Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Этнокультурное воспитание детей" | Коханюк Светлана Сергеевна . Работа №330931

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Translator

Конспект открытого занятия «Этнокультурное воспитание детей .» (Квест-игра)

 

                                        Коханюк Светлана Сергеевна            

                                      Воспитатель МБДО д\c №4 Радуга

                                                                                                                             г.Нефтекумск

Цель: Воспитание патриотизма, любви к Родине.

      Формирование у детей представления о народах, проживающих                                                                                                                   на территорий России, о национально-культурных костюмах, традициях, об их обычаях.  

Задачи:

Образовательные задачи:

расширять представления детей о людях разных национальностей, проживающих в России;

актуализировать имеющиеся знания детей о национальных особенностях жителей РФ (национальные костюмы, блюда, жилища, традиции).

продолжать знакомить детей с этикой межнационального общения.

Воспитательные задачи:

воспитывать доброжелательное отношение к обычаям и традициями народов России,

воспитывать любовь к своей Родине и желание больше узнать о ней.

Развивающие задачи:

развивать познавательный интерес, стимулировать желание узнавать о жизни народов России;

расширять активный словарь детей, фантазию, воображение.

 

Актуальность:

«Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах».

 К. Ушинский

  Мы родились и живем во время больших перемен, когда над человечеством нависла угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров: рушатся традиции, забываются обычаи, рвутся нити, связывающие старшее и младшее поколения. Сейчас очень актуальна проблема воспитания детей на основе национальной культуры, на собрании национальных достижений. Народная культура - кладезь мудрости и опыта, предмет нашей национальной гордости. Именно поэтому, в дошкольном детстве необходимо научить ребенка чувствовать и любить родную землю, родную природу, свой народ, ценить духовное богатство, ум, талант и мудрость народную. Воспитать чувство национального патриотизма, гордости за свою страну.

 Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста дает возможность ребенку позитивно относиться к природе, семье, Родине, развивает такие духовные ценности, как бережное отношение к матери-земле, трудолюбие, уважение к старшим, милосердие и гостеприимство, чувство долга, память о предках, позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа, частью которой он является. 

Приобщение детей к истокам региональной культуры, развитие интереса к национальным традициям является очень актуальным вопросом современности. Национальная культура как проявление творчества народа близка по своей природе и творчеству ребёнка, именно поэтому она близка его восприятию, понятна ему. Формирование чувства собственного достоинства у ребенка, как представителя своего народа, невозможно без обращения к историческим корням и национальным истокам своего народа. И сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям. Процесс этнокультурного воспитания начинается с раннего детства. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно-прикладное искусство отражаются в содержании образования и воспитания детей уже с младших групп детского сада.

 

 Методы и приемы:

• игровой метод (прием сюжетной игры, инсценировка сказки),

• словесный метод (объяснение, вопросы к детям),

• практический метод (действие с предметами);

• метод прямого воздействия (прием показа способов действия).

 

Предварительная работа:

1.Чтение народных сказок, былин, рассматривание иллюстраций, слушание народных песен.

2.Беседа о пословицах разных народов.

3.Беседа о костюмах, традициях и обычаях народов.

4. Знакомство с народным искусством.

5. Знакомство с народными играми.

Оборудование: телевизор, большой кубик, пазл «Дружба народов», фломастеры, бумажные куклы и национальная одежда для них, картинки с этапами приготовления национальных блюд, музыкальное оборудование, народная музыка, картинки «Праздники народов России», медали для награждения.

Ход НОД

Воспитатель: Ребята, сейчас я вам прочитаю стихотворение, вы его внимательно слушайте, а потом скажете, о чем оно.

Живут в России разные Народы с давних пор. Одним тайга по нраву, Другим – степной простор. У каждого народа Язык свой и наряд. Один черкеску носит, Другой надел халат. Один – рыбак с рожденья, Другой – оленевод, Один кумыс готовит, Другой готовит мед. Одним милее осень, Другим милей весна. А Родина - Россия, У нас у всех одна.

Воспитатель: Ребята, о чем это стихотворение? (о нашей Родине и народах, которые здесь живут) Правильно. Чтобы быть настоящими гражданами своей страны, нужно много знать о своей Родине, любить ее и гордиться ею, а еще знать о тех людях, которые живут вместе с нами в нашей огромной, прекрасной и многонациональной стране.

Звучит музыка (на телевизоре появляется путешественник).

Воспитатель: Ребята к нам кто-то пришел в гости! Здравствуйте, а вы кто?

Путешественник: Здравствуйте. Кто я? Я величайший путешественник. Я объездил много стран, а особенно люблю путешествовать по нашей стране России. Вы вот, например, знали, что в нашей стране живут разные народы и каждого народа свои особенные традиции?

Воспитатель: Уважаемый путешественник, мы очень рады с тобой познакомиться. Мы как раз говорим с ребятами о том, что наша страна многонациональна и мы уже знаем традиции и обычаи некоторых народов.

Путешественник: Что правда? Ну раз так давайте я проверю точно ли вы знаете что-нибудь о народах России. А для этого у меня есть вот такой кубик-путешественник и 6 станций. На каждой станций вас ждет задание. Если вы выполните все задания и соберете пазл, то я точно смогу вас назвать знатоками нашей страны. Ну что вы готовы показать свои знания и отправиться на станции?

Дети: Да!

Путешественник: Бросайте кубик-путешественник и он укажет на какую станцию мы с вами отправимся.

Дети бросают кубик и попадают на станции, обозначенные цифрами от 1 до 6. За каждое выполненное задание дети получают кусочек пазла.

Станция 1. Жилище

Соединить линией традиционное жилище и народность, которая в нем проживала.

 

 

Юрта.       Изба.          Иглу.       Сакля.       Яранга.                                                                                      

 

 

 

 

     

  Русские.  Буряты.    Эскимосы.     Чукчи.       Народы                

                                                                                    Кавказа                             

 

Станция 2. Одежда

Одеть мальчиков и девочек в традиционные костюмы. Назвать народность и элементы национального костюма.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что национальный костюм — это отражение культуры и традиций народа. Каждый костюм имеет особенности в виде вышивки, рисунка на ткани. Его надевали на праздники.

Нам нужно будет надеть на куклу национальные костюмы и головные уборы.

Станция 3. Блюда

Назвать национальные блюда русских, татар, башкир, чукчей? Разложить картинки с этапами приготовления этих блюд.

Воспитатель: На этой станций нам нужно ответить на вопросы.

1.Основное первое блюдо русской кухни? (Щи)

2.Тонкие или толстые лепешки из пресного тесто с начинкой обжаренные на сухой сковороде? (Чу-ду) Национальное блюдо народов Дагестана.

3.Изделие из мелко порезанного теста (обжаренного в кипящем масле), залитое медом (чак-чак) нац. Татарское блюдо.

4.Этим блюдом почитали Бога солнца Ярилу, выпекаются из жидкого теста на сковороде. (блины) нац. русское блюдо.

5.Лепешка из кислого теста (Чурек) нац. Туркменское блюдо.

6.Мелко нарезанное мясо баранины, нанизанное на шампур и запеченное на древесном угле в мангале. (шашлык) Национальное блюдо народов Кавказа.

Путешественник: Вы такие молодцы. Уже прошли 3 станции. А перед следующей я вам предлагаю немного отдохнуть.

Физминутка «Наша Родина – Россия»

В нашей стране горы - высокие, (тянемся на носочках вверх) Реки глубокие, (присаживаемся на корточки) Степи широкие, (раскидываем руками) Леса большие, (руки вверх) А мы - ребята вот такие! (показываем большой палец)

Путешественник: Продолжаем наше путешествие. Бросайте кубик!

Станция 4. Народная мудрость.

Воспитатель: На этой станций нам нужно вспомнить пословицы и поговорки разных народов России.

Воспитатель: Если народ един он не победим.

Дети: Близкий сосед, лучше дальнего родственника. (Азейрбаджанская)

Когда сосед по душе, в тесном дворе просторно. (Казахская)

Постоим горой за свой край родной. (Русская)

Дружба народов сильнее бури, ярче солнца. (Казахская)

Дружба и братство лучшее богатство. (Ногайская)

Единство народов -несокрушимая крепость. (Чеченская)

Сила птицы в крыльях, а сила человека в дружбе. (Татарская)

 Воспитатель: Непобедимая наша страна дружбой народов скреплена. (Русская)

 

 

           

Станция 5. Народные праздники

Отгадать загадки про народные праздники и назвать чему каждый из них был посвящен.

Праздник этот знаем мы - Время проводов зимы. Люди в эти дни должны Веселиться, печь блины. (Масленица)

 

После сева летним днем Мы станцуем и споем Зазвенел теплом июнь Это праздник … (Сабантуй) (Кипиани Т.М.)

 

Настал день жертвоприношения! На столах напитки, угощения, И ходят в гости тут и там,- Сегодня праздник мусульман! Все друг друга поздравляют, Счастьем лишь глаза сияют! Что за праздник? Скажешь нам??? Светлый день…(Курбан-Байрам)

 

Станция 6. Народная игра

Воспитатель: Назвать и поиграть в народную игру русского народа

« Карусель». Почему она называется русская народная?

Дети: Потому что ее придумал русский народ.

Воспитатель: Подойдите ребята к карусели и прокатитесь на ней. Слушайте внимательно слова песни и повторяйте движения.

Путешественник: Молодцы. Вы справились со всеми заданиями и получили все части пазла, осталось только его собрать и посмотреть, что получится.

Дети собирают пазл «Народы России».

Воспитатель: Посмотрите, что у вас получилось на картинке? (Народы России держатся за руки). Несмотря на то что мы все такие разные: у каждого народа своя культура, традиции, язык, дома, одежда. Нас всех объединяет то, что наша родина – Россия, мы все говорим на русском языке, любим и уважаем друг друга.

Еврей и тувинец, бурят и удмурт, Русский, татарин, башкир и якут. Разных народов большая семья, И этим гордиться должны мы друзья! Россией зовется общий наш дом, Пусть будет уютно каждому в нем. Любые мы трудности вместе осилим И только в единстве сила России!

Путешественник: Вы меня сегодня удивили. Я не знал, что дети так много знают о народах России. За ваши знания я вам хочу подарить медали «Знатоки России».

Путешественник: Ну а мне пора отправляться в следующее путешествие. А вы не переставайте учиться, путешествовать и узнавать что-то новое. До свидания, ребята!

Воспитатель: До свидания. Спасибо за путешествие.

Воспитатель: Дети, вы такие молодцы. Справились со всеми заданиями путешественника. Скажите, а какие народы России мы сегодня встречали в заданиях путешественника? А какие задания вам запомнились больше всего? А какое задания показалось вам самым трудным?

 

  

 

 

 

 

 

 

 

Конспект открытого занятия «Этнокультурное воспитание детей средней группе.» (Квест-игра)

 

                                        Коханюк Светлана Сергеевна

                                      Воспитатель МБДО д\c №4 Радуга

г.Нефтекумск

Цель: Воспитание патриотизма, любви к Родине.

Формирование у детей представления о народах, проживающих на территорий России, о национально-культурных костюмах, традициях, об их обычаях.

Задачи:

Образовательные задачи:

расширять представления детей о людях разных национальностей, проживающих в России;

актуализировать имеющиеся знания детей о национальных особенностях жителей РФ 

(национальные костюмы, блюда, жилища, традиции)

.

продолжать знакомить детей с этикой межнационального общения.

Воспитательные задачи:

воспитывать доброжелательное отношение к обычаям и традициями народов России,

воспитывать любовь к своей Родине и желание больше узнать о ней.

Развивающие задачи:

развивать познавательный интерес, стимулировать желание узнавать о жизни народов России;

расширять активный словарь детей, фантазию, воображение.

Актуальность:

«Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах».

 К. Ушинский

Мы родились и живем во время больших перемен, когда над человечеством нависла угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров: рушатся традиции, забываются обычаи, рвутся нити, связывающие старшее и младшее поколения. Сейчас очень актуальна проблема воспитания детей на основе национальной культуры, на собрании национальных достижений. Народная культура - кладезь мудрости и опыта, предмет нашей национальной гордости. Именно поэтому, в дошкольном детстве необходимо научить ребенка чувствовать и любить родную землю, родную природу, свой народ, ценить духовное богатство, ум, талант и мудрость народную. Воспитать чувство национального патриотизма, гордости за свою страну.

Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста дает возможность ребенку позитивно относиться к природе, семье, Родине, развивает такие духовные ценности, как бережное отношение к матери-земле, трудолюбие, уважение к старшим, милосердие и гостеприимство, чувство долга, память о предках, позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа, частью которой он является. 

Приобщение детей к истокам региональной культуры, развитие интереса к национальным традициям является очень актуальным вопросом современности. Национальная культура как проявление творчества народа близка по своей природе и творчеству ребёнка, именно поэтому она близка его восприятию, понятна ему. Формирование чувства собственного достоинства у ребенка, как представителя своего народа, невозможно без обращения к историческим корням и национальным истокам своего народа. И сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям. Процесс этнокультурного воспитания начинается с раннего детства. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно-прикладное искусство отражаются в содержании образования и воспитания детей уже с младших групп детского сада.

 

Методы и приемы:

• игровой метод (прием сюжетной игры, инсценировка сказки),

• словесный метод (объяснение, вопросы к детям),

• практический метод (действие с предметами);

• метод прямого воздействия (прием показа способов действия).

Предварительная работа:

1.Чтение народных сказок, былин, рассматривание иллюстраций, слушание народных песен.

2.Беседа о пословицах разных народов.

3.Беседа о костюмах, традициях и обычаях народов.

4. Знакомство с народным искусством.

5. Знакомство с народными играми.

Оборудование: телевизор, большой кубик, пазл «Дружба народов», фломастеры, бумажные куклы и национальная одежда для них, картинки с этапами приготовления национальных блюд, музыкальное оборудование, народная музыка, картинки «Праздники народов России», медали для награждения.

Ход НОД

Воспитатель: Ребята, сейчас я вам прочитаю стихотворение, вы его внимательно слушайте, а потом скажете, о чем оно.

Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим – степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья,
Другой – оленевод,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мед.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина - Россия,
У нас у всех одна.

Воспитатель: Ребята, о чем это стихотворение? (о нашей Родине и народах, которые здесь живут) Правильно. Чтобы быть настоящими гражданами своей страны, нужно много знать о своей Родине, любить ее и гордиться ею, а еще знать о тех людях, которые живут вместе с нами в нашей огромной, прекрасной и многонациональной стране.

Звучит музыка (на телевизоре появляется путешественник).

Воспитатель: Ребята к нам кто-то пришел в гости! Здравствуйте, а вы кто?

Путешественник: Здравствуйте. Кто я? Я величайший путешественник. Я объездил много стран, а особенно люблю путешествовать по нашей стране России. Вы вот, например, знали, что в нашей стране живут разные народы и каждого народа свои особенные традиции?

Воспитатель: Уважаемый путешественник, мы очень рады с тобой познакомиться. Мы как раз говорим с ребятами о том, что наша страна многонациональна и мы уже знаем традиции и обычаи некоторых народов.

ПутешественникЧто правда? Ну раз так давайте я проверю точно ли вы знаете что-нибудь о народах России. А для этого у меня есть вот такой кубик-путешественник и 6 станций. На каждой станций вас ждет задание. Если вы выполните все задания и соберете пазл, то я точно смогу вас назвать знатоками нашей страны. Ну что вы готовы показать свои знания и отправиться на станции?

Дети: Да!

Путешественник: Бросайте кубик-путешественник и он укажет на какую станцию мы с вами отправимся.

Дети бросают кубик и попадают на станции, обозначенные цифрами от 1 до 6. За каждое выполненное задание дети получают кусочек пазла.

Станция 1. Жилище

Соединить линией традиционное жилище и народность, которая в нем проживала.

 

Юрта. Изба. Иглу. Сакля. Яранга.

 

 

 

 

Русские. Буряты. Эскимосы. Чукчи. Народы

Кавказа

 

Станция 2. Одежда

Одеть мальчиков и девочек в традиционные костюмы. Назвать народность и элементы национального костюма.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что национальный костюм — это отражение культуры и традиций народа. Каждый костюм имеет особенности в виде вышивки, рисунка на ткани. Его надевали на праздники.

Нам нужно будет надеть на куклу национальные костюмы и головные уборы.

Станция 3. Блюда

Назвать национальные блюда русских, татар, башкир, чукчей? Разложить картинки с этапами приготовления этих блюд.

Воспитатель: На этой станций нам нужно ответить на вопросы.

1.Основное первое блюдо русской кухни? (Щи)

2.Тонкие или толстые лепешки из пресного тесто с начинкой обжаренные на сухой сковороде? (Чу-ду) Национальное блюдо народов Дагестана.

3.Изделие из мелко порезанного теста (обжаренного в кипящем масле), залитое медом (чак-чак) нац. Татарское блюдо.

4.Этим блюдом почитали Бога солнца Ярилу, выпекаются из жидкого теста на сковороде. (блины) нац. русское блюдо.

5.Лепешка из кислого теста (Чурек) нац. Туркменское блюдо.

6.Мелко нарезанное мясо баранины, нанизанное на шампур и запеченное на древесном угле в мангале. (шашлык) Национальное блюдо народов Кавказа.

Путешественник: Вы такие молодцы. Уже прошли 3 станции. А перед следующей я вам предлагаю немного отдохнуть.

Физминутка «Наша Родина – Россия»

В нашей стране горы - высокие, (тянемся на носочках вверх)
Реки глубокие, (присаживаемся на корточки)
Степи широкие, (раскидываем руками)
Леса большие, (руки вверх)
А мы - ребята вот такие! (показываем большой палец)

ПутешественникПродолжаем наше путешествие. Бросайте кубик!

Станция 4. Народная мудрость.

Воспитатель: На этой станций нам нужно вспомнить пословицы и поговорки разных народов России.

Воспитатель: Если народ един он не победим.

Дети: Близкий сосед, лучше дальнего родственника. (Азейрбаджанская)

Когда сосед по душе, в тесном дворе просторно. (Казахская)

Постоим горой за свой край родной. (Русская)

Дружба народов сильнее бури, ярче солнца. (Казахская)

Дружба и братство лучшее богатство. (Ногайская)

Единство народов -несокрушимая крепость. (Чеченская)

Сила птицы в крыльях, а сила человека в дружбе. (Татарская)

Воспитатель: Непобедимая наша страна дружбой народов скреплена. (Русская)

 

 

Станция 5. Народные праздники

Отгадать загадки про народные праздники и назвать чему каждый из них был посвящен.

Праздник этот знаем мы -
Время проводов зимы.
Люди в эти дни должны
Веселиться, печь блины. (Масленица)

 

После сева летним днем
Мы станцуем и споем
Зазвенел теплом июнь
Это праздник … (Сабантуй) (Кипиани Т.М.)

 

Настал день жертвоприношения!
На столах напитки, угощения,
И ходят в гости тут и там,-
Сегодня праздник мусульман!
Все друг друга поздравляют,
Счастьем лишь глаза сияют!
Что за праздник?
Скажешь нам???
Светлый день…(Курбан-Байрам)

 

Станция 6. Народная игра

Воспитатель: Назвать и поиграть в народную игру русского народа

« Карусель». Почему она называется русская народная?

Дети: Потому что ее придумал русский народ.

Воспитатель: Подойдите ребята к карусели и прокатитесь на ней. Слушайте внимательно слова песни и повторяйте движения.

Путешественник: Молодцы. Вы справились со всеми заданиями и получили все части пазла, осталось только его собрать и посмотреть, что получится.

Дети собирают пазл «Народы России».

Воспитатель: Посмотрите, что у вас получилось на картинке? (Народы России держатся за руки). Несмотря на то что мы все такие разные: у каждого народа своя культура, традиции, язык, дома, одежда. Нас всех объединяет то, что наша родина – Россия, мы все говорим на русском языке, любим и уважаем друг друга.

Еврей и тувинец, бурят и удмурт,
Русский, татарин, башкир и якут.
Разных народов большая семья,
И этим гордиться должны мы друзья!
Россией зовется общий наш дом,
Пусть будет уютно каждому в нем.
Любые мы трудности вместе осилим
И только в единстве сила России!

Путешественник: Вы меня сегодня удивили. Я не знал, что дети так много знают о народах России. За ваши знания я вам хочу подарить медали «Знатоки России».

ПутешественникНу а мне пора отправляться в следующее путешествие. А вы не переставайте учиться, путешествовать и узнавать что-то новое. До свидания, ребята!

Воспитатель: До свидания. Спасибо за путешествие.

Воспитатель: Дети, вы такие молодцы. Справились со всеми заданиями путешественника. Скажите, а какие народы России мы сегодня встречали в заданиях путешественника? А какие задания вам запомнились больше всего? А какое задания показалось вам самым трудным?

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×