"Этапы работы над воплощением сценического образа в эстрадном вокале" | Куприна Елена Николаевна. Работа №269492
Автор: Куприна Елена Николаевна
Для полного раскрытия музыкально-художественного образа в песне подразумевается актерское самовыражение исполнителя. В эстрадном вокале огромное значение имеет наряду с чистотой интонации яркий сценический образ, сценическое движение, костюм и грим. В статье изложены основные этспы работы над раскрытием сценического образа в эстрадном вокале.
Статья на тему: «Этапы работы над воплощением сценического образа в эстрадном вокале»
(подготовила преподаватель по эстрадному вокалу
МБУ ДО ДШИ №8 г. Ульяновска Куприна Е.Н.)
Эстрадное музыкальное искусство вобрало в себя широкий спектр разнообразных стилей, жанров и направлений. Именно поэтому воплощение сценического образа является одной из главных проблем подготовки эстрадного вокалиста. Важным для эстрадного вокалиста является не только развитие голоса, но и освоение стилей эстрадно-джазовой музыки и формирование художественного вкуса начинающих исполнителей. Подбирая репертуар своему подопечному, руководитель должен руководствоваться степенью его вокальной одаренности, психотипом личности, темпераментом и общим уровнем музыкального развития. В. Г. Кузнецов предлагает осуществлять выбор эстрадного репертуара на основе следующих принципов: художественной ценности и эстетической значимости музыкальных произведений; доступности для исполнения; педагогической целесообразности; тематического, жанрового и стилевого разнообразия. Так как репертуар певца, который исполняет эстрадно-джазовый вокал, состоит из разных по своей стилистике произведений певцу необходим целый арсенал средств выразительности: от тембровой палитры голоса до подачи сценического образа на сцене.
В связи с разнонаправленными истоками эстрадно-джазового вокала возникает проблема актерской подготовки певца: каждая песня требует своего образа, зависящего от ее содержания и эмоциональности. По этой причине вокалист эстрадного жанра должен овладеть основными приемами актерского мастерства. Задача вокалиста в данном случае – мыслить образно, по законам театрального искусства, одновременно работая и над вокальной техникой, и над художественным образом. Более того, необходимо овладеть умением переносить в вокал различные элементы речевой интонации. С этой целью рекомендуется декламировать текст без музыки, выделяя отдельные слова и речевые кульминации. Известна мысль М. И. Глинки о том, что одно и то же слово можно произнести на тысячу ладов, не переменяя даже интонации, ноты в голосе, а переменяя только акцент, придавая устам то улыбку, то серьезное, строгое выражение. По мнению И. А. Богданова, «эстрадный вокальный репертуар можно разделить на две части: репертуар, в котором возможно использование игровых приемов, вплоть до создания игровой сценки-песни; репертуар, в котором актерское мастерство исполнителя относится исключительно к внутренним процессам проживания песни, вне ярких внешних средств актерской выразительности».
При использовании выразительных средств театрального искусства необходимо учитывать не только жанровые и стилистические особенности музыкального произведения, но и актерские способности самого певца. Что касается именно воплощения образа на сцене, то необходимо проработать художественный образ с помощью разнообразных невербальных средств (жестов, мимики, пластики, элементов танца). Руководителю необходимо провести с подопечным подготовительную работу, чтобы все эти элементы гармонично вписывались в образ, подчеркивали его и смотрели естественно. «Для этого руководителю нужно подвести вокалиста к тому, чтобы все эти внешние проявления не возникали формально, а рождались изнутри в процессе эмоционального проживания музыкального произведения. В работе над сценическим поведением особенно продуктивна ситуация, когда вокалист самостоятельно подбирает выразительные движения, характерные для определенного персонажа или музыкального жанра, и придумывает несложные танцевальные элементы».
Сценическое воплощение образа включает в себя не только правильное исполнение композиции и невербальные средства, но и презентабельный внешний вид. Поэтому немаловажным моментом при подготовке к любому выступлению является подбор сценического костюма, аксессуаров и обуви к нему. Приобретая сценический костюм на заказ, необходимо придерживаться нескольких правил:
1) костюм должен соответствовать художественному образу произведения, раскрывать его замысел;
2) костюм должен подходить по размеру исполнителю, не болтаться на нем, но и не сковывать движения;
3)костюм должен быть изготовлен из качественных материалов, которые не теряют своих качеств после многочисленных стирок. Необходимо знать что светлые тона одежды делают зрительно фигуру больше, объемнее, а темные цвета - наоборот.
Необходимо так же тщательно подбирать театральный реквизит, грим (декоративный и характерный). Необходимо знать некоторый законы сцены. Иногда яркий макияж бывает неуместным. Одежду и макияж эстрадного вокалиста необходимо тщательно продумывать и подбирать, т.к. они также играют немаловажную роль в воплощении художественного образа.
Сценическое выступление включает в себя две составляющие: психологическую и техническую. Обе эти составляющих являются взаимосвязанными. Так, даже зная исполняемое произведение на достаточно высоком уровне и обладая всеми необходимыми для его исполнения навыками, певец может выступить плохо, поскольку не был подготовлен к выступлению морально. По этой причине начинающих исполнителей необходимо готовить к каждому выступлению не только технически, но и психологически: обучать контролю над переживаниями, умению добиваться определенного психоэмоционального состояния, передавать полный спектр эмоций исполняемого произведения.
Сценическое движение также является важным для воплощения образа на сцене. Сценическое движение эстрадных вокалистов основывается на таком виде искусства, как хореография. Основные стили - народный танец, классический танец и современный эстрадный танец.
Таким образом, воплощение сценического образа в песне подразумевается актерское самовыражение исполнителя. Важнейшими составляющими являются: сценическое движение, пластичность, координация движений, жесты, чувство ритма. Существуют сценические средства выражения: жесты, мимика и пантомимика: движения глаз губ, головы человека, его пальцев, рук и туловища. В свою очередь движения помогают полнее воспринимать музыкальный образ произведения. Музыка способствует выразительности движений, так как она является своеобразным средством выражения.
Музыкально-сценическая работа над образом вокального произведения включает в себя этапы. Первый этап – изучение доступных элементов в музыкально-сценической деятельности: элементарный разбор музыки, разучивание вокальных партий, поиск необходимых средств выражения через мимику, жестикуляцию, пластику поведения. Второй этап – работа над созданием музыкально-сценического рисунка произведения, в которое включены варианты воплощения муз-худ образа, предложенные детьми в ходе занятия. Третий этап – полноценная творческая деятельность, соответствующая замыслу композитора и отражающая детское видение.