Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 27.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Эстетическое воспитание детей раннего и младшего дошкольного возраста, через ИЗО деятельность | Шафигуллина Райса Фаязовна. Работа №239191

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Шафигуллина Райса Фаязовна
Содержание статьи

1. Характеристика принципов построения образовательного процесса при организации эстетического воспитания детей дошкольного возраста 

2. Особенности воспитания и развития ребенка раннего и младшего дошкольного возраста, которые учитываются педагогом при организации эстетического воспитания 

3.Список литературы

Шафигуллина Райса Фаязовна

МАДОУ Детский сад №38

герезники Пермский край

Эстетическое воспитание детей раннего и младшего дошкольного возраста, через ИЗО деятельность

Характеристика принципов построения образовательного процесса при организации эстетического воспитания детей дошкольного возраста

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста реализуется согласно принципам современной педагогики. В соответствии с этим эстетическое воспитание, его формы, методы и средства должны соответствовать главной цели - становлению всесторонне развитой, активной, общественно заинтересованной личности, обладающей не просто зачатками эстетических суждений и чувств, а демонстрирующей высокую степень эстетической культуры.

Целесообразно осветить самые значимые принципы, лежащие в основе современных концепций эстетического воспитания.

1.Принцип преемственности

В первую очередь, это принцип преемственности компонентов культуры эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Данный принцип подразумевает неразрывную связь эстетической народной культуры, современного искусства и лучших традиций прошедшего и основными положениями эстетического воспитания [3, с.39].

2.Принцип научности

Принцип научности в эстетическом воспитании подразумевает в качестве опоры ясную перспективу, анализ достигнутого, прогнозируемые результаты и связь с достижением цели, значимой для общества. Этот принцип предполагает овладение подрастающим поколением строго научными знаниями, которые соответствовали бы особенностям современного искусства, его уровню развития [5, с.89].

3.Принцип систематичности и программности

Рассматриваемый принцип предполагает систематичность и программность в процессе овладения знаниями, умениями, навыками,

построение эстетического воспитания согласно возрастному развитию детей с применением соответствующих содержания, форм и методов обучения и воспитания [5, с.90].

4.Принцип комплексности

Принцип комплексности эстетического воспитания связан с гармоничным, всесторонним развитием личности, которое осуществляется в двух направлениях. Во-первых, эстетическое развитие влияет на становление личности ребенка и развитие определенных сторон личности, качеств и навыков. Во-вторых, само формирование личности ребенка дошкольного возраста оказывает значимое влияние на его ценностную систему, взгляды, эталоны и представления, которые в то же время обладают и эстетическими особенностями. следует заметить, что эстетическое развитие должно реализовываться при использовании всех воспитательных средств, применяющимися в различных видах деятельности [5, с.91].

5.Принцип единства

Принцип единства обучения и развития творческого потенциала детей дошкольного возраста подразумевает тесную взаимосвязь обучения и становления самостоятельного художественного творчества детей. Данные процессы не рассматриваются отдельно друг от друга, поскольку творчество оформляется в ходе получения знаний, умений и навыков в ходе обучения, а обучение приносит большие результаты при обращении к творческим умениям.

Взаимодействие творческого и учебного компонентов бывает различным, что зависит от учебной задачи: чем меньше степень усвоенности учебного материала, тем более прост творческий элемент; чем лучше усвоен учебный материал, тем шире область его сочетания с творческими задачами [5, с.92].

Главный путь эстетического развития дошкольника - это становление его творчества и самостоятельной художественной деятельности. Все

рассмотренные принципы тесно сочетаются друг с другом и определяют направление и планирование педагогического процесса.

2. Особенности воспитания и развития ребенка младшего дошкольного возраста, которые учитываются педагогом при организации эстетического воспитания

Для детей младшего дошкольного возраста важным является приобретение и обогащение сенсорного опыта в изобразительной деятельности. Сенсорный опыт, проявляющийся у детей в процессе рисования посредством композиционного сочетания цветовых пятен, мазков, штрихов, форм, способствует созданию выразительных рисунков [9, с.112].

Существует множество методов и приемов обучения детей рисованию, которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного эстетического - изобразительного восприятия. К ним можно отнести словесно-наглядный прием, подразумевающий под собой беседу, а так же наглядно-образный, игровой приемы.

Первый и самый важный этап в развитии художественных способностей детей начинается с момента, когда малыш начинает знакомиться с художественными материалами и атрибутами - бумага, карандаш, краски, мелки. В 2-3 года ребенок приобретает навык правильно держать карандаш, кисть, знает как правильно пользоваться ими. Именно на первом этапе важно заинтересовать детей, привлечь их внимание. Например, можно предложить такой способ как рассматривание ярких картинок, использование игровой ситуации, чтение стихотворения, сказки, рассказа [9, с.114].

Известно, что уже в младшем возрасте ребенок может связывать цвет с образом предмета. Окрашивание цветом помогает выразить эмоциональное отношение ребенка к изображаемому. Яркие, цветные изображения вызывает у детей положительные эмоции. Ребенок наслаждается понравившимся

цветом карандаша, полюбившейся краской, используя их наиболее часто в рисовании.

У малышей желание рисовать кратковременно, неустойчиво. Поэтому воспитатель должен лаконично и грамотно управлять процессом творческой деятельности, должен научить детей умению слушать и выполнять задание, доводить начатую работу до конца.

В ходе занятий по изобразительному искусству постоянно происходит расширение и закрепление представлений о мире, что способствует воспитанию чувств и формированию новых понятий. На занятиях рисованию дети приобретают навыки и умения по работе с различными материалами, способности творчески использовать умения в процессе изображения предметов. Все это в совокупности позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения [9, с.115].

Ребята первой младшей группы еще не умеют заниматься организованно, не приобрели еще изобразительных навыков, им трудно выслушивать объяснение воспитателя до конца. Поэтому занятия по рисованию в начале года рекомендуется проводить индивидуально или в небольших группах - по 4-5 человек. Постепенно, количество детей в группе необходимо увеличивать - сначала до 10-12 человек, потом до 15-20 человек [10, с.77].

Важно заметить, что не стоит принуждать ребенка рисовать, если он этого не хочет, не настаивать на его участии в занятий. В такой ситуации необходимо дать ребенку отдохнуть, заняться интересующей его игрой, или, можно предложить ему понаблюдать, как рисуют другие дети. Если обстановка непринужденная, доброжелательная, ребята активно и с интересом рисуют, в скором времени яркий и привлекательный материал вызовет у ребенка желание участвовать в работе группы.

Таким образом, можно сформировать ряд целей и задач по планированию занятий по рисованию в младшей группе.

1.Обучение умению и в дальнейшем овладение навыком правильно держать карандаш;

2.Обучение умению свободно ориентироваться на листе бумаги, рисовать прямые линии, геометрические фигуры, правильно подбирать и применять цвета и т. д.;

3.Развитие мелкой моторики, речи дошкольников;

4.Ознакомление с окружающим миром, расширение знаний о действительности;

5. Формировать устойчивого интерес к рисованию [10, с.78].

В соответствии с возрастной - младший дошкольный возраст, можно порекомендовать использовать в качестве средств художественного творчества цветные карандаши, бумагу, краски, гуашь, различные игрушки и предметы.

Методами обучения рисованию в период младшего дошкольного возраста будут следующие:

1.Рисование в воздухе – рисование линий, фигур в воздухе при помощи движений прямого указательного пальца ведущей руки. Это помогает ощутить правильное направление движения и запомнить его на двигательном уровне.

2.Совместное рисование – сплоченные действия взрослого и ребенка в процессе рисования. Использование этого метода помогает в научении ребенка правильно держать карандаш, надавливать на него с определенной силой во время рисования.

3.Дорисовывание деталей – процесс завершения рисунка. Использование метода позволяет закрепить приобретенные ребенком навыки, у воспитателя есть возможность планировать сложность рисунка, время выполнения задания в зависимости от возраста детей в группе, уровня их умений [10, с.79].

4.Самостоятельное рисование – создание ребенком рисунка по заданному воспитателем сюжету или по собственному желанию с использованием усвоенных навыков.

Таким образом, младший дошкольный возраст - это особенный, сенситивный возраст для осуществления эстетического воспитания, где главную роль в жизни школьника играет воспитатель, семья, все его окружение [10, с.80]. Именно в этот период возможно не только основать прочный фундамент эстетически развитой личности, но и заложить подлинное мировоззрение человека, ведь именно в этом возрасте формируется отношение ребенка к миру, начинается развитие эстетических качеств будущей личности.

 

 

Список литературы

1. Боровик Т. Пути педагогического творчества. Музыкальный руководитель, №3. - 2014. – 89с.

2. Бугаева З.Н. Музыкальные занятия в детском саду. - М.: АСТ, Донецк, Сталпер, 2015. – 301с.

3. Волынкин В. И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников. – М.: Феникс, 2014. - 448 c.

4. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2015. – 203с.

5. Ермолаева Н.В. Эстетическое воспитание дошкольников через декоративно-прикладное искусство. Парциальная программа. – М.: Детство-Пресс , 2014. - 160 c.

6. Кожевникова Д.Р. Инновационные технологии в музыкальном воспитании дошкольников // Современная научная мысль: материалы III Междунар. науч.-практ. конф., Чебоксары, 24 марта-24 апреля 2017 г. / гл. ред. М.П. Нечаев. – Чебоксары, 2017. – С. 92-96

7. Межевикина Ю.И. Воспитание личности дошкольника в различных видах музыкальной деятельности / Ю.И. Межевикина, О.А. Почепцова, А.В. Харланова // НАУКА. КУЛЬТУРА. ИСКУССТВО: актуальные проблемы теории и практики: сб. докл. междунар. науч.-практ. конф., Белгород, 08 февраля 2017 г. – Белгород, 2017. – С. 63-66

8. Радынова О.П.,. Комиссарова Л.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – Дубна Феникс, 2013. – 189с.

9. Эстетическое воспитание в детском саду / Н.А. Ветлугина и др.; под ред. Н. А. Ветлугиной. – М.: Сфера, 2014. – 225с.

10. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста / Е. А. Дубровская и др. – М.: Владос, 2012. – 118с.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×