Эвристические методы на уроках технологии | Доронкина Вера Васильевна. Работа №300846
Автор: Доронкина Вера Васильевна
Доклад "Эвристические методы на уроках технологии" Целесообразно использовать эвристические методы обучения на организационном этапе с целью настроя на урок и более качественного выполнения поставленных на уроке задач как образовательных, развивающих и воспитательных. В ходе основной части урока при объяснении новой темы урока , с целью качественного усвоения изучаемого материала и прочного усвоения знаний. Особенное значение имеет включение эвристических методов обучения в практическую деятельность на уроке: лабораторные работы, дизайн проекты, исследовательские работы, работа с учебником и литературой
" ЭВРИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ. Применение звристических методов на уроках технологии».
Название метода
Место в структуре урока технологии
Какие задачи урока позволяет решать
Метод эмпатии
Организационный момент -
целеполагание и мотивация.
Основной этап – подготовка к активной деятельности.
Мотивация понятия основной цели урока;
Развитие настроя на учебную деятельность на уроке.
Метод смыслового видения
Организационный момент – планирование результатов знаний, умений, формирование направленности урока.
Основной этап – подготовка к активной деятельности.
Развитие активной, чувственно- мыслительной познавательной деятельности учащегося,
умение выделять внутреннюю сущность изучаемого объекта.
Метод образного видения
Основной этап –сообщение нового материала, решение учебных задач.
Развитие наблюдательности, умение выражать свои мысли по исследованию практическими приёмами, используя эмоциональные образы.
Метод символического видения.
Основной этап – усвоение новых знаний.
Развитие наблюдательности, умения исследовать, сравнивать, выражать свои мысли таблицами, графиками.
Метод образной картины
Основной этап – решение учебных задач.
Восприятие и понимание изучаемого объекта, выражение своих чувств в рисунках, осмысление реальности.
Метод придумывания
Основной этап –первичная проверка понимания нового учебного материала
( практическая работа).
Развитие умения сравнивать изучаемый объект с изменённой формой или новым объектом
Метод "Если бы ..."
Закрепление изучаемого материала (практическая деятельность: дизайн – проект, научно – исследовательская работа).
Развитие способности воображения, лучше усвоить фундаментальные основы изучаемого материала.
Метод гиперболизации
Закрепление изучаемого материала: обобщение и систематизация знаний.
Развитие фантазии, творческого воображения, применяя метод сравнения .
Метод эвристического наблюдения.
Организационный этап, основной этап – практическая деятельность: конструирование и моделирование.
Развития наблюдения как источника знаний, целенаправленного личностного восприятия, формирование умения добывать и конструировать теоретические знания.
Метод фактов.
Основной этап – практическая работа: чертежи, схемы, рисунки.
Развитие поисковой деятельности, познания реальных объектов, фактов, опираясь на физические органы чувств.
Метод сравнения
Основной этап – исследование исторических справок, научных трудов, СМИ и интернета.
Развитие умения использовать приёмы сравнения . применяя различные версии.
Метод исследования
Основной этап – работа с литературой, обобщение и систематизация знаний по проверке изучения учебного материала по определённому плану – алгоритму.
Развитие умения самостоятельно исследовать определённые объекты, для получения образовательных результатов
Метод конструирования понятий.
Основной этап -Закрепление, обобщение и систематизация знаний по проверке изучения учебного материала при работе с литературой над определёнными понятиями.
Актуализация представлений об изучаемом объекте, формирование понятий личностного самоопределения понятий
Метод конструирования правил.
Основной этап – Закрепление, обобщение и систематизация знаний по проверке изучения учебного материала при работе с литературой над определёнными правилами, на их основе создавая свои правила.
Развитие понятий поисково- исследовательской деятельности по открытию определённых правил по предложенному алгоритму.
Метод гипотез.
Основной этап – подготовка к практической деятельности: выявление и обоснование проблемы, формулировка задач практической работы.
Развития навыков предвидения, прогнозирования, гипотетичности при конструировании своей версии, опираясь на логику и интуицию.
Метод прогнозирования
Основной этап - практическая деятельность – опыты, лабораторные работы.
Развитие умения сравнивать процесс наблюдения с реальностью, умения обсуждать, делать определённые выводы.
Метод ошибок.
Основной этап – практическая деятельность, первичная проверка изучаемого материала.
Развитие понимания относительности и вариативности любых знаний, их конструктивное использование
Метод конструирования теорий.
Обобщение и систематизация знаний – защита творческого проекта, научно – исследовательской работы, лабораторной работы.
Развитие способности конструирования теоретической модели по определённой последовательности.
Метод рефлексии
Контроль и самооценка урока - осознание значимости выполненной практической работы.
Обучение творчеству, умение сформулировать способы своей деятельности в ходе урока, уделяя внимание основным элементам.
Методы контроля.
Контроль и самооценка урока - оценка приближения к заданному образцу или научно и культурно значимого отличия.
Развитие умения точного и полного воспроизводства заданного содержания, объективного оценивания продукта своего труда.
Методы самооценки
Контроль и самооценка урока - качественный и количественный характер продукта ,полнота достижения поставленных целей .
Развитие умения оценивать и сопоставлять работу, опираясь на полноту достижения цели.
Целесообразно использовать эвристические методы обучения на организационном этапе с целью настроя на урок и более качественного выполнения поставленных на уроке задач как образовательных, развивающих и воспитательных. В ходе основной части урока при объяснении новой темы урока , с целью качественного усвоения изучаемого материала и прочного усвоения знаний. Особенное значение имеет включение эвристических методов обучения в практическую деятельность на уроке: лабораторные работы, дизайн проекты, исследовательские работы, работа с учебником и литературой.
Урок технологии – это урок практической направленности и включение эвристических методов в практическую деятельность повышает качество усвоения учащимися изучаемого материала. Эвристические методы необходимо применять на каждом этапе урока, это и во время проведения инструктажа по правилам безопасного поведения , при работе с технологическими картами, инструкциями, схемами, чертежами. При выполнении творческого проекта на всех этапах выполнения применяются эвристические методы: при формировании проблемы и выявлении основных параметров, при исследовании истории создания темы проекта, при наработке банка идей, составлении дизайн – спецификации, составлении технологической карты и оценке качества .
Применение эвристических методов значительно повышает качество усвоения материала урока, развивает у учащихся умение всестороннего мышления, способность фундаментально качественнее усвоить изучаемый материал, воспитывает осознанное отношение к изучаемому предмету, улучшает интеллектуальную активность.