Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Этапы формирования фонетико-фонематических процессов у дошкольников. | Екатерина Евгеньевна Артемова. Работа №328982

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Исследователи доказывают, что в основании фонетико – фонематического нарушения       лежит   недостаточная сформированность       именно фонематического         слуха.          Эти        недостатки                       препятствуют       правильному восприятию речи, как у самого ребенка, так и у тех, кто его слышит. Дети с ФФНР существенно затрудняются в восприятии звуков, а недоразвитие у них фонематического слуха ведёт к нарушению возможности делать звуковой анализ слова. Все это усложняет обучение таких детей письму и чтению.20

Вовремя выявленное нарушение – ФФНР, и своевременная коррекция данного нарушения – залог того, что дети старшего дошкольного возраста с ФФНР смогут подготовиться к дальнейшему школьному обучению.

Этапы формирования фонетико-фонематических процессов у дошкольников. Приемы работы по коррекции ФФНР.

 

Фонетико – фонематическая сторона речи состоит из двух составляющих: фонетической и фонематической. Фонетическая часть – это акустические и артикуляционные особенности произношения звуков. А фонематическая часть – способность к различению звуков. Она включает:

дифференциацию фонем, сходных по артикуляции и звучанию;

правильность звуковой структуры слова (соответствующее количество звуков и соответствующая их последовательность при воспроизведении слова);

умение к определять место звука в слове, положение звуков по отношению друг к другу и их последовательность;

способность выделить конкретное слово из предложения и установить правильный порядок слов.

1

Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина2 под фонетической стороной речи понимают:«… произношение звуков, как результат согласованной работы всего речевого двигательного аппарата, а так же способность отличать и дифференцировать фонемы родного языка». Фонематическая сторона речи обеспечивается работой речеслухового анализатора.

По мнению Л.С. Волковой, фонематический слух «…тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова».3 Фонематический слух, как составляющая физиологического слуха,

1Филичева Т.Б. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно- методическое пособие для логопедов и воспитателей.– М. :"Издательство ГНОМ и Д", 2000. – С. 13 2Шашкина Г. Р. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии: логопедическая ритмика : учеб.пособие для СПО / Г. Р. Шашкина. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019.– С.124 3Волкова, Л.С. Логопедия. Методическое наследие. В 5 кн. Кн. 5: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи/Л.С.Волкова. – М.: Владос, 2004. – С. 26

 

ориентирован на способность соотнести и сопоставить слышимые звуки с их эталонами. А так же он служит основой для развития фонематического восприятия.

Фонематическое восприятие – это умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова как его единицы. В процессе развития фонематического восприятия происходит преобразование первичного речевого слуха, появляется возможность усвоить его и использовать для решения новых задач. При формировании данных операций существует конкретная закономерность: различение гласных, а затем согласных (гласные сонорнее согласных, воспринимаются лучше).

Сформировать хорошую подвижность и тонкую дифференцированную работу органов артикуляции (дикцию), дает согласованная работа речеслухового и речедвигательного анализаторов. При условии, что у ребенка хорошо развит фонематический слух.4

В исследованиях такие авторы как Р.Е. Левина, А.Н. Гвоздев,

А.А. Леонтьев, Т.Б. Филичева5 говорят о том, что: «… развитие и становление фонетической и фонематической стороны речи происходит постепенно». Ученые выделяют у детей 4 этапа становления речи:

подготовительный

– от рождения до 1 года;

преддошкольный

– это этап первоначального овладения языком (с 1 года до 3 лет);

дошкольный (с 3лет до 7 лет);

школьный.

Слух играет основную роль в освоении речи. По мере развития слуха у детей появляются ответные голосовые реакции: крик и плач. Они способствуют формированию трех отделов речевого аппарата: голосового,

 

 

4Орфинская В.К. О воспитании фонологических представлений в младшем школьном возрасте / В.К. Орфинская // Уч. Записки ЛГПИ им. Герцена. – 1946. – С. 22

5 Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов по спец. "Педагогика и психология" / Т.Б.Филичева, Н.А.Чевелева, Г.В.Чиркина. — М.: Просвещение, 1989. — С. 45

 

артикуляционного, дыхательного. В 2-3 месяца у ребенка появляется гуление, в 3-4 месяца – лепет (агу, тя – тя, ба – ба).

В этом возрасте происходит первичное развитие фонематического слуха: ребенок прислушивается к звукам, отыскивает источник звука, поворачивает голову к говорящему.

В 5 месяцев ребенок закрепляет двигательный навык, пытаясь подражать взрослым, наблюдая за их артикуляционными движениями.

К полугоду появляются еще не устойчивые, но уже четкие звуки в отдельных слогах (ма-ма-ма). Среди гласных ясно звучит звук а, среди согласных – п, б, м, к, т. В этом возрасте ребенок хорошо понимает интонацию взрослого и реагирует на тон голоса, запоминает слова и выдает соответствующую реакцию.

К 1 году ребенок начинает произносить первые слова. В этом возрасте важно в каких условиях формируется речь детей: подражание взрослым, правильная речь окружающих.6

Развитие звукопроизношения у детей наблюдается в различные моменты времени. Один ребенок выговаривает большее количество звуков и более отчетливо, другой - меньшее количество и менее четко. Активное функционирование артикуляционного аппарата еще только начинает и качество произношения звуков от подвижности его органов.

У детей второго года жизни происходит активное накопление словаря. Твердые согласные у них звучат как мягкие – т’’, с’, з’. Происходит повышение способности подражать речи взрослых, развитие понимания речи других людей. При этом понимание речи взрослых стоит ступенью выше произносительных возможностей.

К этому времени ребенок начинает активно и самостоятельно употреблять в речи простые по структуре слова.7

 

6Бельтюков, В.И. О закономерностях развития речевой функции в онтогенезе/В.И. Бельтюков // Вопросы психологии. – 2004. – № 5. –С. 105

7Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. — М// Возрастная психолингвистика: хрестоматия/сост. К.Ф.Седов. – Москва, Лабиринт, 2004 – С.49

 

К трем годам у ребенка уже четко сформирована артикуляция губно- зубных звуков: ф, ф’, в, в’. Звуки ц и щ заменяет звуками т’ или с’ соответственно, звуки л и р - звуком л’ или й, шипящие и твердые свистящие - т’, д’. Ребенок начинает самостоятельно употреблять наиболее простые грамматические конструкции. При общении со взрослыми или сверстниками, используют простые предложения. В это же время дети достаточно точно воспроизводят интонационно – ритмический контур слова (корабль – коябль).

Фонематическое восприятие развито близко к норме: дети почти не смешивают слова, близкие по звучанию, и стараются не нарушать слоговую структуру слова. Появляется потребность в словотворчестве, т.е ребенок начинает придумывать свои слова: копатка – лопатка, но при этом используются законы родного языка.

Постепенно звуковой образ уточняется, автоматизируется и становится более стабильным. И для этого ребенку требуется ежедневная речевая практика.8

В четыре года в речи ребенка появляются шипящие звуки и твердые согласные, правильно произносят слова со стечением двух или трех согласных. В этом возрасте движения мышц артикуляционного аппарата становятся более скоординированными.

Ребенок замечает, что в произношении его сверстников есть ошибки. Дети легко различают близкие по звучанию слоги и слова, таким образом идет дальнейшее развитие фонематического восприятия.

Ребенок интенсивно наращивает и активный словарь – запас слов, который он использует в речи, и пассивный – понимание речи.9

Подвижность артикуляционного аппарата увеличивается к пяти летнему возрасту ребенка. Многие из них уже правильно произносят

8Волкова Л.С. Логопедия. Методическое наследие. В 5 кн. Кн. 5: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи [Текст] / Л.С.Волкова. – М.: Владос, 2004. – С. 135

9Шевцова Е. Е. Технологии формирования интонационной стороны речи : учеб.пособие для бакалавриата и магистратуры / Е. Е. Шевцова, Л. В. Забродина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. —С.128

 

сонорные звуки: л, р, р'. Есть и дети, в речи которых наблюдаются ошибки в произношении свистящих и шипящих звуков, они часто взаимозаменяются.

Особенно сложно их произнесение в сложных и малознакомых словах. Происходит замена. А в простых словах дети чётко произносят эти группы звуков. Подвижность артикуляционного аппарата увеличивается.

В пять лет подвижность артикуляционного аппарата заметно увеличивается. У некоторых детей остается неустойчивым произношение свистящих и шипящих звуков. Особенно сложно ребенку произносить их в сложных и малознакомых словах. Но в простых словах эту группу звуков они произносят достаточно точно. Многие дети уже правильно произносят сонорные звуки: л, р, р'.

В этом возрасте ребенок начинает дифференцировать гласные и согласные звуки, затем – мягкие и твердые, и, наконец, сонорные, шипящие и свистящие. Дошкольники выделяют заданный звук в потоке речи, могут придумать слово на этот звук, а так же обращают внимание на повышение или понижение громкости и темпо-ритмическую сторону речи. И характерной особенностью того, что фонематическое восприятие сформировалось полностью - является различение правильного и неправильного произношения.10

Начиная с этого возраста детские высказывания напоминают короткий рассказ. При общении ответы содержат все больше и больше предложений. Дошкольники постепенно осваивают монологическую речь. Дети без посторонней помощи могут составить пересказ сказки, состоящий из 40 – 50 предложений. С началом подготовки к обучению грамоте ребенок благодаря направленному обучению, делает еще один шаг в развитии своего языкового сознания.

К шестилетнему возрасту заканчивается формирование правильного звукопроизношения и дошкольник начинает говорить совсем чисто. Дети

10Ахутина Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников :практ. пособие / Т. В. Ахутина, Т. А. Фотекова. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — С. 48

 

способны точно произносить слова различной слоговой структуры. Фонематический слух развит хорошо, что позволяет ребенку называть слоги и слова на заданный звук, различать близкие по звучанию фонемы.

Дошкольник владеет некоторыми навыками звукового анализа - определяет количество и последовательность звуков в слове, что является предпосылкой к овладению грамотой.

В возрасте семи лет с учетом норм литературного произношения речь ребенка с произносительной стороны предельно приближается к речи взрослых. Теперь ведущей является письменная речь. В школьном возрасте происходит целенаправленная перестройка речи ребенка – от восприятия и различения звуков до осознанного использования всех языковых средств.

В связи с тем, что фонетико-фонематическая сторона речи очень сложно организована, ее формирование происходит у каждого ребенка в разные сроки, с различной степенью отклонений. У основной массы детей нарушения постепенно преодолеваются. Что бы у ребенка была возможность успешно овладевать программным материалом в школе, у него должны быть сформированы как звукопроизношение, так и навыки фонематического анализа и синтеза.

По мнению А.Н. Гвоздева:«… у ребенка рано формируется функция слухового анализатора, намного раньше, чем анализатора речедвигательного».11

А Л.И. Божович говорит: «… основой совершенствования произношения служит опережение артикуляционных возможностей ребёнка за счет быстрого фонематического развития». 12

Р.Е. Левина отмечает, что фонематическое восприятие в процессе онтогенеза проходит несколько стадии развития13:

Первая стадия (предфонематическая). Здесь прослеживается абсолютное отсутствие различения звуков речи. Речь ребенок не понимает.

11Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – СПб.: Изд. РГПУ, 2008. – С. 132 12Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М., 1968. – С. 118 13Левина Р.Е. Воспитание правильной речи у детей / Р.Е. Левина. – М.: АПН РСФСР, 1958. – С. 56

 

На этом этапе основной смысловой заряд несут не фонема, а интонация, ритм и общий звуковой рисунок слова. И хотя до полугода именно интонация играет ведущую роль, то после шести месяцев ритм получает семантическую направленность.

Вторая стадия. Не различая акустически близкие фонемы, для ребенка становится возможным различение фонем акустически далеких.

Он еще не различает правильное и неправильное произношение. Поэтому его искаженное произношение, чаще всего, отвечает неправильному восприятию речи окружающих. Он слышит звуки иначе, не так как взрослый человек.

Третья стадия. Р.Е. Левина характеризует ее, как объединение двух типов языкового фона: складывающегося нового и прежнего, косноязычного. Именно на этом этапе дети начинают слышать звуки в зависимости от их отличительных смысловых особенностей. Но следует отметить, что искаженное и неправильно произнесенное слово также может иметь отношение к объекту.

Четвертая стадия. Экспрессивная речь практически отвечает норме, но фонематическая дифференциация еще нестабильная. Это проявляется, при восприятии незнакомых слов. У ребенка при восприятии речи преобладают новые образы.

Пятая стадия. Это стадия завершения процесса фонематического развития. Именно на этой стадии восприятие и экспрессивная речь ребенка становятся правильными. Ребенок на этой стадии различает правильное и неправильное произношение окружающих – это является самым главным признаком перехода на ребенка на качественно новую ступень.

По утверждению Н.Х. Швачкина14, различение звуков, происходит в установленном порядке:

период. Ребёнок овладевает различием гласных звуков:

 

14ШвачкинН.Х.Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие/ Составление К.Ф. Седова

. –– М.: Лабиринт, 2004. – С. 140

 

среди гласных выделяется легко артикулируемый и наиболее фонетически мощный звук

а

, которому противопоставляются все остальные гласные звуки, которые между собой не дифференцируются.

начинает происходить дифференциация «внутри» гласных звуков, причем позже прочих ребенок принимается распознавать гласные

и – э

– это высокочастотные звуки, и звуки у – о – низкочастотные звуки. А вот звук ы воспринимается еще трудно;

период. Ребенок учится определять присутствие или отсутствие согласных в слове.

Затем овладевает умением различать согласные: сонорных – шумных, твердых – мягких, сонорных между собой, губных – язычных, взрывных – фрикативных,

передне

- и заднеязычных, глухих – звонких, свистящих – шипящих,

Й.

Исследователи Ф.Ф. Paу, H.X. Швачкин, Л.В. Нейман считают:«… к началу третьего года жизни ребёнок приобретает способность различать на слух все звуки речи. Фонематический слух у ребенка становится достаточно сформированным».15

Шестая стадия. На которой происходит осознание звуковой стороны слова и частей, из которых оно состоит, наступает, когда начинается направленное обучение. Ребёнок делает ещё один шаг в своём языковом сознании – это этап фонематического анализа.

Р.Е. Левиной и В.К. Орфинской было обнаружено: «… у детей

с нарушением произношения и нарушением восприятия фонем наблюдается незаконченность формирования таких процессов, как артикуляция и восприятие звуков».16 Это было установлено учеными на основе психоло – педагогического изучения речи детей дошкольного возраста.

15Нейман Л.В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи

[Текст]: Учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.В. Нейман, М.Р. Богомильский; под ред. В.И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 2011.– С. 81

16Орфинская В.К. Принципы построения дифференцированной методики обучения алаликов на основе лингвистической классификации форм алалии. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов: / Под ред. Л. С. Волковой: В 5 кн. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – Кн. III: Системные нарушения речи: Алалия. Афазия. (Библиотека учителя-дефектолога). – С.123

 

Фонематическое восприятие играет важную роль, для полноценного освоения детьми звуковой стороны речи.

На основании положения, что на овладение звуковым анализом влияет состояние фонематического развития детей, а степень недоразвития фонематического восприятия может быть различна, М.Ф. Фомичева раскрывает уровни фонематического развития:

при первичном уровне – фонематическое восприятие нарушено первично. У детей недостаточно сформированы предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень воздействий звукового анализа;

при вторичном уровне – фонематическое восприятие нарушено уже вторично.

У

детей

нарушено

нормальное

слухопроизносительное

взаимодействие

основной

механизм

развития

произношения.

У

них замечаются нарушения речевых кинестезий вследствие анатомических и двигательных дефектов органов речи.

17

В фонетико-фонематическом недоразвитии детей Т.А. Ткаченко и М.Ф. Фомичева выделяют следующие состояния:

легкую степень фонетико-фонематического недоразвития, когда происходит недостаточное различение и затруднение в анализе только относительно нарушенных в произношении звуков, а прочий звуковой состав слова и слоговая структура анализируются детьми правильно;

степень, когда звуковой анализ нарушается более грубо. У ребенка при

достаточно

сформированной

артикуляции

звуков

в

устной

речи происходит недостаточное различение большого количества звуков, которые находятся в нескольких фонетических группах;

степень глубокого фонематического недоразвития ребенок. Ребенок не только «не слышит» звуков в слове, но и не различает отношения

между

 

 

 

 

17Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению [Текст]: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова [и др.]; под ред. Т.В. Волосовец. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. –С.59

 

звуковыми элементами. Он неспособен выделить звуки из состава слова, неспособен определить их последовательность в слове.18

Таким образом, можно сделать вывод о характерных проявлениях недостатков звукопроизношения:

х

и

и

:

и

,

и

,

а

о

я

у

я

я

е

и

,

,

е

,

,

;

х

т

и

отсутствие в речи те

или иных звуков

замены звуков. Когда заменяются простыми звукам

сложные по артикуляции звуки вместо р, л

л

', й, вместо с, ш

ф, вместо свистящих

шипящих (фрикативных) – т

т

', д, д',

вместо

звонких

глухие.

Это

создаёт

предпосылк

к

смешению соответствующих фонем

т

происходит отсутствие звука или замен

звука другим, отличным п

артикуляционному признаку. Когда

смешиваютс

звуки, близкие по артикуляционному или

акустическом

признаку, у ребенка

вырабатываетс

моторная схема речевого звука (

артикулема

). Хот

процесс

фонемообразования

еще

н

закончен.

Именно

при

чтени

и

письме происходит

смешение

близких

звуков

принадлежащих

разным фонетическим группам которые трудно различить. При увеличении количества неправильно произносимых, неправильно употребляемых звуков в речи (16 – 20), зачастую несформированными оказываются: звуки

л,

р

, р';

свистящи

и шипящие звуки (з-з' с-с', ш, ц, ж щ, ч); звуки т' и д' пары мягких и тверды звуков недостаточно противопоставлены; отсутствую согласный й и гласный ы, а звонкие звуки замещаются парным глухими;

й,хо–,–– замена группы звуков, диффузно артикуляцией. Ребенок произносит средний неотчетливый звук вместо дву или нескольких артикуляционно- близких звуков. В мест ч и т нечто вроде смягченного ч' а вместо ш и с мягкий звук ш'. Недостаточная сформированность или нарушение фонематического слуха является причиной подобных замен. Когда одна фонема заменяется другой, это приводит к искажению смысла слова.

– фонетико – фонематические нарушения, когда наблюдается неустойчивое употребление звуков в речи. Часть звуков изолированно или по

18Ткаченко Т.А. Коррекция фонетических нарушений у детей. Подгот. этап: пособие для логопеда

/Т.А.Ткаченко. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2015..: ил. – (Коррекционная педагогика).- С. 111

 

подражанию ребенок произносит правильно, а в речи он их заменяет, либо они отсутствуют совсем. Иногда ребенок по – разному произносит одно и то же слово, если оно встречается в разном контексте или повторяется. А бывает, что звуки одной фонетической группы искажаются, а звуки другой фонетической группы заменяются;

– глубокое недоразвитие фонематических процессов, когда сравнительно неплохое звукопроизношение может быть замаскировано. Ребенок может иметь искаженное произношение одного звука, может искаженно произносить 2-4 звука, а может произносить звуки без дефектов, но на слух большое число звуков из разных фонематических групп не различать совсем.19

На недостаточный уровень сформированности фонематического восприятия указывают и такие отклонения в собственной речи детей, когда у них нарушается произношение многосложных слов, при стечение согласных звуков (например, вместо струна – «труна»). Это происходит, когда имеется большое количество неправильно произносимых звуков.

Т.Б. Филичева также обращает внимание, что на формирование у

детей готовности к звуковому анализу слова отрицательно влияет недоразвитие фонематического слуха. У дошкольников возникают трудности:

в подборе изображений, включающих заданный звук;

в определении в слоге или слове первого согласного или гласного звука;

в подборе и назывании слов с заданным звуком самостоятельно.

Хотя не всегда встречается точное соответствие между произношением и восприятием звуков. Иногда отмечается, что у детей с фонетико- фонематическим недоразвитием речи часто отмечается обусловленная

19Цвирко О.Ю. Логопедические технологии формирования произносительной стороны речи: учебно- методическое пособие по курсу "Логопедические технологии" / О. Ю. Цвирко ; Алтайская гос. пед. акад. - Барнаул : [б. и.], 2012. - 89 с. : ил., табл. - URL: https://icdlib.nspu.ru/views/icdlib/2867/read.php (дата обращения: 28.03.2021) . - Текст: электронный

 

зависимость между количеством дефектных звуков и уровнем фонематического восприятия. Фонематическое восприятие тем ниже, чем больше количество звуков не сформировано.

По мнению М.Ф. Фомичевой, помимо рассмотренных нами особенностей нарушения произношения и фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с ФФНР, можно выделить следующие:

нечеткая дикция;

общая

«

смазанность

» речи;

затруднения при произнесении многосложных слов и словосочетаний;

задержка в формировании словаря и грамматического строя речи. Исследователи доказывают, что в основании

фонетико

– фонематического нарушения

лежит

недостаточная

сформированность

именно фонематического

слуха.

Эти

недостатки

препятствуют

правильному восприятию речи, как у самого ребенка, так и у тех, кто его слышит. Дети с ФФНР существенно затрудняются в восприятии звуков, а недоразвитие у них фонематического слуха ведёт к нарушению возможности делать звуковой анализ слова. Все это усложняет обучение таких детей письму и чтению.

20

Вовремя выявленное нарушение – ФФНР, и своевременная коррекция данного нарушения – залог того, что дети старшего дошкольного возраста с ФФНР смогут подготовиться к дальнейшему школьному обучению.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×

Гороскоп педагога

Как планеты влияют на ваш
урок? Подпишитесь на Telegram
бота и проверьте бесплатно!

Получить прогноз