Эссе на тему "Русский язык и литература в ФГОС ООО нового поколения". ☼
Автор: Кияшова Наталья Викторовна
«Человек достигнет результата, только делая что-то сам...»
Александр Пятигорский(русский философ,востоковед).
Проблема внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования последнее время, безусловно, является одной из актуальных, часто обсуждаемых проблем в нашем обществе. И это понятно... С введением ФГОС принципиально меняются ориентиры современной школы, основная задача которой сегодня - перевести учащегося в режим саморазвития. Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации , умение адаптироваться в любом обществе. Подготовка к будущей жизни закладывается именно в школе, поэтому требования к образованию сегодня кардинально меняют свои приоритеты. Замечательные слова Джона Дьюри здесь как раз уместны: «Если мы будем учить сегодня так, как учили вчера, мы украдем у детей завтра». В связи с изменениями, которые происходят в образовании, вопрос о том, какой должен быть современный урок русского языка и литературы, очень актуален сегодня. С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии именно урок остаётся главной формой организации учебного процесса. И для того чтобы реализовать требования, предъявляемые стандартами, урок должен стать новым, современным! Как же подготовить и провести урок русского языка и литературы, учитывая новые требования ФГОС и современные инновации? Перед современным учителем в условиях внедрения новых образовательных стандартов стоит задача использовать системно-деятельностный подход в обучении школьников. Реализация деятельностного подхода на уроке заставляет учителя перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания. Именно ученики являются главными “действующими героями” на уроке. И, безусловно, их деятельность должна быть осмыслена и значима: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал. Максимально используя особенности предмета ,учитель реализует сложную задачу: помочь ребёнку наиболее эффективно организовать свою учебно- познавательную деятельность, спланировать и осуществить самостоятельную работу, а также обеспечить формирование умений и навыков самостоятельной деятельности. Дети «открывают» знания сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они, как маленькие ученые, делают свое собственное открытие. Учитель же, «подогревая» интерес к обучению своих учеников, мотивируя их, должен организовать исследовательскую работу таким образом, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. Именно такой урок русского языка и литературы называется современным. Именно здесь учитель вместе с учащимися на равных ведет работу по поиску и отбору научного содержания знания, подлежащего усвоению; только тогда знание становится личностно значимым, а ученик воспринимается учителем как творец своего знания. А значит, именно такие уроки позволяют сегодня реализовывать новые образовательные стандарты. На ум приходят слова писателя Н.А.Рубакина, который справедливо заметил: «…Все, что делаешь и чего добиваешься самолично, по своей воле и желанию, это залезет в голову всего крепче». В основе современного урока русского языка и литературы также лежит развивающее обучение , так как такой урок направлен на создание условий, в которых ребенок чувствует себя самим собой, полноценным участником различных форм общественной жизни. Современный урок русского языка и литературы, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, - это ещё и проблемно – диалогический урок. При подготовке к такому уроку следует тщательно продумать свои действия на каждом этапе с учетом возможных ситуаций, требующих импровизации. В соответствии с новыми стандартами нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию русского языка и литературы, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. В условиях введения ФГОС к современному уроку русского языка и литературы предъявляется ряд требований. Это должен быть хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете.Учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока. Урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками. Учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся. Вывод делают сами учащиеся. Целесообразно использовать на уроке максимум творчества и сотворчества, минимум репродукции. В центре внимания урока — дети, а урок должен быть добрым и т.д. Таким образом , современный урок русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС нового поколения в большей степени зависит от учителя, который перестанет быть единственным носителем знаний, а будет выполнять роль проводника в мире информации, а школа станет не столько источником информации, сколько научит детей учиться.