Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

"Этюд- ступень к мастерству" Лекция для учащихся 1-8 классов ДШИ, ДМШ | Тренба Наталья Ивановна. Работа №308939

Дата публикации:
Автор:
Описание:

«Этюд – ступень к мастерству» 

Сегодня мы поговорим об ЭТЮДЕ.  Этюд – французское слово, означает – учёба, упражнение, усердие, старание. А учёба в искусстве – дело совершенно необходимое. На этюдах оттачивают свое мастерство музыканты, художники, театральные артисты, шахматисты.

Художественный этюд – это художественное произведение вспомогательного характера. Работая над этюдом, художник разрабатывает детали задуманной картины, колорит, цвет, образ, совершенствует свое профессиональное мастерство. Художники работают в мастерской и на открытом воздухе. Пленэр – это живопись на открытом воздухе, натуральные пейзажи, связанные с изучением натуры окружающей среды, цветовых изменений, теней, переходов,

наблюдаемых на открытом воздухе. Художник передает в живописи изменения, происходящие в природе в естественных условиях, может проследить изменение окружающей среды в разное время суток, в зависимости от погоды, света, времени года и найти новые художественные средства выражения различных состояний природы. Основные признаки пленэрной живописи – это светлый колорит, чистый, сияющий свет, ощущение световоздушной среды. Работа на пленэре является прекрасной школой для художника, он как бы сливается с окружающей природой, учится у неё и природа становится полноправным соавтором художника. Результатом такого творчества являются этюды. Этюд – это творческий дневник художника, его записная книжка, которая хранит не только образы и мотивы, но и настроение, мысли и состояние художника. Основная задача при написании этюда – это передать все свои впечатления, увидеть, схватить и передать взаимоотношение всех частей изображаемого, как цвета, так и формы. Работа над этюдом раскрывает перед художником новые творческие возможности, даёт крепкий фундамент для создания больших произведений живописи. (Презентация художественных этюдов.)

Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования Детская школа искусств
городского округа Большой Камень
МБУДО ДШИ городской округ Большой Камень
Этюд – ступень к мастерству
Лекция для учащихся 1 – 8 классов ДШИ, ДМШ.
Автор– преподаватель высшей
квалификационной категории
Тренба Н.И.
2022
Этюд – ступень к мастерству
Сегодня мы поговорим об ЭТЮДЕ. Этюд – французское слово, означает – учёба, упражнение, усердие, старание. А учёба в искусстве – дело совершенно необходимое. На этюдах оттачивают свое мастерство музыканты, художники, театральные артисты, шахматисты.
Художественный этюд – это художественное произведение вспомогательного характера. Работая над этюдом, художник разрабатывает детали задуманной картины, колорит, цвет, образ, совершенствует свое профессиональное мастерство. Художники работают в мастерской и на открытом воздухе. Пленэр – это живопись на открытом воздухе, натуральные пейзажи, связанные с изучением натуры окружающей среды, цветовых изменений, теней, переходов,
наблюдаемых на открытом воздухе. Художник передает в живописи изменения, происходящие в природе в естественных условиях, может проследить изменение окружающей среды в разное время суток, в зависимости от погоды, света, времени года и найти новые художественные средства выражения различных состояний природы. Основные признаки пленэрной живописи – это светлый колорит, чистый, сияющий свет, ощущение световоздушной среды. Работа на пленэре является прекрасной школой для художника, он как бы сливается с окружающей природой, учится у неё и природа становится полноправным соавтором художника. Результатом такого творчества являются этюды. Этюд – это творческий дневник художника, его записная книжка, которая хранит не только образы и мотивы, но и настроение, мысли и состояние художника. Основная задача при написании этюда – это передать все свои впечатления, увидеть, схватить и передать взаимоотношение всех частей изображаемого, как цвета, так и формы. Работа над этюдом раскрывает перед художником новые творческие возможности, даёт крепкий фундамент для создания больших произведений живописи. (Презентация художественных этюдов.)
Театральный этюд— это упражнение для развития актёрской техники, основанное на импровизации. Этюды— необходимый элемент в занятиях по актёрскому мастерству. Они могут быть разные по содержанию, задачам, сложности. Задача этюдов— научить актёра работать в неожиданных условиях, например, если на сцене актёр или его партнёр забыли текст или происходит другая непредвиденная ситуация, то актёр должен не растеряться, а быстро подхватить, действием или словом, сцену. В этюде актёр учится ощущать пространство, видеть партнёра. Также благодаря импровизационной практике можно познать свои способности и недостатки игры на сцене.
К нам пришли ребята с театрального отделения вместе со своим преподавателем. Давайте посмотрим театральный этюд
Ребята, а кто из вас умеет и любит играть в шахматы?
Ша́хматный этю́д (французское слово - изучение, исследование)- составленная шахматным композитором позиция, в которой одной из сторон (обычно белым) предлагается выполнить задание (выиграть или сделать ничью) без указания количества ходов, необходимых для достижения этой цели. Композитор, составляющий этюды, называется этюдистом. Шахматисты оттачивают свое мастерство на шахматных этюдах. Существуют специальные сборники с шахматными этюдами. Ученики первого русского мастера Александра Петрова Карл Яниш и Илья Шумов стали первыми русскими этюдистами.
А для чего нужны этюды музыканту?
Музыканту этюды нужны для развития навыков мастерства исполнителя, музыкальной техники, для гибкости пальцев, послушного дыхания. Музыкальный этюд – это инструментальная пьеса, где применяется определённый технический прием игры. Этюды для беглости пальцев, отдельно для правой и левой руки пианиста, для игры терциями, секстами, октавами, техники staccato. Начинающие пианисты с первых месяцев занятий играют этюды. Сначала – совсем легкие, затем, с годами обучения в школе, переходят к этюдам более сложным.
Каких композиторов сочинявших этюды вы знаете?
Да, это А.Ф.Гедике, Г.Беренс, Л.Шитте, А.Лемуан, М.Клементи, К.Черни, М.Мошковский …Многие композиторы были прекрасными исполнителями. Сочиняя этюды, они не только учили искусству игры на инструменте, но и стремились доставить своей музыкой настоящее эстетическое наслаждение слушателю.
Название Этюд - такое скромное и гордое одновременно. Это всего лишь этюд - скромно говорит название – небольшая пьеса для инструмента, что-то вроде музыкального наброска, музыкального эскиза. Это же этюд! - гордо говорит название, яркая, виртуозная концертная пьеса. Иногда концертные этюды – пьесы называют каприсами. Каприс – французское слово, означает не что иное, как каприз. Высоко - художественные этюды писали композиторы – Р.Шуман, Ф.Шопен, Ф.Лист, из русских композиторов – С.Рахманинов, А.Скрябин, А.Глазунов. Среди концертных этюдов для скрипки наиболее известны этюды Николо Паганини.
В начале этюда, как и любого музыкального произведения, указывается темп. А что такое темп? – это скорость исполнения произведения. Метрические доли иногда приходится считать медленнее, иногда быстрее. При движении на машине, чем больше скорость, тем быстрее мелькают вдоль дороги деревья. Как у людей, чем интенсивнее движение, тем учащеннее пульс.
В музыкальном произведении скорость движения обозначается словами. В классической музыке, по давнему обычаю, принято пользоваться итальянским языком. Vivo – живо, Allegro- быстро, весело, Andante- не спеша, Moderato- умеренно, Sostenuto – сдержанно, Adagio- медленно, Grave- тяжело, важно. Слово понятнее, а цифра – точнее! Как называется прибор для определения музыкальной скорости? Метроном отсчитывает количество ударов в минуту. Быстрый темп – 140 и более ударов в минуту. Сдержанный темп – 80-60 ударов. Медленный темп – 60-40 ударов в минуту. Для сравнения - у человека в спокойном состоянии частота пульса 60-80 ударов в минуту. Метроном изобрёл венский механик И.Н.Менцель. Возможно, вы встречали в начале произведения, за словесным обозначением ставятся цифры – ММ ! = 108 или ММ ! = 60, т.е. указывается более точный темп.
Теперь давайте от теории перейдём к практике. Мы послушаем этюды в исполнении учащихся нашей школы. На экране вы увидите изображение композитора исполняемого этюда. Выступление ребят выстроены по нарастающей степени технической трудности этюдов.
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования Детская школа искусств
городского округа Большой Камень
МБУДО ДШИ городского округа Большой Камень
Программа лекции - концерта
Этюд – ступень к мастерству
07.12.2022г.
А. Николаев Этюд - исп. Иванцова Кристина 1кл. преп. Пензина Е.Г.
К. Черни Этюд - исп. Сидоренко Андрей 5кл. преп. Тихонова Э.А.
Д. Кабалевский Этюд - исп. Беда Татьяна 3кл., преп. Гриценко Н.В, концертмейстер Больдырева Н.В.
Д.Конконе Вокализ - исп. Павлова Полина 5кл. преп. Калинина И.П., Концертмейстер Орлова Е.А.
М. Парцхаладзе Этюд - исп. Внукова Вера 5кл. преп. Румянцева Л.Я.
М.Мошковский Этюд - исп. Базайченко Полина 5кл., преп Болдырева Н.В.
А. Лак Этюд - исп. Швеина Василина 6кл., преп. Путкарадзе М.В.
К. Черни Этюд - исп. Лазовская Елена 6кл., преп. Вятрович А.А.
К. Черни Этюд - исп. Сидоренко Андрей 5 кл., преп. Тихонова Э.А.
Лекцию - концерт подготовила и провела преподаватель Тренба Н.И.
Список литературы
Либерман Е. Работа над фортепианной техникой. М.,2003.
Терентьева Н. Карл Черни и его этюды. Композитор, СПб.,1999
Музыкальный энциклопедический словарь, с.659. М.,1991.
Рязанова Т.Ю. Этюды – важнейшее средство развития музыкально-технических навыков пианиста. Опубликовано 05.01.2014.
Лынник А. Этюд – это: этюды великих композиторов.2015.
Топалова Т.К. Работа над этюдом в старших классах ДМШ, по классу фортепиано. Методическая разработка преподавателя по классу фортепиано ДМШ им. С.В.Рахманинова. Кисловодск. 2015.
Театральный этюд – реферат, размещен на AIIbest.ru
Репин Е. Этюд – как работать над пейзажем.
Пожарский В. Шахматный учебник в этюдах. М.,2005.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×