Эстетическое воспитание детей с ОВЗ | Бадмаева Лариса Валерьевна. Работа №302221
В детстве закладывается основа эстетического сознания, в связи, с чем просто необходимо насыщать жизнь ребенка искусством, вводить его в мир музыки. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) особенно нуждаются в эстетическом воспитании. Значимость эстетического развития для становления личностных качеств ребенка очень велика. Именно в процессе музыкальных, художественно - ритмических занятий ребенок может проявлять те индивидуальные возможности, которые не находят своего выражения во время других занятий. Одним из ярких средств эстетического воспитания является музыка. Она играет существенную роль в формировании и развитии эстетического вкуса, пробуждает и активизирует творческое воображение, стремление к эстетическому самовыражению. Другими словами – формирует и развивает эстетический мир ребенка.
Эстетическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья средствами музыки в процессе внеурочной деятельности
В детстве закладывается основа эстетического сознания, в связи, с чем просто необходимо насыщать жизнь ребенка искусством, вводить его в мир музыки. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) особенно нуждаются в эстетическом воспитании. Значимость эстетического развития для становления личностных качеств ребенка очень велика. Именно в процессе музыкальных, художественно - ритмических занятий ребенок может проявлять те индивидуальные возможности, которые не находят своего выражения во время других занятий. Одним из ярких средств эстетического воспитания является музыка. Она играет существенную роль в формировании и развитии эстетического вкуса, пробуждает и активизирует творческое воображение, стремление к эстетическому самовыражению. Другими словами – формирует и развивает эстетический мир ребенка.
Специальная (коррекционная) школа, закладывая основы формирования личности ребенка, воспитывает из них не только сознательных граждан и хороших специалистов, но и людей с развитым эстетическим чувством.
Эстетическое воспитание - это процесс целенаправленного и систематического формирования умений адекватно воспринимать, правильно понимать, верно оценивать прекрасное в природе, искусстве и обществе, а также развитие способности создавать красивое. Совокупность педагогических средств, предназначенных для решения этих задач, составляет сущность работы по эстетическому воспитанию.
Уроки музыки и ритмики – источник особой радости. Именно здесь ученики познают красоту музыки, ее волшебную силу, в разнообразной музыкальной деятельности могут раскрыть свой творческий потенциал.
Довольно часто у детей с ограниченными возможностями наблюдаются нарушения темпа и ритма не только речи, но и движений, в преодолении этих нарушений большую помощь оказывает игра на музыкальных инструментах. Положительные результаты в обучении этому виду музыкальной деятельности детей с проблемами особенно наблюдаются при использовании методики Карла Орфа, известного немецкого музыканта, педагога. Эта методика предполагает постепенное овладение в игровой форме различными ударными инструментами, начиная с передачи ритма с помощью естественных движений руками (хлопков, шлепков, ногами (шагов, притопов, а затем овладение умением передавать и ритмические композиции, и мелодическую структуру музыкального произведения с использованием ударных инструментов.
Свойства звука играют важную роль в развитии восприятия и формирования представлений учащихся. С помощью игры на музыкальных инструментах можно развить и умение представить и воспроизвести высоту музыкальных звуков в мелодии, что предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание. Такую же важную роль играют знания названий музыкальных инструментов и обозначения их характерных свойств. А все это влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка.
Для учеников использую дополнительные способы воссоздания музыкальной реальности, обязательно с использованием игровых моментов. Например:
Детям предлагаю несколько иллюстраций. Необходимо угадать, какая песенка в них спрятана, а затем ее исполнить.
«Нарисуй песню».
Поинтересовавшись, какая песня больше всего нравится ребенку, прошу передать содержание любимой песни при помощи рисунка.
«Музыка для игрушки».
Перед ребенком раскладываю игрушки (например: зайчик, корова, медведь, птичка). Я исполняю музыкальный фрагмент на фортепиано и прошу ребенка подобрать игрушку. Сделав выбор, он объясняет, почему к данной музыке подходит именно эта игрушка, а не другая.
Все занятия музыки и ритмики заканчиваются сеансами релаксации. Под специально подобранную музыку с частотой 60 ударов в минуту дети учатся расслабляться, а также сосредоточиваться на создаваемых образах, фантазировать.
Практика внеурочной деятельности с детьми с ОВЗ, имеющими различные отклонения в развитии (аутизм, умственная отсталость и др.) подтверждает, чем раньше начинается включение детей в музыкально-ритмическую деятельность, тем эффективнее ее психокоррекционное воздействие на ребенка. Реализация коррекционных задач с детьми с ОВЗ в ходе эстетического воспитания основана на использовании комплекса форм и видов музыкально-ритмической деятельности. Этот комплекс включает в себя такие виды деятельности – как слушание, исполнительство (включающие пение, музыкально – ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах). Важным направлением в коррекционной работе является пение, которое давно используется как одно из средств реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
В процессе обучения пению, с одной стороны, формируется вокальная, исполнительская культура, которая является составной частью музыкальной и художественной культуры, с другой — осуществляется коррекция имеющихся вторичных отклонений в развитии ребенка с проблемами. Пение помогает в решении познавательных, воспитательных и коррекционных задач в работе с учащимися с проблемами: с ОНР, умственной отсталостью, ЗПР, аутизмом и др.
Интересные тексты песен и вокальных упражнений создают у детей радостное настроение, эмоционально обогащают, помогают легче преодолеть отрицательные комплексы и речевые нарушения.
Дети тесно контактируют друг с другом в ходе подготовки и проведения праздников и развлечений. Вся проводимая работа способствует созданию дружного, жизнерадостного и работоспособного школьного коллектива, воспитанию толерантности и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых сверстников.
Выступление на школьных мероприятиях развивает у детей артистичность, умение держать себя на сцене, что требует значительной собранности и присутствия волевых качеств. Выступая перед публикой, ребенок с нарушением развития ощущает себя творческой социально значимой личностью. В процессе музыкальной деятельности ребенок с проблемами получает яркие незабываемые впечатления, приобретает художественно-эстетический опыт, получает возможности для самореализации, раскрытия своих способностей в различных видах художественной деятельности, восприятия музыки.
Музыкально-эстетическое воспитание помогает развивать психоэмоциональное состояние учащихся, повышает интерес к познанию окружающего мира, позволяет ощутить ребенку себя комфортно и успешно.
Таким образом, музыкальные занятия в процессе внеурочной деятельности для детей с ОВЗ необходимы как способ эмоционального воздействия на ребенка с целью коррекции имеющихся физических и умственных отклонений, как способ невербальной коммуникации, а также как один из возможных способов познания мира. Музыка также является средством, способным помочь детям с ОВЗ увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, помочь им познать свое Я, войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем.
Библиографический список:
1. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В.В. Воронковой - М.: Школа-Пресс, 1994. - 416 с.
3. Журнал «Дефектология» № 2 за 1990 год
4. Журнал "Начальная школа" №5/2007
5.Программа специальных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей №1992.
3. Бабушкина Р. Л., Кислякова О. М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи/ под ред. Г. А. Волковой – СПб.: КАРО, 2005.