Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Если бы Бога не было, Его стоило бы выдумать»: антирелигиозная политика советского правительства в 1917 – 1945 гг. | Плеханова Диана Сергеевна. Работа №212871

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Плеханова Диана Сергеевна
В данной статье рассматривается политика советской власти относительно церкви и религиозной жизни. Автором раскрываются основные методы и формы борьбы с религией в советском обществе.

«Если бы Бога не было, Его стоило бы выдумать»: антирелигиозная политика советского правительства в 1917 1945 гг.

Плеханова Диана Сергеевна

студентка 3 курса факультета истории и права

Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева

Научный руководитель:

Милёшина Наталья Александровна,

доктор исторических наук, профессор

Аннотация. В данной статье рассматривается политика советской власти относительно церкви и религиозной жизни. Автором раскрываются основные методы и формы борьбы с религией в советском обществе.

Ключевые слова: церковь; религия; советская власть.

С декабря 2010 года Министерство образования и науки России утвердило предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Некоторое время спустя его переименовали в «Основы религиозных культур и светской этики». Поначалу этот предмет ввели в виде эксперимента в 19 субъектах Российской Федерации, а с 2012 уже во всех регионах нашей страны.

Но до сегодняшнего дня многие родители, а иногда и учителя негативно отзываются о данной дисциплине, полагая, что изучение религиозной культуры совсем не нужно их детям. Но ведь обращаясь к истории нашего государства, мы видим, что вера в Бога неоднократно помогала нашему народу в трудные времена. Например, когда преподобный Сергий Радонежский благословлял Дмитрия Донского на Куликовскую битву, которая кстати была выиграна, или когда по приказу И. В. Сталина в конце 1941 года в разгар Битвы за Москву над столицей совершили «воздушный крестный ход» [4, c.326].

Когда советская власть ввела свой Декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» 1918 г., основная часть российского общества сохранила православные традиции. Возникает вопрос – в чем причина подобной устойчивости религиозных ценностей в сознании россиян? Я полагаю, что ответ на эти вопросы лежит в самом сознании русских людей, в их убежденности, что Бог это спаситель, который даст знак и направит на путь истинный.

Примером тому может служить запись из отчета уполномоченного Верховного Совета по делам религий в Запорожской области Б. Козакова: «Мне довелось наблюдать, как в темную ночь под ливнем на расстоянии почти 2 км до Велико-Хортицкой церкви в грязи, болоте буквально пробирались старики с корзинками и сумками в руках. Когда их спрашивали, зачем они в такую непогоду мучают себя, отвечали: «Это не муки, а радость – идти в церковь на святую Пасху…».

И хотя советское правительство официально не запрещало православие, однако принимало активные меры для уничтожения его.

Во-первых, это неуважение к религиозным чувствам и попытка искоренить веру любыми способами. Это подтверждают многие исторические источники. В частности в воспоминаниях Николая Лосенко из Виннитчины:

«В родном селе сына священника Анатолия Полегенько на Черкасчине ни одна всенощная не обходилась без музыкального фона. В центре села храм соседствовал с клубом, и как только прихожане выходили с крестным ходом, на танцах громче прежнего гремела веселая музыка; заходили обратно звук приглушался»

Эта политика часто не имела ожидаемого эффекта. Религиозные убеждения Натальи Винс не позволяли ей вступать в пионеры: «Я сама вижу, что это невозможно – верить в Бога, молиться – вступить в пионеры, пообещав бороться против религии»

Во-вторых, преследовалось посещение церковных служб, а также насаждалась атмосфера страха.

Ярким примером этого служат воспоминания Галины Петровны Панченко, в которых она рассказывает о посещении церковной службы, когда она была маленькой девочкой. Во время службы один из коммунистов заговорил с её отцом, намекнув во время разговора, что его посадят. После этого случая Галина Петровна вспоминает: «Значит, вот сидим дома: я, например, рисую, папа что-то делает, лампа горит, ну, а мама чего вяжет … слышим: «Скрип, скрип, скрип, скрип». К окошкам уже подходят, шарят у окна ухом  – о чем говорят. Что они могут услышать и что они могут наврать? И уже дома то все: «Тш!!!» Вот так жили» 

Преследование религиозных убеждений распространялось и на образование, в том числе и на школы. Так, одна из школьниц вспоминает:

«Меня называют сектанткой. Из-за этого меня стали ненавидеть в классе. Все настроение пропадает учиться. Из учителей даже такие есть, которые разговаривают со мной грубо, угрожающе. На глаза боюсь показываться тем, кто меня ненавидит…»

Даже религиозные праздники приходилось праздновать в тайне:

«Доходило до того, что перед Пасхой и с неделю после родители яиц в доме не держали вообще ни сырых, ни вареных, ни белых, ни красных, говорит Полегенько. – До войны отец был вынужден уходить подальше в поле и в одиночестве исполнял пасхальные песнопения»[3, c.48].

В-третьих, в школах проводилась антирелигиозная пропаганда.

Например, в журнале «Спутник антирелигиозника» приводится следующее утверждение «Необходимо придать известную антирелигиозную направленность и остальным школьным кружкам (историческим, литературным, юннатским, географическим и т.п.). Этого можно достичь путем включения в план занятий некоторых тем антирелигиозного характера, отвечающих специфике кружка»

Так, по словам заведующей учебной частью школы города Тобольска, «нет ни одной науки, ни одной учебной дисциплины, которая не давала бы правильных научно-атеистических выводов о закономерности развития природы и общества, об отсутствии сверхъестественных сил, чудес» 

В-четвертых, происходили аресты священников.

В 1935-36 гг., по личным воспоминаниям Г.П. Абрамовой, арестовали священника Воскресенской церкви «прямо со службы, из алтаря. Служба была, они прошли сквозь нас и его забрали» 

 Диакон Андрей Кураев приводит следующие статистические данные: «За годы неслыханных гонений Русская Церковь потеряла только убитыми более 200000 священнослужителей. Более полумиллиона священнослужителей были репрессированы».

Историк Н. А. Кривова заявляет следующее: «По новейшей статистике Православного Свято-Тихоновского института, общее количество репрессированных священнослужителей в 1921-1923 гг. составило 10000 человек, расстрелян каждый пятый, всего – около 2000 человек... Динамика репрессий говорит о возрастании числа жертв, 1929-1931 гг. – в 5 раз больше, чем в 1922 г., 1937 г. – в 20 раз больше, чем в 1922 году» [2, c.156].

В-пятых, начали снимать фильмы и даже мультфильмы на антирелигиозную тематику.

Например, немой фильм «Чудотворец» показывает варварское отношение к святым реликвиям, в частности к иконе Казанской божьей матери. Главный герой разбивает стекло иконы и выковыривает из нее большой камень-самоцвет, а когда пропажу обнаруживают, герой заявляет, что камень ему дала Божья Матерь.

Однако во время Великой Отечественной Войны происходит обострение религиозных чувств.

Митрополит Питирим (Свиридов) в войну, будучи священником, с разрешения командования, следовал с частями наших войск. «Бывало, – рассказывал он, – на одном конце села еще бой идет, а я на другом уже начинаю службу». В основном, конечно, он совершал панихиды, причащал умирающих.

Также в книге Зинаиды Ждановой, в которой она описала жизнь Матронушки, упоминается о том, что И. В. Сталин пришел к Матроне за советом, когда возникла угроза взятия Москвы.

Таким образом, можно сделать вывод, что верующим людям в первые годы советской власти, да и в последующие тоже, приходилось нелегко. Постоянная атмосфера страха, любые проявления антирелигиозных и атеистических настроений не могли не отразиться на сознании русского народа. Многие люди перестали верить, некоторые еще сомневались, и не знали куда примкнуть, но часть советского народа всё-таки сохранили веру в Бога, таинства религиозных обрядов.

Список использованной литературы

1. Васильева О. Ю. Русская православная церковь и Советская власть в 1917-1927 годах // Вопросы истории. – 1993. – № 8. – С. 40-54.

2. Кривова Н. А. Власть и церковь в 1922-1925 гг. : Политбюро и ГПУ в борьбе за церков. ценности и полит. подчинение духовенства М. : АИРО-XX, 1997. - 247с

3. Павлова И. В. Власть и общество в СССР в 1930-е годы. // Вопросы истории. 2001. № 10. с. 46-55

4. Поспеловский Д. В. Русская православная церковь в 20 веке. М. : Республика, 1995. – 511 с.



©Плеханова Д. С.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×