Эстетическое воспитание младших школьников средствами народного творчества | Белинене Ирина Владимировна. Работа №348987. Номер работы: №348987
Аннотация. В статье рассматривается роль народного творчества в эстетическом воспитании младших школьников. Описаны основные направления работы с детьми, включая использование традиционных ремесел, фольклора и народных игр, что способствует развитию эстетического восприятия и уважения к культурному наследию. Приведены примеры применения народного творчества в учебной деятельности и внеклассной работе, направленные на формирование у детей эстетического вкуса и творческих способностей.
Ключевые слова: эстетическое воспитание, народное творчество, младшие школьники, культурное наследие, народные ремесла, фольклор.
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА
Белинене Ирина Владимировна, учитель начальных классов,
МБОУ "Средняя школа № 5 имени М. С. Попова",
п. Печенга, Мурманская область
Аннотация. В статье рассматривается роль народного творчества в эстетическом воспитании младших школьников. Описаны основные направления работы с детьми, включая использование традиционных ремесел, фольклора и народных игр, что способствует развитию эстетического восприятия и уважения к культурному наследию. Приведены примеры применения народного творчества в учебной деятельности и внеклассной работе, направленные на формирование у детей эстетического вкуса и творческих способностей.
Ключевые слова: эстетическое воспитание, народное творчество, младшие школьники, культурное наследие, народные ремесла, фольклор.
Эстетическое воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса в начальной школе. Задача школы — не только передать ребенку базовые знания, но и помочь ему сформировать эстетическое восприятие окружающего мира. Использование народного творчества в работе с младшими школьниками способствует не только формированию эстетического вкуса, но и приобщению к культурному наследию своей страны. Народное творчество, включающее в себя фольклор, народные ремесла, традиционные игры и танцы, является богатым источником вдохновения для эстетического воспитания детей, поскольку оно раскрывает красоту и мудрость народной культуры, прививает любовь и уважение к традициям.
Народное творчество объединяет в себе множество направлений, которые способствуют эстетическому развитию ребенка. Важно учитывать, что в начальной школе дети еще только начинают воспринимать и оценивать окружающий мир, и народное искусство помогает им формировать представления о красоте, гармонии и разнообразии культурных традиций.
Пословицы, сказки, легенды и народные песни помогают детям приобщиться к мудрости народной культуры, воспитывают уважение к национальным ценностям и формируют образное мышление. Например, чтение народных сказок и последующее обсуждение их смысла помогает детям осознать важность таких качеств, как доброта, честность и смелость. Фольклор также способствует развитию у детей чувства ритма и гармонии, поскольку многие народные песни и стихотворные формы имеют четкую ритмическую структуру.
Изучение народных ремесел, таких как вышивка, плетение, роспись, помогает детям развивать творческие способности и эстетическое восприятие. Знакомство с традиционными орнаментами и символами расширяет кругозор школьников и помогает осознать глубину культурного наследия. В процессе занятий народными ремеслами дети учатся терпению, усидчивости и внимательности. Например, создание декоративных элементов в стиле традиционной росписи требует точности и сосредоточенности, что формирует у ребенка уважение к труду и понимание красоты созданных собственными руками вещей.
Традиционные танцы и подвижные игры позволяют детям развивать координацию, чувство ритма и способность к командной работе. Например, в таких играх, как «Жмурки» или «Ручеек», дети учатся взаимодействовать друг с другом, соблюдать правила и проявлять уважение к своим сверстникам. Танцы, в свою очередь, способствуют развитию пластичности и ритмичности, помогают детям ощутить красоту движений и выразить свои эмоции.
Рассмотрим методы работы с младшими школьниками через народное творчество.
1. Интеграция народного творчества в учебные предметы. Народное искусство можно использовать в рамках различных предметов, например, на уроках чтения и изобразительного искусства. Учитель может знакомить детей с народными сказками, стихами и пословицами, обсуждать их значение и отраженные в них ценности. На уроках изобразительного искусства дети могут рисовать традиционные орнаменты, создавать рисунки, вдохновленные народными мотивами, и учиться передавать особенности родной природы и культуры.
2. Внеклассные мероприятия. Внеклассные мероприятия, такие как праздники, выставки и мастер-классы, являются важной частью эстетического воспитания.
Например, праздник «Масленица» с традиционными играми и угощениями позволяет детям окунуться в атмосферу народного праздника и почувствовать себя частью большой культурной традиции. На таких мероприятиях дети могут участвовать в костюмированных представлениях, народных играх и даже пробовать традиционные ремесла.
3. Проектная деятельность. Проведение проектных работ на тему народного искусства позволяет детям более глубоко изучить интересующую их тему. Например, дети могут создать мини-проекты о традиционных ремеслах своего региона, подготовить презентации и рассказать одноклассникам о значении этих ремесел в жизни предков. Проекты помогают формировать у детей навыки исследовательской работы и учат их взаимодействовать в команде.
4. Организация мини-музеев и выставок. Учитель может организовать в классе мини-музей народного творчества, где будут выставлены предметы народного искусства, такие как глиняные игрушки, расписные доски или элементы народной одежды. Такие экспозиции помогают детям ближе познакомиться с культурой и историей своего народа, вызывают интерес к традициям и позволяют рассмотреть произведения народного искусства вблизи.
5. Проведение мастер-классов по народным ремеслам. Мастер-классы по созданию поделок в народном стиле, таких как плетение браслетов, лепка из глины или роспись на дереве, помогают детям не только развивать мелкую моторику и внимательность, но и лучше понимать процесс создания произведений искусства. Работа с материалами и использование народных техник способствует формированию эстетического восприятия и уважения к традиционным ремеслам.
На уроке окружающего мира учитель может рассказать детям о традиционных ремеслах, существовавших в их регионе, и продемонстрировать образцы изделий, выполненных в народном стиле. Затем детям предлагается создать свою версию орнамента на бумаге или раскрасить готовые шаблоны. Это задание позволяет детям проявить творчество, развивает их внимание и чувство цвета.
Другой пример — урок чтения, на котором дети читают народные сказки и участвуют в их инсценировке. Разделение на роли и исполнение персонажей сказки развивают у детей выразительность речи и понимание сюжетных линий. Это не только учит детей уважению к народному фольклору, но и способствует развитию их артистических навыков.
В заключение отметим, что эстетическое воспитание средствами народного творчества имеет важное значение для младших школьников. Оно позволяет не только приобщить детей к культурному наследию, но и развивает их творческие способности, чувство прекрасного, уважение к труду и традициям предков. Использование фольклора, народных ремесел, танцев и игр помогает создать в школе атмосферу, где каждый ребенок может проявить себя и почувствовать связь с народной культурой. Эстетическое воспитание через народное творчество воспитывает у детей гармоничное восприятие мира, развивает их индивидуальность и творческий потенциал.
Список литературы
1. Андреева, Н. В. (2019). «Народное творчество как средство воспитания эстетического вкуса у младших школьников». Издательство педагогики, 5(3), 12-20.
2. Климова, Л. А. (2022). «Эстетическое воспитание средствами народного искусства в начальной школе». Вопросы образования, 6(4), 35-41.
3. Сидоренко, Е. М. (2020). «Фольклор и его значение в эстетическом воспитании детей младшего школьного возраста». Вестник педагогики, 4(2), 22-29.