься домашними делами. Он задумывается. Вдруг слышится детский смех и звук ударяющихся друг о друга склянок. Из левой кулисы выбегают дочери Бори и Ниночки – Катенька и Аленушка, держащие в руках стеклянные бутылки.
Катенька. Давай построим из этих бутылок паровозик счастья!
Аленушка. Давай!
Девочки садятся посередине сцены и одну бутылку за другой ставят. Он на них смотрит.
Аленушка. А почему это паровозик счастья?
Катенька. Потому что его везет наш старший братик Вася! Он же у нас машинист!
Боря. Девочки!
Боря рявкнул на дочерей и подскочил, злобно на них глядя. Девочки сжались.
Боря. (шепотом, оглянувшись назад и снова посмотрев на девочек) Сколько раз я говорил вам не упоминать старшего брата? Ваша мама сильно расстраивается из-за этого!
Аленушка и Катенька. Прости, пап!
Девочки взглянули друг на друга. Посмотрели наверх. Боря отходит от окна.
Аленушка. (шепотом) Как думаешь, почему папа и мама не любят говорить о Васе?
Катенька. (шепотом) Потому что он уже давно не возвращался домой…
Девочки тяжело вздыхают.
Катенька. (вдохновившись) Нам надо поехать за ним и вернуть его домой! Тогда папа и мама не будут злиться!
Аленушка. И мы сделаем сюрприз Васе! Он, наверняка, не думает, что мы поедем его забирать!
Девочки смеются, дают друг другу “пять”. Паровозик состоит из четырех бутылок. Девочки берут каждую бутылочку и начинают их перемещать по сцене, направляясь к турникам, но вдруг останавливаются. Он за ними наблюдает.
Катенька. Ну нет… Это не паровозик счастья… Он ведь молчит… А должен петь.
Аленушка. Да, точно!
Он ударяет по струнам. Девочки посмотрели на Него и улыбнулись.
Катенька. Ой, дядя! Сыграйте нам на гитаре песенку про паровозик, пожалуйста!
Он кивает. Ударяет по струнам гитары. Складывается мелодия. Люди, услышав веселый мотив песни, начинают высовываться из окна и смотреть на происходящее, которое заставляет их улыбаться. В числе людей есть Настенька. Она переключает радиоприемник, найдя минусовку этой песни.
Катенька. Чух-чух, чух-чух - паровозик,
Аленушка. Чух-чух, чух-чух - паровозик,
Катенька. Он бежит, качается,
Аленушка. Охает, старается!
Их стеклянные бутылки кружат вокруг турников. Далее едут прямо к песочнице. Он начинает играть немного громче, подпевает вместе с радостными девочками. Жители хрущевки тоже подпевают.
Катенька. Ох-х-х, ш-ш-ш, таки-таки, таки-таки,
Аленушка. Ох-х-х, ш-ш-ш, таки-таки, таки-таки,
Девочки оказываются в песочнице. Вдруг они перестают петь. Их лица выражают испуг. Он тоже перестает играть на гитаре.
Катенька и Аленушка. О нет, это же зыбучие пески! Они хотят засосать наш паровозик и не дать встретиться нам с братом!
Жители хрущевки ахают. Девочки имитируют засасывание паровозика, опуская бутылки в песок. Он играет мелодию, похожую на бой. Из окна высовывается Ниночка с Борей.
Ниночка. Девочки! Идите есть борщ! Потом доиграете!
Он перестает играть на гитаре и поднимает взгляд на женщину. Девочки делают тоже самое. Жители хрущевки смотрят на Ниночку.
Катенька. Мам, но ведь наш паровозик сейчас засосет! И мы едем к Ва…
Боря нахмурил брови.
Алена. (закрывая ладонью рот сестры) Мам, нам очень-очень нужно доехать!
Ниночка закатывает глаза, ударяет полотенцем по подоконнику.
Ниночка. Я сказала бегом на обед! Потом доедете! (строгий тон сменяется на вежливый) Молодой человек, охраняйте, пожалуйста бутылки. Мы их сдадим в стеклотару.
Он кивает. Девочки оставляют бутылки в песке и встают. Жители хрущевки возвращаются к своим бытовым делам. Грустно смотрят на паровозик.
Катенька. Наш паровозик потонул в мамином супе…
Аленушка. (шепотом) И мы так и не встретили Васю…
Девочки грустно вздыхают и уходят со сцены за левую кулису. Ниночка отходит, Боря остается около окна. Веселая музыка продолжает играть на радиоприемнике. Люди, как ни в чем не бывало, продолжают заниматься бытовыми делами, пританцовывая под весёлую мелодию, играющую на радиоприемнике. Он смотрит задумчиво на бутылки и отвлекается, когда Боря кашляет в кулак.
Боря. Молодой человек, если девочки попросят спеть еще раз эту песню, то откажите им вежливо, хорошо? Она напоминает мне о сыне… Он учился на машиниста, потом был отправлен в Афганистан в 87-ом. В 89-ом был вывод войск, но по сей день никакой информации про него нет. Говорят, пропал без вести… В общем, думаю, что вы меня поняли… Да, и еще… Ниночку тоже не хочется нервировать. Она и так сама не своя.
Он. Я понимаю. Мне жаль.
Боря. (отмахивается, щелкает пальцами) Но, кстати, мне кажется, что вы станете хорошим отцом. Дети любят музыку, так разучите побольше весёлых песен.
Жители хрущевки. Да! Станьте хорошим отцом!
Он. Спасибо. Я постараюсь. В конце концов, моей ошибкой было то, что я не прислушивался к вам.
Люди радостно кивают.
Боря. Так держать, молодой человек!
Он откладывает гитару. Песня заканчивается и начинает играть мелодия из новостей. Он застывает на месте. Люди испуганно смотрят на радиоприемник.
Радиоприемник. Сегодня в нашей программе: “Прекрасный боец и кровожадный бандит” или как многие ветераны Афганской войны были позабыты правительством и начали вступать в ОПГ…
Жители хрущевки хмурятся. Боря ударяет по подоконнику, не совладав с эмоциями.
Боря. Выключите это к чертовой матери!
Настенька быстро переключает волну на радиоприемнике. Играет веселая мелодия. Жители хрущевки выдыхают облегченно, начинают заниматься домашними делами, у них вновь умиротворенное настроение. Настенька смотрит на Него из окна. Из левых кулис выходит ОПГшник, насвистывая себе песню, в спортивной кофте, в кепке, в широких штанах и кроссовках. Ему лет шестнадцать, вертит на пальце ключи. Походка расхлябанная, наглая. У него звонит мобильный телефон. ОПГшник Данек берет трубку, тяжело вздыхает. Осматривается. Он смотрит на Данька. Тот проходит мимо песочницы и замечает бутылки стеклянные.
Данек. Опачки. Удача сама мне подмигнула.
ОПГшник присвистывает, садится на корточки, собираясь забрать бутылки.
Он. Это не твои бутылки.
Данек. Пф-ф-ф… Ну оставили, значит будут моими.
Он. Я их охраняю.
Данек. Тебя че, бес попутал, а дядь? Я говорю, их оставили… Не нарывайся, а. Иначе тебе придется иметь дело с моими кентами. Понял?
Он. Нет, не понял.
Данек плюнул через плечо, подходит к Нему. Он встал со скамьи. Они стоят напротив друг друга. Данек замахивается, наносит удар. Настенька кричит, убегает вглубь комнаты, люди высовываются из окон. Он уворачивается, выпрямляется и сам наносит удар в живот Данька. ОПГшник сгибается. Настенька бежит из правой кулисы к Нему.
Настенька. Ты в порядке? Я видела, как он на тебя замахивался! Он тебя не ударил?
Он. Нет, все хорошо.
Девушка кладет руки на его щеки, осматривает. Данек, согнувшись, отползает незаметно, и, оказавшись в песочнице, хватает бутылки и убегает к левым кулисам, растаптывая дерево. Опомнившись, ОПГшник меняет направление и бежит за левые кулисы.
Ниночка. Ах ты негодяй! Куда побежал?! Остановись, кому говорю!
Настенька. Ниночка, бутылки еще найдутся! А вот человека уберегли! Радоваться надо.
Жители хрущевки соглашаются с Настенькой. Ниночка выдыхает. Он смотрит назад, затем на растоптанное дерево.
Он. Это не последнее посаженное мною дерево. И об этом не стоит грустить, ведь дерево и человек – это два разные существа по своей сути, которые никогда не поймут друг друга. А люди обязаны понимать друг друга. И если все против тебя, значит за тобой есть ошибка, которую нужно исправить. Я осознал свою ошибку: я делал то, что людям не нравится.
Он вздыхает. Настенька опускает ладони. Девушка вдруг что-то вспоминает.
Настенька. Подожди!
Девушка убегает от Него за левую кулису. Появляется в хрущевке, в своем окне. Далее снова убегает. Возвращается с пионами в руках.
Настенька. Давай вместо дерева посадим эти пионы!
Он смотрит на нее, издает тихий смешок. Девушка отводит взгляд неловко, отворачивается к нему спиной.
Настенька. Тебе смешно? Ну и не надо!
Девушка хочет уйти, но Его голос останавливает.
Он. Я не против, вообще-то. Да и твои пионы выглядят красивее, чем эта растоптанное дерево.
Настенька улыбается Ему. Люди из открытых окон хрущевок с большим интересом наблюдают за ними. Настенька садится около дерева и начинает его вырывать, Он садится на скамью и берет гитару. Она вопросительно на Него смотрит, потом на росток. Он смотрит на Настеньку.
Настенька. ты бы… хоть помог!
Он продолжает смотреть на девушку.
Он. Какую песню ты любишь?
Настенька растерянно хлопает глазами.
Настенька. Ну-у… мне нравится “Луна, луна”.
Он смотрит на светловолосую девушку. Начинает напевать песню.
Он. День промчался незаметно – выпит до дна.
Она кивает головой, вспоминая ритм песни. Начинает подпевать.
Настенька. День промчался. До рассвета в небе луна.
Он ударяет по струнам. Начинает исполнять мелодию, смотря на нее. Девушка с трудом вырывает дерево и падает. Он усмехается сквозь песню. Она злобно уносит росток за правые улисы.
Он. В лунном свете чище краски, с виду просты.
Настенька недовольно смотрит на Него, потом на хрущевку. Люди жестами показывают, что все нормально. Девушка смягчается. Настенька поднимает пионы, смотрит на Него.
Настенька. Стали нежней и прекрасней цветы.
Настенька сажает пионы на месте дерева.
Он. Мир волшебный полон тайны, светит луна.
Час влюбленных, час свиданий, он и она.
Жители хрущевки качают головой в такт песне. Настенька подсаживается к Нему. Девушка влюбленно на Него смотрит.
Он и Настенька. Час влюбленных – с ними вечно доля одна,
Рядом цветы и, конечно, луна.
Люди начинают хлопать в ладоши в такт песни и тоже подпевать.
Он, Настенька и жители хрущевки. Жизнь чудесна, если миром правит любовь.
Надо, чтобы всюду было море цветов.
Жизнь чудесна, если где-то песня слышна,
Если горит до рассвета луна.
Песня заканчивается. Жители хрущевки смеются, свистят и хлопают. Настенька радуется вместе с людьми. Он устало смотрит в зрительный зал.
Настенька. Это моя любимая песня, и в твоем исполнении она была самая лучшая! Ты замечательный!
Настенька обнимает Его, оставляет быстрый поцелуй на Его щеке. Он неподвижно сидит.
Он. Я… рад, что смог сделать тебя немного счастливее.
Настенька смеется. Она встает со скамьи и убегает за хрущевку, появляется в своем окне. Машет Ему, посылает воздушный поцелуй. Он его неохотно, но все же “ловит” ладонью. Настенька смеется. Жители хрущевки очарованы этой сценой.
Настенька. Знаешь… А ведь ты первый, кто обратил на меня внимание… В школе ведь я часто подвергалась насмешкам со стороны одноклассников, особенно мальчиков. А теперь… Я так счастлива, что встретилась с тобой! Сначала я думала, что между нами быть ничего не может! Но теперь я не сомневаюсь, что ты будешь прекрасным мужем!
Жители хрущевки. Станьте прекрасным мужем!
Он. (улыбнувшись) Я постараюсь.
Радиоприемник издает помехи. Темнеет. Люди испуганно смотрят на Него. Настенька пытается переключить, но кнопка заедает.
Радиоприемник. Вечерние новости. Литовская Советская Социалистическая республика вышла из состава СССР. Притеснение русского человека продолжается на территориях бывших дружественных республик…
Люди снова хмурятся, выглядят крайне недовольно. Настенька с трудом переключает радиоприемник. Играет веселая мелодия. Люди выдыхают, вновь улыбаются, возвращаются к своим бытовым делам. Темнеет.
Он. Уже ночь?..
Ниночка. Да! Уже пора укладываться спать! Нужно сделать все приготовления перед сном!
Люди в хрущевке начинают готовиться ко сну. Свет в окнах мигает. Играет веселая мелодия. Он смотрит на хрущевку. Скорость людей становится выше. Все желают друг другу спокойной ночи. Все вдруг останавливаются у окон.
Жители хрущевки. Спокойной ночи, молодой человек!
Он. Спокойной ночи.
Радиоприемник. Спокойной ночи, товарищи! Завтра будет лучше!
Свет отключается, шторы закрываются. Радиоприемник отключается. Он сидит на скамье.
Ночь четвертого дня
Он сидит в тишине. Убирает гитару в чехол, а после поднимает голову и смотрит на зрителей. Нервно усмехается.
Он. Я желал быть услышанным и желал быть любимым. Все эти люди, уснувшие под теплыми одеялами, хотели того же: они хотели быть услышанными и хотели меня полюбить. Мы достигли наших заветных мечтаний, о которых желали столь усиленно, как могли. Но почему спят они, а я чувствую боль в висках и в груди?
Он начинает искать в карманах пачку сигарет. С каждым карманом становится нервнее. Ничего не находит. Засмеялся громче. Плавно возникает звук звенящей тишины (переносимый человеческим слухом ультразвук). Звук нарастает, давит на уши. Герой хватается за голову, сжимая свои волосы.
Он. Я полагал, что творец – есть голос толпы. Но с каждой секундой мне все сильнее хочется выстрелить себе в голову, потому что боль становится невыносимее и невыносимее. Я ошибался? Я должен был слушать себя?
Звенящая тишина постепенно становится громче. Он закрывает свои уши ладонями, стискивает зубы, болезненно мычит.
Он. Люди не могут думать одинаково, но они обязаны друг друга понимать, ведь на то они и люди. Я попытался понять людей, я хотел быть с ними, но наша окрепшая связь становится непосильной для меня ношей, терпеть которую я больше не могу.
Он говорит тяжелее. Звук звенящей тишины нарастает.
Он. Я делал то, что мне приносило лишь мнимое удовольствие, подобное песку, что ускользнул сквозь пальцы, не оставив мне ничего. Это был тот день, в котором не было меня.
Его дыхание громкое и тяжелое. Он жмурится. Стонет от боли. Падает на пол. Ложится в позу эмбриона.
Он. Моей души не было в песнях!.. Я был той формой, которую хотели слышать и видеть!.. Материальное одолело духовное, превратив творчество в чертово ремесло!.. Я должен был быть сильным, потому что в этом заключалась причина быть!.. Но я ошибся...
Он плачет. Он раскрывает глаза и видит перед собой пионы. Тяжело дыша, Он с трудом встает на ноги и подходит к пионам. Начинает вырывать их, мучаясь от звука. Цветы разбросаны. На слабых ногах Он идет к правой кулисе, откуда берет дерево и бережно его несет. Он падает на колени, прижимает дерево к груди. Подползает, сажает дерево. Это происходит с криками боли. Он закрывает уши, хватается за футболку в районе сердца. Перебарывая себя, он сажает дальше.
Он. Прости… Прости, меня… Прости, прости, прости…
На дереве загорается одна лампочка. Звук звенящей тишины вдруг отступает. Фонарь гаснет. Он падает на пол обессиленно возле дерева. Он плачет.
Он. Ты единственное, кто помогал мне поддерживать истинную связь с миром. Я предал тебя, полагая, что дерево не может быть лучше, чем человек, и как же я глубоко в этом заблуждался… Прости, прости меня, пожалуйста…
На дереве загорается еще несколько лампочек, что освещают тускло Его лицо. Он продолжает горько плакать.
Он. Ты была частью меня, которую я позволил беспощадно вырвать так же. Но ты оказалось лучше меня. Я был один тогда, но это не значит, что я был одинок.
Слышится стук сердца. Он хватается за футболку в районе груди. Стук и мигание лампочек происходит одновременно. Он тяжело дышит, приподнимается. Смотрит на дерево. Касается своей груди. Облегченно улыбается. Смотрит на дерево, сидя на коленях. Звук сердца и мигание лампочки происходит в ритм.
Он. Я один, но это не значит, что я одинок.
Он поднимается, идет к скамье, берет гитару и идет с ней к дереву. Садится рядом с ним. Умиротворенно улыбается, смотря на зрителя.
Он. Каждый должен делать что-то такое, что бы отличало его от других. Каждый имеет право сказать, и каждый имеет право слушать или не слушать. И музыка – это то, где могу и должен говорить я. И люди, окружающие меня, могут прислушаться или проигнорировать мои слова. Но… Вместе с тем теперь я понимаю их нежелание принимать действительность. Эти люди глубоко больны. Они хотят спастись от той боли, которую испытал я. Но… Этим самым они делают своим будущим “Я” только хуже…
Он вздыхает. Любуется деревом. Тихо ударяет по струнам, затем чуть громче начинает наигрывать мелодию. Звучит песня “Дерево” группы Кино.
Он. Я знаю, мое дерево
Не проживет и недели.
Я знаю, мое дерево
В этом городе обречено.
Но все свое время
Я провожу рядом с ним,
Мне с ним радостно, мне все другие дела надоели.
Мне кажется, что это мой дом,
Мне кажется, что это мой друг.
Я посадил дерево,
Я посадил дерево…
Во время песни все дерево загорается и начинает беспрерывно гореть теплым желтым. По окончании песни Он любуется деревом, прислоняет к нему руку. Он откладывает гитару и ложится рядом с ним. Он закрывает глаза и засыпает. Дерево тоже гаснет. Полная темнота.
Четвертый день
Деревянный хруст, скрип. За тридцать-сорок секунд маленький росток сменяется на огромное дерево, чьи ветки обвивают хрущевку, и они же стремятся попасть в окна жителей хрущевки. Темнота постепенно рассеивается. Утренний свет. Окна резко открываются. Жители хрущевки в оцепенении. Нарастает возмущение.
Клавдия Ивановна. Это… что еще такое?!
Ниночка. Откуда оно взялось?!
Настенька. (печально) На том месте, где я вчера посадила пионы, теперь стоит это дерево…
Боря. Да как же так..?
На фоне общего возмущения, переходящего в агрессию, просыпается Он. Он удивленно смотрит, потом улыбается. Он встает, прислоняется к дереву. Люди смотрят на Него.
Жители хрущевки. В этом деле замешаны вы! Объяснитесь!
Он. Да, я как и это дерево снова чувствую, что живу! И в этом мы друг друга понимаем лучше чем вы.
Жители хрущевки переглядываются друг между другом, смотря на Него, как на идиота.
Ниночка. О чем вы вообще говорите? Что за чепуху вы мелете?
Он. (вздыхает) Вы играете в прятки с реальностью, не задумываясь о том, насколько яростна она будет, когда вас найдет. Игра, которая перетекает в издевательство, заканчивается всегда прискорбно.
Большинство людей оскорблены такой речью. Они начинают громко с Ним спорить.
Клавдия Ивановна. Какая глупость! Мы ни от кого не прячемся! Тем более уж от реальности!
Он. Неужели? Так может быть попробуете прожить один день в глубокой тишине и услышать то, что происходит вокруг?
Жители хрущевки вдруг замолкают. Он берет гитару в руки.
Он. Вы должны быть сильными, иначе зачем вам всем быть? Разрежьте свою грудь, посмотрите, что в вас внутри. Вы боитесь жить с сердцем, но поверьте мне! Куда больнее жить без него. Вы тяжело больны мыслью о том, как страшно испытывать что-то, кроме радости. Эта мысль засела глубоко в вас, в ваших жилах, смешалась с вашей кровью, подобно яду. И ведь куда страшнее жить, испытывая лишь одну эмоцию, ведь в таком случае вы перестаете ощущать её вкус.
Жители хрущевки касаются груди. Он ударяет по струнам, начинает играть. Постепенно от его игры лампочки на дереве начинают загораться. Звучит песня “Мама, мы все тяжело больны” группы Кино.
Он. Сталь между пальцев, сжатый кулак,
Удар выше кисти, терзающий плоть,
Но вместо крови в жилах застыл яд,
Медленный яд.
Жителям хрущевки приносит эта песня боль: они закрывают руками уши, пытаются спрятаться от этой песни. Он поет увереннее и громче.
Он. Разрушенный мир, разбитые лбы,
Разломанный надвое хлеб.
И вот кто-то плачет, а кто-то молчит,
А кто-то так рад, кто-то так рад.
В окне Бори и Ниночки видно, что их дочери Аленушка и Катенька танцуют, но родители тут же их отдергивают, заставляя встать ровно. Клавдия Ивановна подносит домашний телефон к уху. Звук сирены, накладывающийся на песню. Он не перестает играть и петь.
Он. Мама, мы все тяжело больны,
Мама, я знаю, мы все сошли с ума…
Все тяжело больны,
Мама, я знаю, мы все сошли с ума.
Из левой кулисы выходит двое мужчин в милицейской форме. Они бегут к Нему, заламывают руки и уводят за кулисы. Гитара остается полу. Он продолжает петь даже тогда, когда Его насильно уводят.
Он. Мама, мы все тяжело больны,
Мама, я знаю, мы все сошли с ума…
Люди высовываются из окон, смотря на ту сторону, куда Его отвели. Они облегченно вздохнули. Клавдия Ивановна включает радиоприемник. Играет веселая мелодия. Жители хрущевки улыбаются, подтягиваются, ухаживают за цветами в горшках, поправляют занавески – занимаются привычными бытовыми делами.
Жители хрущевки. Произошло страшное, но мы продолжим жить, радуясь тому, что у нас есть дом, и он может нас защитить!
Клавдия Ивановна. Особенно от таких негодяев, как был этот молодой человек!
Люди соглашаются, начинают слегка пританцовывать. Вдруг лампочки на дереве начинают быстро мигать. Люди переглядываются меж собой, не понимая, что происходит. Ветки дерева начинают разрастаться, обвивать дом и проникать в квартиры.
Ниночка. Это… что за чертовщина?..
Жители хрущевки пытаются отмахнуться от веток, сломать их, но ничего не получается. Людей охватывает паника. Помехи. Люди испуганно смотрят на радиоприемник.
Радиоприемник. Здравствуйте, эфир “Вести”. СССР больше нет!
Жители хрущевки застывают на месте. Клавдия Ивановна пытается переключить волну на другую, и вместо веселой мелодии начинает играть песня “Мама, мы все тяжело больны”. Клавдия Ивановна испуганно сбрасывает радиоприемник на пол, который разбивается. Включаются радиоприемники у других жителей хрущевки. Они испуганно, а затем злобно скидывают с подоконников технику. На несколько секунд повисла тишина. Разбитые радиоприемники вдруг начинают шипеть, а затем звучит снова песня “Мама, мы все тяжело больны”, громкость которой постепенно увеличивается. Люди страдальчески кричат и закрывают руками уши. Растущее дерево мигает быстрее.
Клавдия Ивановна. Это из-за Него дерево такое!
Жители хрущевки. Срубите его! Срубите его!
Люди пытаются защититься от дерева и не слушать песню. Боря выходит с топором и начинает колоть дерево.
Жители хрущевки. (обращаясь к дереву) Прекрати это!
Ветки дерева заталкивают людей вглубь их квартир. Паника людей увеличивается.
Ниночка. Боря! Быстрее!
Боря. Я пытаюсь!
Песня из радиоприемников ставится громче и вынуждает Борю уронить топор. Он закрывает уши руками, стонет болезненно, смотрит на хрущевку. Люди кричат.
Боря. Ниночка! Я вас спасу! Держись!
Боря бежит в дом. Звук камней. На заднике проекция появления трещин. Через десять секунд задник в виде хрущевки падает, проекция выключается. Крики резко прекратились. На сцене поднимается серый дым (пыль). Дерево перестает мигать и полностью зажигается тепло-желтым цветом. Из левой кулисы выходят грязные Катенька и Аленушка. В руках Катеньки кассетный плеер. Аленушка по дороге разматывает наушники. Они садятся под деревом, открывают плеер, вставляют кассету и включают. Как только они надевают наушники, песня включается и в зале. Играет фрагмент из песни “Видели ночь” группы Кино:
Мы вышли из дома,
Когда во всех окнах
Погасли огни,
Один за одним,
Мы видели, как уезжает
Последний трамвай…
Текст песни прекращается, но мелодия не заканчивается. Свет включается в зрительском зале. Девочки продолжают сидеть под деревом и слушать музыку, пока большинство зрителей не покинет зал.
Список используемой литературы.
1. Васильева-Халл Н. Виктор Цой и группа КИНО. / Н. Васильева-Халл. – М.: Издательство АСТ, 2022. – 256 с.
2. Цой В.Р. Своими словами. Книга интервью 1983-1990 / В.Р. Цой. – М.: Издательство АСТ, 2022. – 384 с.
3. Калгин В.Н. Привет, Цой! Письма, документы из личных архивов. /
В.Н. Калгин. – М.: Издательство АСТ, 2023. – 496 с.
4. Калгин В.Н. Виктор Цой. Поём вместе с тобой. / В.Н. Калгин. – М.: Издательство Молодая гвардия, 2018. – 288 с.
5. Шкляев С. Виктор Цой - уста к небу, уста к земле / С. Шкляев. – М.: Издательство Общенациональная ассоциация молодых музыкантов, поэтов и прозаиков, 2022. – 492 с.
6. Моисеев В.В. Советский Союз история создания развития и распада. Монография / В.В. Моисеев. – М.: Издательство Директмедиа Паблишинг, 2022. – 224 с.
7. Ш.Ш. Идиатуллин. Город Брежнев. / Ш.Ш. Идиатуллина. – М.: Издательство Редакция Елены Шубиной, 2022 г. – 736 с.
8. М.Г. Гиголашвили. Чертово колесо. / М. Г. Гиголашвили. – М.: Издательство Ад Маргинем, 2010 г. – 784 с.
9. И. Кукулин, М. Майофис, П. Сафронов, Острова утопии. / И. Кукулин, М. Майофис, П. Сафронов – М.: Издательство НЛО, 2015 г . – 720 с.
10. И. Будрайтскис. Диссиденты среди диссидентов. / И. Будрайтскис – М.: Издательство Свободное марксисткое издательство, 2017 г. – 152 с.
11. А.В. Сульдин. СССР. Полная хроника. / А.В. Сульдин – М.: Издательство АСТ, 2022 г. – 400 с.
Справочная литература:
1. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000 г.
Стр. 11567 ХРУЩЁВКА – ж. Стандартный панельный или блочный дом – обычно пятиэтажный – упрощенной планировки и с малогабаритными квартирами (периода массового жилищного строительства в СССР в 60-х гг. XX в., связанного с именем руководителя страны того времени Н.С. Хрущёва).
2. Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. — М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003 г. — 318 с.
Стр. 167 ОПГ – организованная преступная группировка.