"Этапы гендерной социализации" | Татьяна Геннадьевна Постольник. Работа №298010. Номер работы: №298010
Автор: Татьяна Геннадьевна Постольник
Гендерное воспитание неразрывно связано с нравственным, гражданским, половым, а также с воспитанием культуры семейных отношений. Базой для формирования гендерных стереотипов у подрастающего поколения, фундаментом для освоения гендерных ролей и демонстрации гендерного поведения выступает нравственное воспитание личности. Именно в нем закладываются ценностные основы для гендерного воспитания, проявляются не только абстрактные понятия «хорошо» и «плохо», но и их преломление сквозь призму гендера («хорошо/плохо для мальчика, мужчины», «хорошо/плохо для девочки, женщины»).
ЭТАПЫ ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИАЦИИ
Гендерная социализация ребенка начинается с момента рождения, когда родители и другие взрослые, определив биологический пол младенца, начинают обучать его гендерной роли мальчика или девочки. Половая принадлежность – это первая категория, в которой ребенок осмысливает свое собственное Я. Происходит первичная половая идентификация – отождествление себя с представителями определенного пола, проявляющееся в единстве поведения и самосознания индивида, причисляющего себя к определенному полу и ориентирующегося на требования соответствующей половой роли. Осознание своей половой принадлежности формируется у ребенка уже к полутора годам.
1. В возрасте 2–3 лет формируется первичная гендерная идентичность: ребенок начинает понимать, что он либо девочка, либо мальчик, и обозначает себя соответствующим образом. Двухлетний малыш знает свой пол, но еще не умеет обосновать эту принадлежность.
2. В возрасте с 3 до 7 лет у детей формируется гендерная устойчивость. Постепенно они осознают, что мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами, и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний человека. В 3–4 года ребенок осознанно различает пол окружающих людей, но часто ассоциирует его с чисто внешними признаками (одежда, например) и допускает принципиальную обратимость, возможность изменения пола. Например, четырехлетний мальчик задает вопрос родителям: «Когда я вырасту большой, я стану папой. Понятно. Ну, а когда же я буду женщиной?». Многие специалисты в области возрастной психологии полагают, что дети этого возраста внутренне мотивированы к приобретению ценностей, интересов и моделей поведения, соответствующих их полу. Данный процесс получил название самосоциализации. В результате этого дети могут развивать у себя жесткие стереотипные представления о том, «что делают мальчики» и «что делают девочки». Например, первые играют с машинками и никогда не плачут, вторые же играют с куклами и любят наряжаться и т. п. Ребенок младшего дошкольного возраста обычно больше внимания обращает на особенности поведения, соответствующие его полу, и не проявляет интереса к неуместному для его пола поведения. В этом возрасте гендерная принадлежность особенно интенсивно формируется в игровой и изобразительной деятельности.
3. В 6–7 лет ребенок окончательно осознает необратимость половой принадлежности, причем это совпадает с бурным усилением половой дифференциации поведения и установок. Мальчики и девочки по собственной инициативе выбирают разные игры и партнеров в них, проявляют разнообразные интересы и различные стили поведения. Такая стихийная половая сегрегация способствует кристаллизации и осознанию половых различий. Осознание ребенком своей гендерной идентичности предполагает и определенное отношение к ней. Оно включает в себя полоролевую ориентацию (т. е. представления ребенка о том, насколько его качества соответствуют ожиданиям и требованиям мужской и женской роли) и полоролевые предпочтения. В них отражается желаемая половая идентичность, которая обычно выясняется вопросом типа: «Кем бы ты предпочел быть: мальчиком или девочкой?».
4. В возрасте 7–8 лет (1–2-й классы) ребенок определяет свое место среди окружающих, делает попытки на этой основе представить свое будущее. В данный период эффективно осуществление гендерного воспитания на базе существующих обычаев и традиций. В представлениях девочек о будущем должны доминировать мотивы семьи, эмоциональной привязанности. Жизненные планы мальчиков должны быть в большей степени направлены на саморазвитие, самореализацию. В младшем школьном возрасте мальчики и девочки пытаются группироваться по половой принадлежности. Дети начинают освоение мужских и женских социальных ролей. У мальчиков это проявляется в «мужских» играх и элементах поведения: «военные» игры, машины, подражание мужским профессиям, рассказы о героях, пиратах, путешественниках и т. д. У девочек иные проявления гендерной роли: обустройство «квартиры», выбор нарядов для кукол, игра в «дочки-матери» и др.
5. В подростковом возрасте гормональные сдвиги вызывают изменения в строении тела и новые переживания, связанные со своей гендерной идентичностью и гендерными ролями. Неравномерность физического, гормонального и психосоциального развития побуждает подростка заново осмысливать и оценивать свою гендерную идентичность во всех ее соматических, психологических и поведенческих проявлениях. В этом возрасте конкретизируются и закрепляются представления о содержании и исполнении гендерных ролей. Например, группа сверстников выступает для мальчиков как источник мужских ролевых моделей и сфера реализации маскулинных качеств.
6. У старших подростков мужского пола отчетливо проявляется большая склонность к преобразующей деятельности, тогда как девочки предпочитают проявлять активность в установленных рамках. Юноши стремятся к анализу внутренних механизмов, заняты поиском смысла явлений и обстоятельств, а девушки обращают внимание на качество и полезность объектов. Это проявляется в старших классах, когда активность юношей в разных мероприятиях зависит от уяснения ими смысла и значения проводимых дел, в то время как для девочек достаточным оказывается внушенное или внешне заданное значение вещей. Как и юноши, многие девушки видят в профессиональной деятельности удовлетворение и реализацию своих способностей, склонностей.
Гендерная социализация старших школьников тесно связана с выбором профессиональной направленности, отражает их индивидуальные и личностные предпочтения в профессиональной сфере. Усвоенные в процессе гендерной социализации профессиональные ценности и установки становятся базовыми детерминантами профессиональной направленности, дифференцируя поведение в рамках гендерных ролей, существующих в обществе.
Юношеским возрастом гендерная социализация не заканчивается, она продолжается на протяжении всей жизни человека, но осуществляется уже не столь динамично.