Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Этапы обучения вокалу: от первых упражнений до выступлений на сцене | Шилов Михаил Михайлович. Работа №347187

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья рассматривает основные этапы обучения вокалу в детской школе искусств, начиная с базовых упражнений и заканчивая подготовкой к публичным выступлениям. Педагогам важно понимать, как последовательно развивать у учеников вокальные и артистические навыки, чтобы они могли эффективно преодолевать трудности и достигать успехов на каждом этапе обучения. Рассматриваются ключевые методы работы на разных этапах: начальный (формирование вокальных основ), средний (укрепление технических навыков), и продвинутый (подготовка к сценическим выступлениям).

Ключевые слова: обучение вокалу, вокальная техника, развитие голоса, педагогика вокала, сценические выступления, детская школа искусств, артикуляция, дыхание.

ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ ВОКАЛУ: ОТ ПЕРВЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДО ВЫСТУПЛЕНИЙ НА СЦЕНЕ

 

Шилов Михаил Михайлович, педагог дополнительного образования

МБОУ ДО ГДТ "Академия талантов", ЯНАО г. Новый Уренгой

 

Аннотация. Статья рассматривает основные этапы обучения вокалу в детской школе искусств, начиная с базовых упражнений и заканчивая подготовкой к публичным выступлениям. Педагогам важно понимать, как последовательно развивать у учеников вокальные и артистические навыки, чтобы они могли эффективно преодолевать трудности и достигать успехов на каждом этапе обучения. Рассматриваются ключевые методы работы на разных этапах: начальный (формирование вокальных основ), средний (укрепление технических навыков), и продвинутый (подготовка к сценическим выступлениям).

Ключевые слова: обучение вокалу, вокальная техника, развитие голоса, педагогика вокала, сценические выступления, детская школа искусств, артикуляция, дыхание.

 

Обучение вокальному искусству — это процесс, который требует не только музыкальной подготовки, но и последовательного и поэтапного подхода к развитию вокальных навыков. Учащиеся детских школ искусств сталкиваются с задачей не только освоить основы пения, но и научиться применять их в разных музыкальных контекстах, вплоть до выступлений на сцене. Важно, чтобы педагоги учитывали особенности каждого этапа и выстраивали процесс обучения таким образом, чтобы ученик мог уверенно двигаться от простого к сложному.

Данная статья описывает три основных этапа обучения вокалу — начальный, средний и продвинутый, и предлагает методики для достижения оптимальных результатов на каждом из них.

Начальный этап: формирование вокальных основ

На начальном этапе основная задача педагога — заложить базовые принципы вокальной техники, которые станут фундаментом для дальнейшего развития голоса. Для начинающих вокалистов важно освоить такие элементы, как дыхание, артикуляция и интонация.

Правильное дыхание

Контроль дыхания — один из ключевых аспектов вокала. На начальном этапе ученики должны научиться диафрагмальному дыханию, что позволяет контролировать длительность и силу звука. Педагоги могут вводить упражнения на дыхание, такие как «дыхание на счет», глубокие вдохи с задержкой выдоха, а также дыхательные упражнения с использованием коротких музыкальных фраз.

Чистота интонации

Одним из первых навыков, который осваивают дети, является интонирование — способность точно воспроизводить звуковысотность. Педагоги должны помогать ученикам развивать слух и петь чисто с помощью простых мелодий и распевок. На этом этапе полезны упражнения на пение гамм и интервалов, а также игры для тренировки слуха и повторения нот.

Артикуляция и дикция

Важной составляющей вокального искусства является правильная артикуляция и четкая дикция. Упражнения на развитие дикции включают работу с произношением гласных и согласных звуков, что помогает улучшить звучание голоса и сделать текст песни более понятным.

Развитие музыкального слуха

Начинающие вокалисты должны постепенно развивать музыкальный слух, чтобы различать интервалы, аккорды и ритмические рисунки. Это достигается через занятия сольфеджио, упражнения на пение по слуху и работы с простыми мелодиями.

Средний этап: укрепление технических навыков

После освоения базовых навыков наступает следующий этап, на котором происходит углубление и укрепление технических аспектов вокала. Этот этап характеризуется развитием гибкости голоса, увеличением вокального диапазона и освоением более сложных произведений.

Расширение диапазона и укрепление голоса

На среднем этапе ученики работают над укреплением голоса и расширением его диапазона. Педагоги вводят упражнения на распевки с постепенным увеличением сложности, включая пение гамм в разных тональностях, аккордов и мелодий, охватывающих широкий диапазон.

Работа над динамикой и экспрессией

Важной частью обучения становится развитие динамической выразительности. Учащиеся учатся петь с разной громкостью, делать плавные переходы от пиано (тихо) к форте (громко), а также придавать эмоциональную насыщенность исполнению. Это требует постоянной работы над контролем дыхания и звуковысотности.

Освоение различных вокальных стилей

На среднем этапе вводятся произведения разных стилей и жанров, таких как классическая музыка, романсы, народные песни, а также элементы джаза и эстрады. Это помогает развивать у учеников чувство стиля и музыкального вкуса, а также расширяет их репертуар.

Интонация и ансамблевое исполнение

На этом этапе полезно развивать навыки ансамблевого исполнения — учащиеся начинают петь в дуэтах, трио и хоре. Это учит детей слушать друг друга, чувствовать общий ритм и гармонию, а также развивает коллективную музыкальность.

Продвинутый этап: подготовка к сценическим выступлениям

На завершающем этапе ученики начинают применять полученные знания и навыки в практике публичных выступлений. Педагогическая работа направлена на подготовку к сцене, совершенствование исполнительских качеств и работу над артистизмом.

Работа над сценическим образом и выразительностью

Помимо технической подготовки, важно уделить внимание сценическому образу ученика. Педагоги могут помогать детям осознавать, как их движения и мимика влияют на восприятие их выступления. Работа над сценической выразительностью включает упражнения на развитие артистизма, умение передавать эмоции через жесты и мимику.

Техническое совершенствование и сложные произведения

На этом этапе вводятся более сложные вокальные произведения, требующие развитой техники, такого как арии из опер, романсы, сложные современные произведения. Работая с такими произведениями, учащиеся учатся соединять техническое мастерство с музыкальной интерпретацией.

Психологическая подготовка к выступлениям

Выступления на сцене могут вызывать волнение, особенно у начинающих вокалистов. Важно подготовить учеников к сценической деятельности, обучая их методам управления волнением и стрессом. Педагоги могут вводить элементы психологической подготовки, такие как визуализация выступления, дыхательные упражнения для расслабления, и репетиции на публике.

Участие в конкурсах и концертах

Заключительный этап подготовки предполагает участие в концертах, конкурсах и фестивалях, что позволяет ученикам ощутить себя настоящими артистами и оценить результаты своей работы. Участие в конкурсах помогает развивать уверенность, умение работать с аудиторией и совершенствовать сценические навыки.

Таким образом, обучение вокалу — это многоэтапный процесс, который требует планомерной и целенаправленной работы на каждом этапе. От первых дыхательных упражнений до выступлений на сцене — каждый шаг важен для формирования вокальных навыков, музыкального слуха и артистизма ученика. Педагогам следует уделять внимание как технической, так и эмоциональной подготовке учеников, развивая их личные и сценические качества.

Список литературы

Ренева Анна Николаевна Распространенные проблемы при обучении вокалу на начальном этапе // Научные труды Московского гуманитарного университета.

2016. №2.

Самолдина

Наталия Анатольевна Современные методы развития вокального мастерства учащихся // Концепт.

2015. №S20.

Юркина О.В. Западные методики обучения эстрадному вокалу: авторская методика

шерил

портер // Преподаватель ХХI век. 2022.

№1-1.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×