Эстетическое воспитание младших школьников средствами народного творчества | Пеленева Наталья Валерьевна. Работа №352495. Номер работы: №352495
Аннотация. Эстетическое воспитание младших школьников является важным элементом общего развития ребенка, способствующим формированию его вкуса, воображения и способности воспринимать красоту в окружающем мире. Народное творчество, с его богатым и разнообразным наследием, представляет собой мощный инструмент для воспитания у детей эстетического восприятия, творчества и уважения к культуре и традициям своего народа. В статье рассматриваются способы использования народного творчества в процессе эстетического воспитания младших школьников, а также практические методы, которые помогут педагогу эффективно интегрировать народные традиции в учебный процесс. Уделено внимание тому, как народное искусство может стать источником вдохновения для детей и помочь им развивать чувства красоты, гармонии и ответственности.
Ключевые слова: эстетическое воспитание, младшие школьники, народное творчество, культура, традиции, изобразительное искусство, музыка, рукоделие.
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА
Пеленева Наталья Валерьевна учитель
МБОУ Полевского городского округа
"Средняя общеобразовательная школа №14", Свердловская область
Аннотация. Эстетическое воспитание младших школьников является важным элементом общего развития ребенка, способствующим формированию его вкуса, воображения и способности воспринимать красоту в окружающем мире. Народное творчество, с его богатым и разнообразным наследием, представляет собой мощный инструмент для воспитания у детей эстетического восприятия, творчества и уважения к культуре и традициям своего народа. В статье рассматриваются способы использования народного творчества в процессе эстетического воспитания младших школьников, а также практические методы, которые помогут педагогу эффективно интегрировать народные традиции в учебный процесс. Уделено внимание тому, как народное искусство может стать источником вдохновения для детей и помочь им развивать чувства красоты, гармонии и ответственности.
Ключевые слова: эстетическое воспитание, младшие школьники, народное творчество, культура, традиции, изобразительное искусство, музыка, рукоделие.
Эстетическое воспитание играет важную роль в образовательном процессе, формируя у младших школьников не только художественные навыки, но и способность воспринимать, понимать и создавать прекрасное в самых разных сферах жизни. В современных условиях, когда дети сталкиваются с большим количеством информационных и культурных стимулов, важно направлять их внимание на те ценности, которые помогают развивать внутреннюю гармонию, чувство красоты и уважение к культуре.
Народное творчество, представляющее собой совокупность традиционных искусств, обычаев и ремесел, является важным элементом воспитания. Народные традиции несут в себе мудрость поколений, связь с природой, моральные и эстетические ориентиры, которые могут служить фундаментом для формирования эстетической чувствительности у детей. Особенно эффективно народное творчество влияет на младших школьников, поскольку они в этом возрасте наиболее восприимчивы к новым знаниям и эмоциональным переживаниям.
Народное творчество включает в себя множество различных видов искусства: устное народное творчество (сказки, пословицы, поговорки, песни), изобразительное искусство (народная роспись, декоративно-прикладное искусство), музыка, танцы, а также ремесла и рукоделие. Эти формы искусства не только отражают духовную жизнь народа, но и являются важным средством формирования эстетического восприятия у детей.
Народное творчество служит источником богатых эмоций и положительных переживаний, что имеет особую ценность для младших школьников, чьи эстетические предпочтения и чувства находятся на стадии активного формирования. Через народные песни, сказки, игры и ремесла дети учат воспринимать мир не только разумом, но и сердцем, а также развивают уважение к истории, культуре и традициям своего народа.
Народное творчество способствует развитию у детей:
Эмоциональной отзывчивости и сочувствия — благодаря рассказам и песням, в которых затрагиваются темы любви, дружбы, семейных ценностей.
Воображения и творческих способностей — через знакомство с различными видами декоративного искусства и ремесел.
Чувства гармонии и красоты — через музыку, танцы и росписи, где каждый элемент несет в себе особое эстетическое значение.
Народное творчество можно активно интегрировать в учебный процесс, используя его как средство для формирования эстетического восприятия и эмоциональной зрелости младших школьников. Существуют различные методики и приемы, которые помогают педагогам эффективно развивать у детей художественные и эстетические способности.
Одним из самых эффективных способов познакомить детей с народным творчеством является использование народных сказок и легенд. Эти произведения помогают детям осваивать культуру, традиции и мифологию своего народа, учат их различать добро и зло, понимать важность честности, трудолюбия, любви и уважения к окружающим.
Чтение и обсуждение народных сказок, например, о богатырях, животных, сказочных персонажах. После прочтения учитель может задать вопросы, что героям сказок помогает в трудных ситуациях, какие чувства они испытывают, как дети могут использовать полученные уроки в жизни.
Кроме того, сказки и легенды помогают детям развивать воображение, воспитывать ценности и ориентиры для дальнейшего познания мира.
Народная музыка и танцы являются важными компонентами народного творчества и могут быть использованы для воспитания эстетического вкуса. На уроках музыки можно использовать народные песни, чтобы развить у детей музыкальный слух, чувство ритма, понимание мелодии и гармонии.
Примеры методов:
Прослушивание народных песен. Важно предложить детям такие песни, которые могут быть им интересны и понятны. Это могут быть песни о природе, о жизни людей, о любви и дружбе.
Танцевальные элементы. Народные танцы помогают детям развивать координацию, чувство ритма и коллективного взаимодействия. Занятия народным танцем также способствуют укреплению чувства общей принадлежности и культуры.
В процессе этих занятий дети учат не только музыкальные и танцевальные навыки, но и знакомятся с эстетическими ценностями, которые присущи культуре их народа.
Одним из ярких проявлений народного творчества является декоративно-прикладное искусство. В младших классах можно использовать различные техники народных ремесел для того, чтобы развить у детей творческое воображение и умение работать с различными материалами. Дети могут осваивать традиционные виды народного искусства, такие как роспись, плетение, вышивка, изготовление поделок из природных материалов.
Пример подхода:
Изготовление поделок. Дети могут создавать простые изделия в народной технике, например, из глины, бумаги, тканей. Это развивает творческие способности и помогает детям научиться ценить ручной труд и искусство.
Народная роспись. Проведение уроков по народной росписи, где дети учат базовые элементы росписи (например, хохлома, гжель), помогает развивать их художественные способности и чувство цвета.
Для младших школьников важным методом являются игры, которые помогают им освоить народные традиции и праздники, а также дают возможность для практического применения знаний о культуре. Участие в ролевых играх на тему народных праздников позволяет детям не только изучать культуру, но и эмоционально переживать традиции своего народа.
Пример:
Сценки и игры. Воспроизведение традиционных народных обычаев и обрядов на уроках труда, в театральных постановках. Это помогает детям понять, как проходят народные праздники и праздники их предков, а также позволяет развить чувство коллективизма и уважение к традициям.
В заключение можно отметить, что народное творчество представляет собой важное средство эстетического воспитания младших школьников. С помощью народных сказок, музыки, танцев, декоративно-прикладного искусства и ролевых игр дети учат воспринимать и создавать прекрасное, развивают свои творческие способности и понимают ценность культурного наследия. Интеграция народного творчества в учебный процесс помогает формировать у детей чувство красоты, гармонии и уважения к традициям, что способствует их всестороннему развитию и улучшению межличностных отношений в коллективе.
Список литературы
Даронина
Дарья Уроки доброты в школе - будущее за эмпатией // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2019. №2.
URL
:
https
://
cyberleninka
.
ru
/
article
/
n
/
uroki
-
dobroty
-
v
-
shkole
-
buduschee
-
za
-
empatiey
Егупова
, Н. В. Нравственно-эстетическое воспитание учащихся начальных классов сельских общеобразовательных школ на внеклассных занятиях средствами народной игрушки:
автореф
.
дис
....
канд. пед. наук / Н. В. Егупова. — М., 20
1
8. — 16 с.
Шиканова
А.Н. Методическое сопровождение педагогов в процессе формирования ценностных ориентаций у младших школьников во внеурочной деятельности // МНКО. 2024.
№1 (104). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskoe-soprovozhdenie-pedagogov-v-protsesse-formirovaniya-tsennostnyh-orientatsiy-u-mladshih-shkolnikov-vo-vneurochnoy