«Этикет в процессе овладения дошкольниками социальной ролью». | Андриянова Елена Владимировна. Работа №272406
Автор: Андриянова Елена Владимировна
Умение жить в коллективе сверстников, имеет большое значение для будущего школьника. Необходимо ежедневно, используя каждое пребывание ребенка в детском саду, дать ему возможность овладеть, необходимыми нормами морального поведения в коллективе сверстников. Результатом этой работы является сформированность у детей умений и навыков культуры общения с взрослыми и сверстниками. Дети становятся вежливыми, внимательными друг к другу, и ко всем окружающим, приятными в общении. Вырабатываются умения спорить, не обижая и не унижая собеседника, как принимать гостей, как вести себя за столом, общаться в магазине с продавцом, знакомиться.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 120»
Доклад
«Этикет в процессе овладения дошкольниками
социальной ролью».
Выполнила: воспитатель МБДОУ Д/С №120
г. Дзержинск
АНДРИЯНОВА
Елена Владимировна
2021 г.
Этикет – это составная часть внешней культуры общества, это своеобразный ритуал, который выражается в детально разработанных правилах поведения, организующих жизнь общества. Этикет – свод правил поведения, обхождения, принятых в определенных социальных кругах.
Этикет создаёт условия, благоприятные для общения и существования людей, различных по национальному и социальному положению, возрастным особенностям, взглядам и образовательному уровню. Во все времена представители старшего поколения формировали культуру поведения у поколения подрастающего. Этот процесс и сегодня является одним из основных и актуальных.
Наиболее интенсивно коммуникативное развитие ребёнка проходит в дошкольный период и здесь приобщение к основам этикета в дошкольном возрасте позволяет усвоить нормы поведения в обществе и превратить их в привычку.
Воспитание культуры общения – процесс сложный и длительный и происходит постепенно. Его эффективность зависит от единства и целостности всего воспитательного процесса и предполагает особую организацию быта повседневной жизни детей, высокий уровень организационно педагогических усилий в дошкольном учреждении, связь семейного и общественного воспитания. Вежливость – способ применения этикета.
Процесс формирования социальных умений дошкольника должен строиться с учетом антропологического, средового и деятельностного подходов, и оцениваться по критериально-ориентированной системе специальных показателей, иллюстрирующих уровень осознания ребенком этикетных норм поведения (норм внешнего вида, столового этикета, речевого этикета, норм поведения в общественных местах), способствующих его успешной социализации.
Дошкольное детство - важнейший период в нравственном становлении личности. Одним из направлений в нравственном развитии ребёнка является воспитание культуры поведения. Формирование основ культуры поведения начинается с самых первых лет жизни ребёнка. Он, подражая взрослому человеку, начинает осваивать основные нормы общения. К старшему дошкольному возрасту у ребёнка могут быть воспитаны довольно устойчивые формы поведения, отношение к окружающему соответственно усвоенным моральным нормам и правилам.
В детском саду для этого немало возможностей. В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими.
Работая с детьми, воспитатели уделяют большое внимание формированию их поведения на занятиях, в играх, труде и недостаточно оценивают возможности повседневной бытовой деятельности, зачастую проходя мимо тех педагогических ценностей, которые таит в себе повседневная жизнь дошкольного учреждения. Одной из первых является роль культурного человека владеющего речевым этикетом. Самым действенным способом воспитания вежливости и речевого этикета после личного примера взрослых является игра, особенно ролевая и театрализованная. «Игра - как способ практического осмысления» этикетных норм и применения знаков речевого этикета.
Каждый день дети здороваются и прощаются, убирают после игры игрушки, умываются, одеваются на прогулку и раздеваются. Ежедневно ребенку приходится аккуратно вешать одежду, ставить обувь т.д. Во всех этих ситуациях дети не только практически овладевают различными навыками и умениями, но и осваивают определенные нормы поведения в коллективе сверстников.
Приучая детей здороваться со своими товарищами, воспитатель использует и утренний приход в детский сад и встречи в течение дня с врачом, заведующей, музыкальным работником и т.д. Любой из моментов режима дня в детском саду содержит огромные воспитательные возможности.
Также одной из первых является роль культурного человека, принимающего пищу. Правильное исполнение этой роли придает уверенность, помогает не растеряться на торжественном банкете, дает возможность творчески применять свои знания и умения в разных жизненных ситуациях. Кроме того, человек умеющий вести себя за столом, выглядит красивым и привлекательным, оставляет приятные впечатления о себе.
В настоящее время правила столового этикета стали общепринятыми формулами поведения во время приема пищи. Их можно условно разделить на несколько групп.
Как сидеть за столом (спину держать прямо, локти слегка прижать к туловищу, запястьями коснуться края стола, голову слегка наклонить, ноги поставить вместе, к столу вплотную не придвигаться; за стол нужно садиться в опрятном виде, с чисто вымытыми руками).
Как пользоваться столовыми приборами и принадлежностями (ложку держать в правой руке, подносят ко рту широкой стороной, ближе к зауженному краю, содержимое медленно выливают в рот; вилку можно держать и в правой, и в левой руке: в правой – когда стол сервирован только вилкой, в левой – когда вилкой и ножом;
бумажной салфеткой пользуются только один раз, при необходимости берут другую, а использованную, вытерев рот, пальцы и слегка скомкав, кладут под край тарелки).
Что, чем и как есть (суп едят ложкой, сосиску – вилкой и ножом; макароны, вареники и пельмени, омлет – только вилкой; ягоды – десертной ложкой; хлеб не откусывают, а отламывают руками; блины, оладьи, арбуз – вилкой и ножом и др.).
. Как общаться за столом (говорить вполголоса, вежливо обращаться с просьбой, благодарить, не говорить с полным ртом).
Как правильно и красиво сервировать стол (учитывать законы сервировки и эстетики).
Требования к воспитателю:
к
омпетентность (знание правил столового этикета, грамотное планирование работы, ответственность за получение конкретных результатов)
;
г
рамотный показ образца применения правила (речевые формулы вежливости, пользование столовыми приборами, внешний вид, тактичность и т.д.)
;
н
аличие общей культуры
;
д
оброжелательность в общении с детьми, искренняя заинтересованность в их успехах, способность оказать ребенку своевременную психологическую поддержку
;
наличие работы по проведению
просветительской работы среди родителей.
Особенности организации условий по обучению этикету:
- Мотивационное обеспечение: привлекать тот или иной внешний мотив, который наделяет правильный способ действия определенной ценностью (подражать сверстникам, заслужить признание взрослого, подражать литературному персонажу).
Эстетическое обеспечение: красота, гармоничность в подборе материалов.
Эмоциональное сопровождение: атмосфера приятных положительных эмоций; доброжелательный настрой; искренность; заинтересованность воспитателя в успехах детей; собственные эмоциональные проявления и детей, и взрослых.
Форма организации: игры-занятия, занятия-практикумы.
Особенности взаимодействия с детьми: опора на их жизненный опыт; обеспечение понятного, интересного детям мотива деятельности на занятии и психологической поддержки.
Умение жить в коллективе сверстников, имеет большое значение для будущего школьника. Необходимо ежедневно, используя каждое пребывание ребенка в детском саду, дать ему возможность овладеть, необходимыми нормами морального поведения в коллективе сверстников. Результатом этой работы является сформированность у детей умений и навыков культуры общения с взрослыми и сверстниками. Дети становятся вежливыми, внимательными друг к другу, и ко всем окружающим, приятными в общении. Вырабатываются умения спорить, не обижая и не унижая собеседника, как принимать гостей, как вести себя за столом, общаться в магазине с продавцом, знакомиться.