Эйдетика в обучении детей с ОВЗ | Eлена Геннадьевна Спирина. Работа №255658
Автор: Eлена Геннадьевна Спирина
Развитие образной памяти и мышления у младших школьников с ОВЗ.
МОУ СОШ №41 г. Саранск, Республика Мордовия.
Учитель-дефектолог Спирина Елена Геннадьевна. Приемы развития образной памяти в обучении детей с ОВЗ.
В настоящее время особое внимание уделяется обучению детей с ограниченными возможностями здоровья. Психические и физические недостатки, имеющиеся у таких детей, отягощают процесс развития и обучения, причем каждое нарушение по-своему. Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Метод эйдетики строится на принципе образных ассоциаций, благодаря которым ребёнок может быстрее, качественнее запоминать материал, сохранить его и легко воспроизвести.
Мы легко можем запомнить шуточные определения типа: «Биссектриса — это такая крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам». А все цвета радуги помним всю жизнь по нехитрой прибаутке «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»? Дело все в том, что, проговаривая эти стихи, мы явно представляем себе крысу, бегущую в угол, и «радужного» фазана. Образ, доступный воображению и положительные эмоции – все это помогает сохранить в памяти информацию. Такую психическую особенность необходимо использовать в обучении детей с ОВЗ. Итак, эйдетика — сила, развивающая внимательность, мышление, память. Благодаря одновременности видения, слухового восприятия, переживания и мышления в сознании ребенка формируется то, что в психологии называется эмоциональной памятью. Как следствие предмет после исчезновения через несколько минут или лет может быть воспроизведен в памяти. Метод эйдетики строится на принципе образных ассоциаций, благодаря которым ребенок может быстрее, качественнее запоминать материал, сохранить его и легко воспроизвести. Это очень актуально в обучении детей с ОВЗ.
Упражнения, игры, позволяющие лучше развить образную память детей для учебы, развития их личности, улучшения настроения:
Игра «Пары».
В
нимательно рассмотрите на
картинке пары объектов, и постарайтесь их запомнить.
Цель: запомнить пары, связывая их мысленно в одно предложение. Н
апример: ДОМА зазвонил ТЕЛЕФОН.
На следующей картинке
скрыто по одному объекту в каждой паре. Требуется назвать все парные связк
и, конечно же, не подглядывая.
Данное упражнение способствует развитию образного мышления, стимулирует воображение, а так же, тренирует память.
Игра «цепочка слов».
Суть метода состоит в соединении образов между собой. Например: слова КОТ, ШАРИК, ДИВАН. Мысленно представляем кота гоняющегося за шариком, и загоняющего его под диван. Слова, завязавшись в образную цепочку, ле
гко осели в нашей памяти.
И
гра
на тему Цепочки.
Цель: На первой, второй и третьей
картинках написаны слова. Ваша задач
а, используя метод запоминания «Цепочка»
запомнит
ь предложенные слова.
На четвертой
картинке, дан большой список самых разных слов. Требуется, среди "чужих" слов, узнать "свои" (те, что запоминали).
Лопата Собака Цепь
Репа Плющ Асфальт
Ковер Пыльца Радуга
Метод запоминания группировки
.
Суть метода в разделении исходного
материала на группы, удобные для запоминания. Полученная информация делится на части в зависимости от формы, вида, цвета, функци
й и прочего.
На
карт
инке предлагается список слов.
Цель: используя метод группировки, запомнить и назвать (или записать на бумаге) все 30 слов.
Игра, способствующая
развитию памяти.
Пользуясь методикой
п
оследовательных ассоциаций, запомните слова, что предлагают сказочные персонажи.
5. Зрительная прорисовка.
Этот метод хорош для запоминания цифровых и буквенных обозначений. Его суть состоит в том, что к контурам любого символа добавляются детали и одним движением мозгового воображения непонятный знак превращается в предмет.
Например, нолик – это зеркало.
Из единицы вышла спица.
Из двойки – всеми любимый лебедь.
Тройка превращается в усы.
Четвёрка стала парусником.
Пятёрка – морским коньком.
Из шестёрки я сделала замок.
Семёрка – это острая коса.
Восьмёрка похожа на неваляшку.
А девятка – это воздушный шарик.
Таких упражнений великое множество, они улучшают восприятие материала и повышают интерес. Тренировка и улучшение памяти является, конечно, ведущей целью развития эйдетических способностей. Но к этому можно добавить и развитие воображения, фантазии, творческого мышления, улучшение концентрации внимания. Нестандартные приемы вызывают у детей позитивные эмоции, учат видеть образами, фантазировать, мыслить творчески. Образное мышление сохраняется у учеников на всю жизнь, цифры и буквы становятся уже не просто сухими знаками, они имеют запах, вкус, цвет, разговаривают и движутся. Фантазия и воображение делают детей раскрепощенными и естественными, такими же становятся и их мысли, таким образом, раскрывается их творческий потенциал.