Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

"Эти непослушные буквы" (Консультация учителя-логопеда для родителей детей старшего дошкольного возраста) | Скиба Кристина Мироновна. Работа №354480

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Данная консультация предназначена для родителей дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития. У данной категории детей часто имеются трудности в овладении грамотой: они могут плохо запоминать буквы, с трудом овладевают понятиями "гласные" и "согласные" звуки и буквы, "твердость"-"мягкость" звуков, "место звука в слове". Так же трудность могут представлять овладение процессом чтения, определение места, количества звуков в слове, звуко-буквенный анализ и т.д. Помочь детям решить эти проблемы могут педагоги и родители в интересной игровой форме.

Родительское собрание в старшей группе

по теме «Эти непослушные буквы»

Подготовила:

Учитель-логопед: Скиба К.М.

Актуальность темы. Обучение грамоте в детском саду - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением.

Выбранная тема является актуальной, т.к. с началом обучения грамоте в детском саду у многих дошкольников возникают некоторые проблемы: зеркальное письмо букв, плохое запоминание графического образа букв, замена на письме букв, схожих по оптическим или акустическим признакам и т.д.

Цель: Повышение педагогической компетентности родителей по вопросу обучение грамоте детей дошкольного возраста.

Задачи:

Познакомить родителей с этапами работы и методами обучения дошкольников грамоте.

Дать рекомендации

по пров

едению игр со звуками и буквами

дома

.

Форма проведения: семинар-практикум.

Подготовительный этап:

На подготовительном этапе

была организована «родительская почта» - почтовый ящик в групповой раздевалке детского сада, куда родители помещали интересующие их вопросы, проблемы, переживания по данному вопросу. Среди часто встречающихся вопросов и проблем были такие: «Мой ребенок плохо запоминает буквы», «Мой ребенок не может слитно читать слоги», «Мой ребенок пишет зеркально» и др.

Был проведен сбор и анализ информации по данной теме, изучена и проанал

изирована специальная литература

.

Были подобраны дидактические игры, упражнения, пособия, вопросы к каждому этапу собрания, подготовлена презентация;

Были подготовлены

приглашения для родителей, общее объявление в групповой раздевалке, размещено объявление в родительском чате.

Были подготовлены памятки для родителей и консультация для родителей на стенде в групп

овой раздевалке

.

План проведения собрания:

Приветственное слово воспит

ателей, игра «Визитки»;

Интерактивные игры с родителями: «Новый язык», «Другая рука» (активизирующий этап), объявление темы собрания;

Необходимость обучения грамоте в детском саду, основные трудности, с кот

орыми сталкиваются дошкольники

;

Подготовительный этап

обучения грамоте, дидактическая игра

«

Поймай звук

»

;

Знакомство с гласными звуками и буквами, дидактические игры

«Подбери картинки», «П

аровозик»;

Знакомство с согласными звуками и буквами, дидактические игры «Подскажи словечко», «Тим и Том»

;

Звукобуквенный анализ слова, дидактическая игра с родителями «Звуки, буквы я учу»;

Как помочь ребенку легче запоминать буквы? Дидактические игры с родителями:

«Угадай букву», «Узнай наощуп

ь»;

Подведение итогов,

ответы

на вопросы родителей, и

гра «

Волшебный сундук» (рефлексия).

Оборудование: мультимедийная доска, презентация, бейджики для игры «Визитки», карточки для игры «Новый язык», полоски бумаги и ручки для игр «Другая рука» и «Волшебный сундук», карточки красного, синего и зеленого цветов для игры «Поймай звук», карточки, картинки для игр «Паровозик», «Подбери картинки», «Тим и Том», мешочек и буквы магнитного алфавита для игры «Узнай наощупь», сундучок (коробочка) для игры «Волшебный сундук».

Ход собрания:

Приветственное слово воспитателей.

Игра «Визитки»

Родителям предлагается написать на визитках-бейджах свое имя, по желанию – рассказать о чувствах, переживаниях, ожиданиях от данной встречи, проблемах своего ребенка по данной проблеме.

2. Активизирующий этап

- А теперь мы предлагаем вам немного поиграть.

Игра «Новый язык»

Родителям раздаются карточки с напечатанным на них текстом на греческом, китайском и древнеегипетском языке и предлагается прочитать, что на них написано.

Игра «Другая рука»

Родителям предлагается написать на полоске бумаги фразу «Я люблю своего ребенка»: левой рукой, если человек правша, и правой, если левша.

Затем родителям предлагают рассказать, какие трудности они испытывали при выполнении обоих заданий.

- Так и нашим детям, только начинающим изучать буквы, читать и писать, трудно научиться чему-то новому, когда у них еще не сформировано это умение. Это сопоставимо с тем, чтобы мы, взрослые, начали изучать совершенно новый для нас язык, к примеру, китайский, или начали писать другой рукой.

Тема нашего собрания «Эти непослушные буквы», и сегодня мы поговорим о том, как сделать процесс овладения грамотой для ребенка увлекательным и интересным.

3. Обучение грамоте в детском саду - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением.

Обучение грамоте детей дошкольного возраста необходимо, потому что:

- требования начальной школы стали выше, и многие родители искренне заинтересованы в обучении детей чтению;

- не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой;

- физиологическая и психологическая готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не заканчивается в первом классе.

          Важно, чтобы ребёнок:

- не пропускал буквы, не путал их при написании;

- умел использовать свой слух, зрение, произношение для выделения опознавательных признаков звуков, а не только старался запомнить соответствующие буквы.

4. Подготовительный этап обучения грамоте

Работа по обучению грамоте начинается с различения понятий «звук» и «буква»: звуки мы слышим и произносим, буквы мы видим и пишем.

На этом этапе также проводится работа по делению слов на части (слоги), дети определяют количество частей (слогов) через хлопки, шаги, сгибание пальцев, приседание и т.д.

Дидактическая игра «Поймай звук»

Родителям раздаются сигнальные карточки красного, синего и зеленого цветов. Ведущий (воспитатель) называет различные звуки, а родители поднимают соответствующую карточку (красную, если услышали гласный звук, синюю, если твердый согласный, и зеленую, если мягкий согласный).

5. Знакомство с гласными звуками

Знакомство со звуком начинается с выделения звука из речи. Гласные – это звуки, которые можно долго петь, тянуть, и просятся они легко, свободно (нет преграды). Для обозначения гласных звуков используем карточку красного цвета.

Также на этом этапе ведется работа по дифференциации (различению) гласных, по определению места звука в слове. На данном этапе можно использовать такие игры:

Дидактическая игра "Разложи картинки" (на слайде)

Подарим кукле Оле картинки, название которых начинается на звук [о], а Ире картинки на звук [и].

 

 

Дидактическая игра «Паровозик»

Родителям раздаются изображения паровозика с тремя вагончиками и красная фишка, обозначающая звук «А». Ведущий (воспитатель) называет слово, родители кладут фишку в соответствующий вагончик (звук «А» в начале, в середине или в конце слова).

Слова для игры: аист, стена, пила, автобус, мак, рак, лиса, Аня.

6. Знакомство с согласными звуками

Артикуляция согласных очень резко отличается от артикуляции гласных звуков, воздух встречает «препятствие» (губы, зубы, язык). Можно сказать, что звук согласен с тем, что воздух встречает препятствие.

Чтобы определить звонкость и глухость согласного, используем прием с горлышком - если горлышко "звенит", значит, звук звонкий, если горлышко «молчит» - звук глухой.

       Чтобы определить твердость и мягкость, предложите детям обратить внимание на губы: при произнесении мягкого согласного, губы слегка улыбаются. Твердый звук обозначается синим цветом, мягкий звук – зеленым цветом.

Дидактическая игра «Тим и Том»

Это братья-гномы, Том и Тим. Том носит синюю одежду и любит твердые звуки, Тим носит зеленую одежду и любит мягкие звуки. Гному Тому мы подарим картинки, в названии которых есть твердый звук «М», а Тиму – картинки, в названии которых есть мягкий звук «Мь».

Дидактическая игра «Цепочки слов» (как игра «Города»)

Взрослые называют слова по очереди так, чтобы первый звук в слове был таким, как последний звук названного ранее слова (например, сон-нос-суп-планета-аист…)

При знакомстве с согласными также ведётся работа по звуковому анализу слов.

7. Как выполнить звукобуквенный анализ слова?

У каждой буквы есть свой звук. У буквы А – звук «А», у буквы М – звуки «М» и «Мь» и т.д. На письме звуки обозначаются разноцветными квадратиками: гласные звуки обозначаются красным цветом, твердые согласные – синим, мягкие согласные – зеленым.

А теперь, уважаемые родители, давайте вместе попробуем провести звуковой анализ слов КИТ и КОТ.

Дидактическая игра «Звуки, буквы я учу»

По ходу игры ведущий (воспитатель) задает вопросы: какой первый звук в слове? Какой он, гласный или согласный и почему? Каким цветом обозначается этот звук? И т.д.

8. Как помочь ребенку лучше запоминать буквы?

На этапе знакомства с буквами мы произносим звук и говорим, что он живет в букве. (В одной букве могут жить два звука: твердый и мягкий). Помогаем её запомнить через ассоциации ребёнка. (Представьте, на что похожа буква).  Все ответы принимаются, и предлагается свой вариант, в котором картинка похожа на букву и начинается на данный звук (с - сыр, т - труба, я - яблоко).

Запоминание образа буквы можно организовать по-разному, с использованием различных анализаторов: слуха, зрения, тактильных ощущений, а также двигательной памяти.  

Можно написать букву в воздухе, на столе; выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек; выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок.

Предлагаем вам немного поиграть.

Дидактическая игра «Угадай букву»

На ладони или на спине взрослого «написать» букву обратной стороной карандаша или ручки. Взрослый должен узнать букву по тактильным ощущениям.

Дидактическая игра «Узнай на ощупь»

В мешочек из плотной ткани положить пластмассовые буквы (буквы из магнитной азбуки). взрослый их ощупывает, не глядя, и называет.

Подведение итогов

, рефлексия

Игра «Волшебный сундук» (рефлексия)

Родители по очереди высказываются, что они хотели «взять» из волшебного сундучка с собой (впечатления от собрания, новую, полезную информацию и т.д.) и что хотели бы «положить» в него (пожелания, вопросы и т.д.). Ответы на вопросы родителей.

- В заключение мы хотим посоветовать вам: играйте с детьми чаще, легко, с радостью. Воспитывайте у детей чуткость к звучанию слов, что непременно скажется в дальнейшем при обучении в школе.

Желаем удачи!

Литература:

Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей. М.: Альфа, 1993.

Кесслер

Е.В., Бердникова А.В., Спиркина И.Б., Кузнецова С.В. Конструктор родительских собраний: методическое пособие для до

школьных образовательных учреждений. – Рязань, 2020.

http://festival.1september.ru/articles/525290/

 

 

 

«Эти непослушные буквы»

Консультация для родителей

Как хорошо уметь читать! Об этом очень давно написал стихотворение детский писатель Валентин Берестов. Но умение читать начинается с изучения букв и звуков.

Как помочь ребенку запомнить их? Вашему вниманию предоставляются несколько рекомендаций, которые помогут ребенку запомнить буквы и легко перейти к чтению слогов. А также игры, в которые можно поиграть с ребенком  дома.        

На первоначальном этапе запоминания букв лучше не углубляться в понятия «звук - буква»,  а говорить о буквах,  произнося их звуками: не «бэ», а «б»; не «гэ», а «г», не «эр», а «р»  (произносить быстро и кратко). Так ребенок быстрее овладеет навыком слияния звуков (букв) в слоги.

При изучении букв не нужно использовать азбуки, в которых буква подкреплена только одной картинкой, т.к. при узнавании буквы ребенок сначала вспоминает картинку, а потом уже название буквы, а иногда и только картинку. Таким образом мы усложняем алгоритм чтения на несколько ступеней: сначала дети вспоминают АРБУЗ и МАШИНУ, потом буквы М и А, и только после слог МА.

Придумывая с ребенком слова с заданного звука, называйте несколько слов, а не одно, чтобы буква не ассоциировалась у него с каким - либо определенным предметом. Тренироваться выделять первый звук в слове лучше начинать со слов, где гласные А, О, У, Э в начале и под ударением (аист, ослик, утка, эхо и т.д.), после можно попробовать выделять согласные, не участвующие в слоге-слиянии (к-рот , т-рактор и т.п.).

                Игры, способствующие запоминанию букв

Игра «Покажи букву».

Изобразить заданные буквы с помощью пальчиков, ладошек и всего тела.

Выложить букву из любого подручного или бросового

материала:  шнурков

, ленточек проволоки, счетных палочек, мозаики, бусин, пуговок, спичек, камушков, карандашей , лапши и т.д. А еще можно слепить из пластилина, соленого теста,  и нарисовать пальчиком и гуашью по бумаге или по крупе, рассыпанной на подносе тонким слоем.

2. Игра «Найди и назови букву».

Из картона синего (согласные буквы - П,Т,К….) и красного (гласные буквы-А, О,У…) цвета вырезать буквы. Картонные буквы прикрепить к разным предметам в общей комнате или комнате ребенка, где вы с ним занимаетесь. Принцип прикрепления таков – с какой буквы начинается название предмета, такая и буква прикрепляется. Например: «Шкаф» - «Ш», «СТОЛ» - «С», «ТУМБА» - «Т», «КОВЁР» - «К», «ЛАМПА» - «Л» и т.д. Можно некоторые буквы оставить для мамы, папы, бабушки, дедушки и т.д. Например: «Алла» - «А», мама, «Коля» - «К», папа, нарисовать портреты родственников к этим буквам. 

Очень полезно находить в окружающей обстановке

предметы ,

похожие на буквы, а также дорисовывать буквы, «превращая» их. Например, буква С похожа на месяц. О

- на обруч, П -

на ворота и т.д.

Можно находить знакомые буквы в вывесках на улице, на плакатах, в книгах с крупным шрифтом.

 

Игра «Собери букву».

Приготовить карточки из бумаги по одной для каждой буквы и на каждой карандашом нарисовать буквы (контуры букв можно скачать из интернета), а ребенок пусть ее раскрасит . Каждую карточку разрезать на 2-4 части  и перемешать, а ребенок пусть попробует сложить букву и назвать ее.

4. Игра «Дорисуй букву». Для каждой буквы создается образ. Например, букве А дорисуем трубу, двери, окно- получится ДОМ. Буквы должны быть крупные.

5. Игра «Найди и подчеркни». Предложите ребенку найти и подчеркнуть (обвести кружком) определенную букву в тексте. Можно использовать для этой игры  ненужные газеты, рекламные листы. Шрифт должен быть крупным!

7.  Игра «Магнитная азбука». Прикрепить ее можно, например, на холодильнике и выполнить такие упражнения: «Угадай, какая буква», «Какой буквы не стало?», «Какая буква лишняя?», «С какой буквы начинается слово….» .

8. Обучающие компьютерные программы, мультфильмы, песни, стихи о буквах, яркие книги-азбуки, раскраски  также помогают запоминать буквы .

Желаем успехов!

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×