Этика и мораль в эпоху цифровых технологий: новые вызовы для учителей обществознания | Малянда Елена Сергеевна. Работа №352501
Аннотация. Цифровизация охватывает все сферы нашей жизни, от общения до работы, и вызывает необходимость пересмотра многих моральных и этических норм. В рамках учебного процесса по обществознанию учитель сталкивается с вызовами, связанными с тем, как обучить школьников правильно ориентироваться в новых реальностях, сохранять нравственные ориентиры в мире, где традиционные социальные структуры и моральные нормы подвергаются трансформации. В статье рассматриваются основные этические и моральные проблемы, связанные с цифровыми технологиями, и способы их обсуждения в рамках школьного образования. Приводятся примеры, которые помогут учителям обществознания эффективно работать с учениками, развивая их критическое мышление в контексте современного мира.
Ключевые слова: этика, мораль, цифровые технологии, интернет, социальные сети, приватность, ответственность, цифровая культура.
Этика и мораль в эпоху цифровых технологий: новые вызовы для учителей обществознания
Малянда Елена Сергеевна, учитель истории и обществознания
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Полевского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа № 13
с углублённым изучением отдельных предметов»
Аннотация. Цифровизация охватывает все сферы нашей жизни, от общения до работы, и вызывает необходимость пересмотра многих моральных и этических норм. В рамках учебного процесса по обществознанию учитель сталкивается с вызовами, связанными с тем, как обучить школьников правильно ориентироваться в новых реальностях, сохранять нравственные ориентиры в мире, где традиционные социальные структуры и моральные нормы подвергаются трансформации. В статье рассматриваются основные этические и моральные проблемы, связанные с цифровыми технологиями, и способы их обсуждения в рамках школьного образования. Приводятся примеры, которые помогут учителям обществознания эффективно работать с учениками, развивая их критическое мышление в контексте современного мира.
Ключевые слова: этика, мораль, цифровые технологии, интернет, социальные сети, приватность, ответственность, цифровая культура.
С развитием цифровых технологий и распространением интернета значительно изменился как личный, так и общественный уровень взаимодействия между людьми. Эти изменения затрагивают не только аспекты повседневной жизни, но и вопросы, связанные с моральными и этическими нормами. В этой ситуации перед учителями обществознания возникает ряд новых вызовов, связанных с тем, как передать школьникам знания об этике и морали в условиях цифровой реальности. Традиционные моральные ценности сталкиваются с новыми реальностями, и их интерпретация в условиях цифровизации требует особого подхода.
Одним из первых вопросов, который необходимо обсудить с учениками, является понятие приватности и личной безопасности в интернете. В реальной жизни мы привыкли к тому, что наша личная жизнь защищена правовыми нормами, которые регулируют вопросы частной собственности и охраны личных данных. Однако в цифровом мире границы приватности часто размыты, а данные о человеке становятся доступными на разных уровнях — от социальных сетей до больших данных, используемых компаниями для анализа потребительского поведения. Учитель обществознания может использовать эти примеры, чтобы обсудить с учениками, что такое личная информация, какие права и обязанности у пользователей интернета в отношении защиты личных данных и как важно соблюдать этические принципы при работе с информацией о других людях.
Одной из наиболее актуальных тем в контексте этики и цифровых технологий является вопрос ответственности в интернете. В современном мире каждый человек может стать участником глобальных цифровых процессов, высказывать свое мнение, комментировать события и влиять на общественное мнение. Вопрос состоит в том, как сформировать у учеников чувство ответственности за свои слова и поступки в сети, где анонимность часто скрывает реальные последствия. Важно, чтобы школьники понимали, что их действия в интернете, такие как распространение ложной информации, кибербуллинг или нарушение авторских прав, могут иметь реальные последствия для других людей. Рассмотрение примеров из жизни, когда интернет-платформы и соцсети становились ареной для моральных конфликтов или манипуляций общественным мнением, поможет учащимся осознать важность этических норм даже в виртуальной среде.
Не менее важным является вопрос взаимодействия между людьми в социальных сетях, где моральные ценности часто подвергаются испытанию. Социальные сети, несмотря на все их положительные аспекты, такие как возможность общения и обмена мнениями, часто становятся источником конфликтов, пропаганды насилия, нетерпимости и грубости. Учащимся важно объяснить, как этично вести себя в виртуальной среде, как избегать создания или распространения контента, который может оскорбить или унизить другого человека. Например, можно обсудить с учениками ситуацию с фейковыми новостями, когда искаженная информация может привести к массовым протестам или даже насилию. Объяснение принципов медиа-грамотности и ответственности за распространение информации поможет учащимся не только ориентироваться в цифровом мире, но и формировать этичные и ответственные модели поведения.
Этические вопросы, связанные с цифровыми технологиями, затрагивают и тему зависимости от интернета. Влияние интернета на поведение человека, его отношения с окружающими и восприятие реальности стало важной темой для обсуждения в рамках уроков обществознания. Дети и подростки все больше времени проводят в сети, что может приводить к снижению качества их офлайн-общения и развитию зависимости от цифровых устройств. Это явление также требует моральной оценки: как важно сохранять баланс между реальной и виртуальной жизнью, какие последствия могут возникнуть от чрезмерного увлечения цифровыми технологиями, как это отражается на личных отношениях и психическом здоровье.
Кроме того, цифровая эпоха ставит перед нами новый вызов в вопросах этики труда. Многие профессии, которые раньше были важными и престижными, сегодня утрачивают свою значимость из-за автоматизации и внедрения искусственного интеллекта. Этические проблемы, связанные с заменой людей машинами, становятся актуальными для обсуждения на уроках обществознания. Важно обсудить с учениками, как технологии изменяют рынок труда, какие профессии исчезают, а какие возникают, и как в этой связи стоит подходить к выбору профессии в условиях цифровизации.
С развитием искусственного интеллекта и автоматизированных систем встает вопрос об ответственности за действия, совершенные машинами. Кто будет виноват, если робот совершит ошибку? И каковы этические границы вмешательства в работу алгоритмов? Это вопросы, которые могут стать предметом обсуждения на уроках обществознания, особенно в контексте воспитания у школьников критического мышления и моральной ответственности за действия, которые происходят в мире, где технологии все больше заменяют человеческий труд.
Особое внимание стоит уделить вопросу цифровой демократии и социальной справедливости в условиях цифровизации. Интернет и цифровые платформы предоставляют новые возможности для реализации гражданских прав и свобод, но одновременно возникают и новые угрозы для демократии. Например, манипулирование общественным мнением через социальные сети, цензура в интернете или ограничение свободы слова на цифровых платформах. Важно обсудить с учащимися, как цифровизация влияет на права человека, свободу выражения мнений и доступ к информации, и какие этические проблемы связаны с этим.
Таким образом, эпоха цифровых технологий порождает новые этические вызовы, которые требуют внимания и обсуждения в образовательном процессе. Учитель обществознания, рассматривая эти вопросы, помогает учащимся не только адаптироваться к новым условиям жизни, но и формировать у них ответственное и морально ориентированное поведение в цифровом мире.
Список литературы
Ефимочкина
Н. Б.
, Мамедов
А. К.
М
ораль в динамике социокультурных контекстов //
Социодинамика
. 2022.
№4. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/moral-v-dinamike-sotsiokulturnyh-kontekstov
Кротов
Е. В.
Э
тическое воспитание как составляющая нравственной педагогики // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №70-4.
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/eticheskoe-vospitanie-kak-sostavlyayuschaya-nravstvennoy-pedagogiki
Согомонов
А. Ю.
Э
тическая повестка "
Ц
ифрового общества" // Ведомости прикладной этики. 2020. №56. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/eticheskaya-povestka-tsifrovogo-obschestva
Сунами
А. Н.
Этика «цифрового общества»: новый конфликт или новый баланс // Вестник СПбГУ. Философия и
конфликтология
. 2023.
№3. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/etika-tsifrovogo-obschestva-novyy-konflikt-ili-novyy-balans