Эстетическое восприятие младших школьников на уроках изобразительного искусства | Петрухина Анна Анатольевна. Работа №234811
Автор: Петрухина Анна Анатольевна
Данная статья посвящена проблеме развития эстетического восприятия на уроках изобразительного искусства, а так же способах ее решения.
Статья
Петрухина А. А.
Развитие эстетического восприятия младших школьников на уроках изобразительного искусства
В настоящее время одной из актуальных задач воспитания и обучения детей младшего школьного возраста является развитие их эстетического восприятия. Её актуальность обусловлена важностью воспитания и развития человека, способного к творческому созиданию.
В процессе творческого созидания эстетическое восприятие несет в себе первостепенный характер, поскольку именно через него выражается эстетическое отношение человека, умение видеть прекрасное, формируются художественные образы, которые несут определенную художественную информацию через свое внутреннее и внешнее содержание. В системе школьного образования духовно-нравственное становление личности играет важную роль. Благодаря эстетическому восприятию учащиеся учатся ценить и оберегать природу, создавать условия для ее процветания, так же иметь уважительное отношение к культуре своего края и других народов.
Г. В. Мухаметзянова считает, что организационно-педагогические условия – это внешнее обстоятельство, оказывающее существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательного сконструированного педагогом, предполагающего достижение определенного результата [1].
Эстетическое восприятие (познание) мира включает в себя эстетический вкус, суждения, оценки и формируется в процессе доступной ребенку художественно-творческой деятельности. В процессе восприятия объектов окружающего мира у ребенка возникают образы, переживания, эмоции, которые он выражает в продуктивных видах творческой деятельности.
Опираясь на имеющийся календарно-тематический план общеобразовательной программы предмета «Изобразительное искусство», нами были разработаны занятия, осуществляемые на уроках изобразительного искусства, включающие работу по формированию целостного восприятия художественного произведения (определение гармоничности произведения, настроения автора, оценка элементов произведения) и познавательного интереса к восприятию художественные произведения.
Программа включала 10 занятий (по 1 занятию в неделю, длительность 1 академический час). Занятия составлены с учетом психологических особенностей младших школьников и включают множество психологических игр и упражнений; художественные виды деятельности (рисунок, живопись, аппликация, скульптура, нетрадиционные техники рисования и др.), предполагающие создание ситуаций успеха.
Цель программы: развитие эстетического восприятия младших школьников.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
– определение гармоничности произведения;
– умение давать оценку произведениям искусства;
– проявление познавательного интереса к восприятию художественного произведения;
– выражать настроение автора произведения искусства;
– уметь применять навыки цветоведения.
Для выполнения поставленных учебных задач программой предусмотрены следующие методы работы: метод проблемных ситуаций; наглядные (иллюстрация, демонстрация); метод игры; словесные (объяснение, беседы), художественные виды занятий (живопись, графика, лепка, аппликация). Формы работы – индивидуальная и коллективная.
Программа включает следующие темы уроков:
– «Пейзаж – большой мир»;
– «Выставочная деятельность»;
– «Натюрморт как жанр изобразительного искусства»;
– «Весенняя пора»;
– «Иллюстрирование сказки»;
– «Нетрадиционные техники рисования»;
– «Объем и художественный образ»;
– «Современное искусство»;
– «Постройка и фантазия»;
– «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека».
Разработанная программа развития эстетического восприятия младших школьников предусматривает, что каждый учащийся должен попробовать себя в самых разных видах художественной деятельности (рисунок, живопись, аппликация, лепка, нетрадиционные техники рисования). В ходе апробации программы учащиеся нашли для себя то, что им ближе, интересней, развивали способности, раскрывали свою индивидуальность в художественной форме.
Приобщение к различным видам искусства позволило учащимся расширить кругозор познания мира в образах, живых картинах, будящих воображение. У учащихся рождалось множество ассоциаций, которые заставляли не только мыслить, но и сопереживать. Пытались изображать то, что видят вокруг себя, что чувствуют, что подсказывает им игра, фантазия. Им совершенно не важно, правильно или не правильно выполнена их творческая работа с точки зрения художественных правил. Им нравится сам процесс занятия художественной деятельностью и конечный результат. Нравится уметь анализировать, понимать произведения искусства. В этом и есть счастье творчества учащихся. И благоприятный положительный настрой влияет на развитие эстетического восприятия.
Развитие эстетического восприятия в младшем школьном возрасте необходимо осуществлять комплексно, систематически, используя различные виды художественной деятельности в работе с детьми, а также необходимым условием для успешного развития эстетического восприятия является среда образовательного учреждения, которая должна быть художественно и эстетически обогащена с помощью педагогических, методических и дидактических средств. Поставленная цель и задачи педагогической работы выполнены в полном объеме.
Список использованных источников
Мухаметзянова
, Г. В. Профессиональное образование: проблемы качества и научно-методического обеспечения
:
монография / Г. В.
Мухаметзянова
; Ин-т педагогики и психологии проф. образования. – Казань
:
Магариф
, 2005. – 317 с.