«ЭЙДЕТИКА КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ И ПОВЫШЕНИЯ ГРАМОТНОСТИ» | Ордынская Елена Николаевна. Работа №337778
В большинстве образовательных учреждениях методики занятий с детьми в основном опираются на логическое мышление и механическую память. В младших классах школы: таблица умножения, правила и пр. В средних и старших классах к этому добавляются даты, формулы, схемы, слова и фразы иностранного языка и большой объем информации, которую нужно запоминать и пересказывать. Возникает вопрос: Как это все запомнить? Методы обучения, которые предлагает эйдетика, опираются на образное мышление ребенка, они соответствуют законам природы. Эйдетика, способствуя гармоничному развитию обоих полушарий, делает более гармоничным и самого ребёнка. Он становится более работоспособным, лучше учится, его память и способность концентрировать внимание возрастают. Восприятие мира и окружающих у ребенка становится более позитивным, а психика устойчивее. Улучшаются взаимоотношения ребёнка с окружающими.
Ордынская Елена Николаевна,
учитель начальных классов
ГБОУ Школа № 64 г. Москвы
«ЭЙДЕТИКА КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ И ПОВЫШЕНИЯ ГРАМОТНОСТИ
В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ»
Память – один из самых основных процессов психики человека, та основа, на которой творит мозг, это возможности человека, его мышление. Память - это отражение опыта человека путем запоминания, сохранения, узнавания, воспроизведения.
В большинстве образовательных учреждениях методики занятий с детьми в основном опираются на логическое мышление и механическую память. В младших классах школы: таблица умножения, правила и пр. В средних и старших классах к этому добавляются даты, формулы, схемы, слова и фразы иностранного языка и большой объем информации, которую нужно запоминать и пересказывать. Возникает вопрос: Как это все запомнить?
Эйдетика — разрабатывалась на протяжении 20–40-х гг. XX в. в Германии, в марбургской психологической школе Э. Йеншем, это теория, предметом изучения которой был эйдетизм — особый вид образной памяти человека.
Методы обучения, которые предлагает эйдетика, опираются на образное мышление ребенка, они соответствуют законам природы. Эйдетика, способствуя гармоничному развитию обоих полушарий, делает более гармоничным и самого ребёнка. Он становится более работоспособным, лучше учится, его память и способность концентрировать внимание возрастают. Восприятие мира и окружающих у ребенка становится более позитивным, а психика устойчивее. Улучшаются взаимоотношения ребёнка с окружающими.
Цепной метод строится на цепных ассоциативных связях. Ассоциации играют важнейшую роль в любом процессе обучения. Одна вещь влечёт за собой другую, так что ассоциации помогают различным образам упорядочивать все элементы поступающей информации. Сознательно придумывая какие-то ассоциации и отыскивая в заранее предусмотренных случаях, тем самым мы усиливаем контроль над записью информации в памяти, отчего шансы на воспоминание возрастают. Прочному сохранению материала в памяти помогает упорядоченная сеть ассоциаций. Поиск ассоциаций быстро превращается в увлекательную игру.
Акровербальный метод (“акро” - край, “вербо” - слово). Придумывание стишков, шуточных фраз, в которых зашифрована какая-либо информация.
Метод мест основан на зрительных ассоциациях: нужно ясно представить себе предмет, который предполагается запомнить, и объединить его образ с образом определенного места, который легко извлекается из памяти. Этот метод требует отказа от поиска логических ассоциаций – ведь сама система запоминания основана на ассоциациях, диктуемых последовательностью предметов и мест.
Суть этого метода в том, чтобы с помощью рисунка-ассоциограммы, слова-подсказки или мини-сказки придумать такой образ, чтобы трудное в написании слово легко вспоминалось, и дети были уверены, какую именно букву в нём надо писать
“Подсказка-образ” должна быть яркой, смешной, иногда фантастической, даже несуразной.
Приёмы и методы запоминания слов можно условно разделить на несколько групп:
Фонетические ассоциации (по схожести звучания). Суть в удачном подборе созвучных ассоциаций к запоминаемому слову. Может сопровождаться ярким рисунком, подкрепляющим образ.
Багаж – носильщик на вокзале говорит: “Ага, багаж!”
Запад – на западе солнце падает
Улица – на улице встречаю знакомые лица
В слове спряталось другое слово.
Валенки – валенки у Ленки
Горизонт – гори, зонт!
Графические ассоциации /по схожести изображения/ Суть – увидеть сходство формы буквы и предмета. Учащиеся сами делают рисунки, можно прямо в тетради на уроке или в индивидуальных словариках.
Разъяснение лексического смысла слова, углубление в этимологию слова.
Спасибо – значит спаси /спас/ тебя Бог!
Сегодня – сего дня
Урожай – земля рожает урожай
Как звучат слова в других языках.
Бухгалтер – от нем. [буххальтер]
Камера – от нем. [камерА]
Программа – от англ. [прОграмм]
Составление ребусов.
Восемь – во7
Заяц -Яц(за буквой я буква ц)
Приведенные мною примеры не исчерпывают весь список методов. Каждый учитель волен придумывать те, которые ему по душе. Именно творчество в работе, использование приемов и методов эйдетики и мнемотехники помогает самовыражению в профессии для педагога и формированию интереса и творческих способностей у детей.
Творческих успехов в педагогической деятельности!