Этапы формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы | Бордовская Светлана Вячеславовна. Работа №350701
Аннотация. В статье описаны этапы формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы. Рассматриваются методы и подходы, которые помогают школьникам осваивать навыки критического восприятия текста, анализа информации и осознанного использования языковых средств. Приведены примеры заданий, направленных на развитие способности понимать текст, извлекать из него информацию, применять её на практике и формировать навыки грамотного письма.
Ключевые слова: функциональная грамотность, русский язык, литература, критическое мышление, школьники, анализ текста, грамотность.
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Бордовская Светлана Вячеславовна, учитель русского языка и литературы
МОУ ИРМО «Марковская СОШ №2»
Аннотация. В статье описаны этапы формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы. Рассматриваются методы и подходы, которые помогают школьникам осваивать навыки критического восприятия текста, анализа информации и осознанного использования языковых средств. Приведены примеры заданий, направленных на развитие способности понимать текст, извлекать из него информацию, применять её на практике и формировать навыки грамотного письма.
Ключевые слова: функциональная грамотность, русский язык, литература, критическое мышление, школьники, анализ текста, грамотность.
Функциональная грамотность является важной целью современного образования, поскольку предполагает не только знание правил и норм языка, но и умение эффективно использовать полученные знания для решения практических задач. На уроках русского языка и литературы функциональная грамотность формируется поэтапно, от базовых навыков восприятия текста до углубленного анализа и критического осмысления. Этот процесс помогает школьникам развивать навыки, необходимые для успешного освоения предмета и дальнейшей жизни в информационном обществе.
Первый этап — восприятие и понимание текста. На этом этапе школьники учатся воспринимать текст как источник информации, понимают его содержание и цель. Учитель может предложить учащимся простые задания на чтение и пересказ, выделение главной мысли и ключевых идей. Например, при чтении рассказа школьники могут определить, о чём идёт речь в тексте, какие события происходят, кто является главным героем и что он переживает. Эти навыки восприятия текста формируют у учащихся базовое понимание структуры и смысла, что является основой для дальнейшего анализа.
Второй этап — поиск и извлечение информации. На этом этапе школьники учатся находить и систематизировать информацию в тексте. Учитель может предложить задания, требующие выделения ключевых фраз, цитат или фактов, которые поддерживают основную идею произведения. Например, при изучении произведений классической литературы школьники могут искать в тексте примеры, описывающие характер героя, его поступки или взаимоотношения с другими персонажами. Этот этап помогает учащимся развивать внимание к деталям и учит их осознанно подходить к выбору информации, которая будет важна для понимания и анализа текста.
Третий этап — анализ и интерпретация текста. На этом этапе школьники переходят от простого восприятия к анализу, учатся рассматривать текст с разных точек зрения, выявлять авторские приемы и художественные особенности. Учитель может предложить учащимся задания на анализ образов, символики, литературных приёмов и стиля. Например, при изучении поэзии школьники могут анализировать метафоры и сравнения, задавать вопросы о значении образов и интерпретировать намерения автора. Анализ текста помогает учащимся осознанно подходить к прочитанному и развивает у них способность к глубокому восприятию литературных произведений.
Четвёртый этап — критическое осмысление информации. На этом этапе школьники учатся критически оценивать информацию, задавать вопросы о её достоверности и значимости. Учитель может предложить задания, требующие сравнения произведений, обсуждения актуальности текста или его связи с современностью. Например, учащиеся могут обсудить, насколько проблемы, поднятые в литературном произведении, актуальны для современного общества, как изменились ценности и взгляды. Этот этап формирует у школьников навыки критического мышления, помогает им осознавать многозначность и глубину литературных текстов и учит их формулировать аргументированные суждения.
Пятый этап — практическое применение знаний и навыков. На этом этапе школьники учатся применять свои знания на практике, используя языковые средства для создания собственных текстов и выражения мыслей. Учитель может предложить учащимся написать сочинение, эссе или отзыв на прочитанное произведение, что помогает им осознанно использовать языковые приёмы и строить логичные высказывания. Например, при написании эссе школьники могут самостоятельно выбирать и анализировать примеры, интерпретировать их и выражать свои мысли. Практическое применение знаний укрепляет навыки грамотного письма и развивает способность школьников к осмысленному высказыванию.
Шестой этап — рефлексия и самооценка. На этом этапе учащиеся анализируют свою работу, оценивают достижения и намечают пути для улучшения. Учитель может предложить школьникам рефлексивные задания, где они фиксируют свои успехи, трудности и над чем ещё предстоит поработать. Например, учащиеся могут вести дневники, в которых описывают свои впечатления от прочитанного или пишут о трудностях, с которыми столкнулись в процессе анализа текста. Рефлексия и самооценка помогают школьникам осознавать свои сильные и слабые стороны, а также способствуют развитию самоконтроля и саморазвития.
На основании проведенной работы можно предположить, что формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы требует поэтапного подхода, начиная с восприятия текста и заканчивая его критическим осмыслением и рефлексией. Каждый этап способствует углублению знаний, развивает у учащихся навыки анализа, критического мышления и умения применять знания на практике. Важно, чтобы учитель поддерживал интерес школьников к процессу освоения функциональной грамотности, помогал им осознавать значимость литературы и языка в жизни и учил их использовать свои знания для личного и социального развития.
Список литературы
Колесникова, И. П. Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы / И. П. Колесникова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7.3 (111.3). — С. 15-17.
Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе по шести направлениям функциональной грамотности в учебном процессе и для проведения
внутришкольного
мониторинга формирования функциональной грамотности обучающихся / под ред. Г. С. Ковалевой. М: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022. 360 с.