Название статьи:
Эссе как литературная форма и универсальная учебная категория | Воротнева Галина Николаевна. Работа №300663
Дата публикации:
24.08.2022
Автор:
Воротнева Галина Николаевна
Описание:
Автор: Воротнева Галина Николаевна
Статья объясняет особенности и историю эссе как литературного жанра, рассказывает о том, что в последние годы эссе стало универсальной, популярной и востребованной категорией и в образовании, и в профессиональной карьере. Цель эссе состоит в развитии таких навыков, как самостоятельное творческое мышление и письменное изложение собственных мыслей. Задачей эссе, в отличие от рассказа, является информация или объяснение, а не драматическое изображение или пересказ какой-либо жизненной ситуации.
ЭССЕ КАК ЛИТЕРАТУРНАЯ ФОРМА И УНИВЕРСАЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ КАТЕГОРИЯ
Воротнева Галина Николаевна, учитель русского языка и литературы,
МБОУ гимназия №7 г. Чехова, Московская область
ЭССЕ(франц. essai – попытка, проба, очерк), исторически восходит к латинскому слову exagium (взвешивание), литературная форма, небольшой прозаический текст, выражающий подчеркнуто индивидуальную точку зрения автора.
Это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.
В Толковом словаре иноязычных слов Л.П. Крысина оно определяется как очерк, трактующий какие-нибудь проблемы не в систематическом научном виде, а в свободной форме.
Большой энциклопедический словарь дает такое определение:это жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь.
Краткая литературная энциклопедия уточняет: Эссе – это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе с нею связанные.
Задачей эссе, в отличие от рассказа, является информация или объяснение, а не драматическое изображение или пересказ какой-либо жизненной ситуации. Эссе достигает своей цели с помощью прямого авторского высказывания, для чего не требуется создания ни вымышленных персонажей, ни связующего их сюжета. Рассказы могут содержать в себе определенные элементы, близкие к эссе: авторские разъяснения, раскрытие предыстории отношений между героями, описания; одновременно и в отдельных эссе можно найти элементы повествовательности, даже персонажей.
Основной отличительной особенностью эссе как литературной категории является его краткость, и хотя объем может колебаться от одной до пятидесяти страниц, обычно оно занимает от десяти до двадцати страниц. Эссе обладает определенным внутренним единством, которое обычно трудно сохранить в более длинных прозаических текстах, выражающих авторскую точку зрения.
Существует несколько видов классификации эссе:
С точки зрения содержания эссе бывают:
(философскими,
(литературно-критическими,
(историческими,
(художественными,
(художественно-публицистическими,
(духовно-религиозными и др.
По литературной форме предстают в виде:
(рецензии,
(лирической миниатюры,
(заметки,
(странички из дневника,
(письма и др.
Различают также следующие типы:
(описательные,
(повествовательные,
(рефлексивные,
(критические,
(аналитические и др.
Последняя классификация эссе признается не всеми учеными, поскольку обычно один текст может соединять в себе две и более из перечисленных характеристик. Более точным и удобным как считает группа исследователей филологии, было бы деление всего массива эссеистических произведений на две большие категории: личностное, субъективное эссе, где основным элементом является раскрытие той или иной стороны авторской личности, и эссе объективное, или серьезное, где личностное начало подчинено предмету описания или какой-то идее.
Эссе – литературный жанр, что совсем не обязательно делает его предметом литературы, однако в нем используются все ресурсы искусства слова: метафоры, каламбуры, ритм и все другие приемы риторики. Стиль является его основным составляющим элементом, поскольку он призван отразить личность и темперамент автора.
Признаки эссе:
(наличие конкретной темы или вопроса;
(выражение индивидуальных впечатлений и соображений по конкретному поводу или вопросу: аведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета; как правило, предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо, такое произведение может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер;
(в содержании эссе оцениваются в первую очередь личность автора - его мировоззрение, мысли и чувства.
Первым английским эссеистом в полном смысле слова былАнглийский философ, родоначальник английского материализма ФрэнсисБэкон, написавший своиОпыты(1597) по-латыни, а затем переведший их на английский язык. Несмотря на то, что Бэкон писал о тех же, что и Мишель Монтень (1533—1592гг. — французский философ, писатель,политический деятель эпохи Возрождения) предметах, его эссе весьма отличаются по форме от монтеневских. Большинство из них – небольшого объема и сосредоточены на какой-то одной теме. Написанные ясным, сжатым и очень метафоричным стилем, они полны той самой практической мудрости и точности, которой вполне можно было бы ожидать от политика и ученого. Серьезное, или формальное эссе восходит кДжону Мильтону, великому английскому поэту. Из-под его пера выходили страстные призывы к разного рода социальным реформам, вроде установления более либеральной системы развода или введения системы гуманитарного образования. Самое знаменитое его произведение в этом жанре,Ареопагитика(1644), излагает аргументы в пользу свободы прессы.
В начале XVIII в.ДжозефА́ддисон(1672 — 1719) —английскийпублицист, драматург, эстетик, политик и поэт, который стоял уистоков английского Просвещения в сотрудничестве с Ричардом Стилом издававший журнал Спектейтор (1711–1712), разработал форму периодически появляющегося эссе. В сущности, он стал первым автором газетной колонки. Вследствие этого эссе стали более короткими и менее серьезными. Распространение периодической печати в XVIII в.создало предпосылки для превращения эссе в один из основных газетно-журнальных жанров. Многие знаменитые писатели писали эссе для газет. Несмотря на то, что большинство эссе того времени были либо политическими, либо сатирическими. В конце 18 в. эссе как самостоятельная литературная форма получило распространение в США. В качестве тем, как правило, выступали политика и религия. В первой трети XIX в. субъективное эссе расцвело под пером таких авторов, как Чарльз Лэм, УильямХэзлитт, ТомасДеКуинси в Англии, а также Ральф Уолдо Эмерсон, Генри Дэвид Торов США. Очень развитым был жанр эссе в ХХ веке.
В последние годы эссе стало универсальной, популярной и востребованной категорией и в образовании, и в профессиональной карьере. Сегодня эссе предлагается в качестве задания в учебном процессе (и на экзамене) достаточно часто по самым различным предметам (литературе, иностранному языку, истории, обществознанию, экономике, философии, социологии и т.д.). Оно является одним из основных компонентов пакета документов при поступлении в серьезные учебные заведения профессионального образования или при трудоустройстве в серьезные фирмы. Конкурс таких произведений помогает из многообразия лучших выбрать самых лучших!
Важно написание эссе и для молодого специалиста. То, как кандидат сумел себя подать, как описал свои достижения и промахи, позволяет работодателю определить, достаточно ли хорош этот человек для бизнеса, достаточен ли его опыт работы для того, чтобы оправдать надежды в будущем и принести пользу компании (организации, предприятию).
Цель эссе состоит в развитии таких навыков, как самостоятельное творческое мышление и письменное изложение собственных мыслей.
В большом комплексном экзамене по русскому языку в форме ЕГЭ эссе находится в задании части 2.
Задача учителя русского языка и литературы - научить выпускников писать эссе правильно.
При написании эссе важно также учитывать следующие моменты:
- вступление и заключение должны фокусировать внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении - резюмируется мнение автора).
- необходимо выделение абзацев, красных строк, установление логической связи абзацев: так достигается целостность работы.
Внутренняя структура может быть достаточно произвольной. Поскольку это малая форма письменной работы, то не требуется обязательное строгое повторение выводов в конце, они могут быть включены в основной текст или в заголовок.
Стиль изложения: эмоциональность, экспрессивность, художественность очень ценятся в литературе, а в обществознании нужно сосредоточиться на научности, теоретической грамотности, правильности теоретических и фактических аргументов. Специалисты полагают, что должный эффект обеспечивают короткие, простые, разнообразные по интонации предложения, умелое использование самого современного знака препинания - тире. Стиль отражает особенности личности, но они должны использоваться в рамках разумного.
Исходя из требований экзаменаторов, аргументы должны удовлетворять двум условиям: доказывать и подтверждать позицию автора; опираться на теоретические положения курса обществознания. В эссе нужно привести не менее двух аргументов. Аргументы нужно проиллюстрировать примерами.
Качество фактической аргументации будет выше, если в эссе приведены примеры из различных источников: СМИ, художественной литературы, материалов других учебных предметов, личного опыта, собственных наблюдений и т.д., если же примеры ограничиваются только личным опытом, оценка будет снижена. Умение аргументировать свою позицию и приводить соответствующие примеры показывает высокий уровень освоения эссе как литературного жанра.
К основным ошибкам, которых стоит избегать при написании эссе следует отнести:
А) плохую проверку правописания и стилистики;
Б) утомительные предисловия;
В) недостаточное количество деталей и примеров;
Г) многословие, длинные фразы;
Д) перегруженность эссе лишним текстом, нечеткость мыслей.
Е) незнание теории выбранного раздела курса обществознания;
Выпускнику, готовящемуся к экзамену, прежде всего необходимо уяснить, что для того, чтобы научиться писать эссе, необходимо довольно продолжительное время. Нельзя без предварительной подготовки написать эссе, которое бы эксперты оценили на высокий балл. Именно систематические занятия, целеустремленность приносят высокую результативность. Нужно отточить свои навыки на практике при непосредственной помощи и тщательном контроле учителя.
Скачать работу
Воротнева Галина Николаевна, учитель русского языка и литературы,
МБОУ гимназия №7 г. Чехова, Московская область
ЭССЕ(франц. essai – попытка, проба, очерк), исторически восходит к латинскому слову exagium (взвешивание), литературная форма, небольшой прозаический текст, выражающий подчеркнуто индивидуальную точку зрения автора.
Это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.
В Толковом словаре иноязычных слов Л.П. Крысина оно определяется как очерк, трактующий какие-нибудь проблемы не в систематическом научном виде, а в свободной форме.
Большой энциклопедический словарь дает такое определение:это жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь.
Краткая литературная энциклопедия уточняет: Эссе – это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе с нею связанные.
Задачей эссе, в отличие от рассказа, является информация или объяснение, а не драматическое изображение или пересказ какой-либо жизненной ситуации. Эссе достигает своей цели с помощью прямого авторского высказывания, для чего не требуется создания ни вымышленных персонажей, ни связующего их сюжета. Рассказы могут содержать в себе определенные элементы, близкие к эссе: авторские разъяснения, раскрытие предыстории отношений между героями, описания; одновременно и в отдельных эссе можно найти элементы повествовательности, даже персонажей.
Основной отличительной особенностью эссе как литературной категории является его краткость, и хотя объем может колебаться от одной до пятидесяти страниц, обычно оно занимает от десяти до двадцати страниц. Эссе обладает определенным внутренним единством, которое обычно трудно сохранить в более длинных прозаических текстах, выражающих авторскую точку зрения.
Существует несколько видов классификации эссе:
С точки зрения содержания эссе бывают:
(философскими,
(литературно-критическими,
(историческими,
(художественными,
(художественно-публицистическими,
(духовно-религиозными и др.
По литературной форме предстают в виде:
(рецензии,
(лирической миниатюры,
(заметки,
(странички из дневника,
(письма и др.
Различают также следующие типы:
(описательные,
(повествовательные,
(рефлексивные,
(критические,
(аналитические и др.
Последняя классификация эссе признается не всеми учеными, поскольку обычно один текст может соединять в себе две и более из перечисленных характеристик. Более точным и удобным как считает группа исследователей филологии, было бы деление всего массива эссеистических произведений на две большие категории: личностное, субъективное эссе, где основным элементом является раскрытие той или иной стороны авторской личности, и эссе объективное, или серьезное, где личностное начало подчинено предмету описания или какой-то идее.
Эссе – литературный жанр, что совсем не обязательно делает его предметом литературы, однако в нем используются все ресурсы искусства слова: метафоры, каламбуры, ритм и все другие приемы риторики. Стиль является его основным составляющим элементом, поскольку он призван отразить личность и темперамент автора.
Признаки эссе:
(наличие конкретной темы или вопроса;
(выражение индивидуальных впечатлений и соображений по конкретному поводу или вопросу: аведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета; как правило, предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо, такое произведение может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер;
(в содержании эссе оцениваются в первую очередь личность автора - его мировоззрение, мысли и чувства.
Первым английским эссеистом в полном смысле слова былАнглийский философ, родоначальник английского материализма ФрэнсисБэкон, написавший своиОпыты(1597) по-латыни, а затем переведший их на английский язык. Несмотря на то, что Бэкон писал о тех же, что и Мишель Монтень (1533—1592гг. — французский философ, писатель,политический деятель эпохи Возрождения) предметах, его эссе весьма отличаются по форме от монтеневских. Большинство из них – небольшого объема и сосредоточены на какой-то одной теме. Написанные ясным, сжатым и очень метафоричным стилем, они полны той самой практической мудрости и точности, которой вполне можно было бы ожидать от политика и ученого. Серьезное, или формальное эссе восходит кДжону Мильтону, великому английскому поэту. Из-под его пера выходили страстные призывы к разного рода социальным реформам, вроде установления более либеральной системы развода или введения системы гуманитарного образования. Самое знаменитое его произведение в этом жанре,Ареопагитика(1644), излагает аргументы в пользу свободы прессы.
В начале XVIII в.ДжозефА́ддисон(1672 — 1719) —английскийпублицист, драматург, эстетик, политик и поэт, который стоял уистоков английского Просвещения в сотрудничестве с Ричардом Стилом издававший журнал Спектейтор (1711–1712), разработал форму периодически появляющегося эссе. В сущности, он стал первым автором газетной колонки. Вследствие этого эссе стали более короткими и менее серьезными. Распространение периодической печати в XVIII в.создало предпосылки для превращения эссе в один из основных газетно-журнальных жанров. Многие знаменитые писатели писали эссе для газет. Несмотря на то, что большинство эссе того времени были либо политическими, либо сатирическими. В конце 18 в. эссе как самостоятельная литературная форма получило распространение в США. В качестве тем, как правило, выступали политика и религия. В первой трети XIX в. субъективное эссе расцвело под пером таких авторов, как Чарльз Лэм, УильямХэзлитт, ТомасДеКуинси в Англии, а также Ральф Уолдо Эмерсон, Генри Дэвид Торов США. Очень развитым был жанр эссе в ХХ веке.
В последние годы эссе стало универсальной, популярной и востребованной категорией и в образовании, и в профессиональной карьере. Сегодня эссе предлагается в качестве задания в учебном процессе (и на экзамене) достаточно часто по самым различным предметам (литературе, иностранному языку, истории, обществознанию, экономике, философии, социологии и т.д.). Оно является одним из основных компонентов пакета документов при поступлении в серьезные учебные заведения профессионального образования или при трудоустройстве в серьезные фирмы. Конкурс таких произведений помогает из многообразия лучших выбрать самых лучших!
Важно написание эссе и для молодого специалиста. То, как кандидат сумел себя подать, как описал свои достижения и промахи, позволяет работодателю определить, достаточно ли хорош этот человек для бизнеса, достаточен ли его опыт работы для того, чтобы оправдать надежды в будущем и принести пользу компании (организации, предприятию).
Цель эссе состоит в развитии таких навыков, как самостоятельное творческое мышление и письменное изложение собственных мыслей.
В большом комплексном экзамене по русскому языку в форме ЕГЭ эссе находится в задании части 2.
Задача учителя русского языка и литературы - научить выпускников писать эссе правильно.
При написании эссе важно также учитывать следующие моменты:
- вступление и заключение должны фокусировать внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении - резюмируется мнение автора).
- необходимо выделение абзацев, красных строк, установление логической связи абзацев: так достигается целостность работы.
Внутренняя структура может быть достаточно произвольной. Поскольку это малая форма письменной работы, то не требуется обязательное строгое повторение выводов в конце, они могут быть включены в основной текст или в заголовок.
Стиль изложения: эмоциональность, экспрессивность, художественность очень ценятся в литературе, а в обществознании нужно сосредоточиться на научности, теоретической грамотности, правильности теоретических и фактических аргументов. Специалисты полагают, что должный эффект обеспечивают короткие, простые, разнообразные по интонации предложения, умелое использование самого современного знака препинания - тире. Стиль отражает особенности личности, но они должны использоваться в рамках разумного.
Исходя из требований экзаменаторов, аргументы должны удовлетворять двум условиям: доказывать и подтверждать позицию автора; опираться на теоретические положения курса обществознания. В эссе нужно привести не менее двух аргументов. Аргументы нужно проиллюстрировать примерами.
Качество фактической аргументации будет выше, если в эссе приведены примеры из различных источников: СМИ, художественной литературы, материалов других учебных предметов, личного опыта, собственных наблюдений и т.д., если же примеры ограничиваются только личным опытом, оценка будет снижена. Умение аргументировать свою позицию и приводить соответствующие примеры показывает высокий уровень освоения эссе как литературного жанра.
К основным ошибкам, которых стоит избегать при написании эссе следует отнести:
А) плохую проверку правописания и стилистики;
Б) утомительные предисловия;
В) недостаточное количество деталей и примеров;
Г) многословие, длинные фразы;
Д) перегруженность эссе лишним текстом, нечеткость мыслей.
Е) незнание теории выбранного раздела курса обществознания;
Выпускнику, готовящемуся к экзамену, прежде всего необходимо уяснить, что для того, чтобы научиться писать эссе, необходимо довольно продолжительное время. Нельзя без предварительной подготовки написать эссе, которое бы эксперты оценили на высокий балл. Именно систематические занятия, целеустремленность приносят высокую результативность. Нужно отточить свои навыки на практике при непосредственной помощи и тщательном контроле учителя.