Фактор риска способствующие вовлечению подростка в деструктивную субкультуру | Мой кабинет. Работа №344444
Фактор риска способствующие вовлечению подростка в деструктивную субкультуру
Социально-культурные, политические и экономические преобразования, происходившие на рубеже веков, способствовали трансформации современного российского общества. Следствием этого стало изменение традиционных установок, норм, ориентаций, определяющих модели и стандарты поведения молодежи. Модификация ценностной парадигмы привела к нарушению механизмов социализации, идентификации, адаптации, неопределенности выбора жизненного маршрута и образовательной траектории представителями подрастающего поколения. Наблюдаемая в России аномия, проявляющаяся в разобщении и утрате нормативно-ценностных основ, важных для обеспечения социальной идентичности и сохранения внутренней солидарности, сопровождалась социально-культурными проблемами, которые впоследствии могут болезненно отразиться на уровне жизни молодежи и качестве человеческого капитала.
Мероприятия, связанные с переводом многих образовательных и досуговых учреждений на удаленный формат работы, ограничение свободы передвижения, сокращение социальных контактов, также не могли пройти бесследно для ментального здоровья подростков и молодежи. Произошло вынужденное сужение информационного пространства, в котором доминирующую роль стали играть Интернет и соцсети. Было подорвано доверие к национальным правительствам из-за непопулярных мер в период пандемии, влияющих на изменение образовательной траектории молодых людей, потерю ими рабочих мест. Всё это привело к понимаю необходимости разработки новой повестки, направленной на поддержку молодежи.
Если обратиться к классическому определению субкультуры, данному А.Я. Флиером, то она представляет собой в широком смысле: «…наиболее крупные сегменты целостных локальных культур (этнических, национальных, социальных), отличающихся определенной местной спецификой тех или иных черт (или комплексом черт)». Субкультура — это проявление внутриличностного конфликта между «Я-идеальным» и «Я-реальным». Между тем, что я собой представляю (индивидуальным), и тем, как меня видят и воспринимают другие (социальным). В социологической теории можно найти отождествление понятий «молодежная культура» и «субкультура». Она рассматривается как «относительно самостоятельная часть целостного образования культуры, проявляющаяся в самых разнообразных формах: внешности, одежде, поведении, ценностных пристрастиях, языке (в том числе и жаргонной речи) и т.п.».
Расцвет молодежных субкультур в России пришелся на 90-е годы XX века. Но до сегодняшнего дня они многообразны и продолжают привлекать представителей подрастающего поколения. Возрастной ценз молодежных субкультур приходится на период от 11 до 25 лет, когда происходит процесс становления жизненных ценностей и выработка стратегий. Однако, следует отметить, что свойственное подросткам и юношеству стремление объединяться в группы реализуется теперь во многом в Интернет-пространстве. На смену территориальным дворовым компаниям пришли многотысячные экстерриториальные группы в социальных сетях.
Включенность представителей молодежи и подростков в субкультуры сегодня носит фрагментарный характер по причине возрастающей гедонистической ориентации личности, открывшихся (благодаря соцсетям) возможностей менять «маски», «стили» при первом желании, не тратя на это много времени, денег, сил и энергии. Достаточно выбрать для себя ту или иную привлекательную с точки зрения содержательной концепции субкультуру и сменить аватарку на личной странице в соцсетях или создать фейковую страницу, указав вымышленное имя и заведомо фальшивые данные о себе. При имеющихся в настоящий момент возможностях Интернета кардинальная модификация внешнего вида, модели поведения в реальной жизни сегодня ресурсозатратна и уже не столь актуальна. Расширяются социальные границы. Те представители подрастающего поколения, которые в своем реальном окружении никогда бы не столкнулись с носителями модной субкультуры, в Интернет-пространстве легко попадают в ее сети, и соответственно, входят в зону риска .
Описанная ситуация может быть опасна тем, что в сочетании со снижением внешнего контроля в связи с переходом на дистанционный формат образовательного процесса, доступностью пропаганды различных идеологий на просторах глобальной сети, легким вовлечением несовершеннолетних в преступную деятельность, минимизируются возможности диагностики степени влияния и глубины проникновения молодого человека в ту или иную субкультуру. Особую опасность представляют деструктивные ее виды. В связи с этим актуальным становится вопрос поиска методов профилактики и
К так называемым факторам риска, способствующим вовлечению подростка в деструктивную субкультуру, относятся:
— эмоционально-личностные проблемы (комплекс неполноценности, неблагоприятное эмоциональное состояние, неустойчивость внутреннего мира, неуверенность в себе, переживание жизненной психотравмирующей ситуации, кризис подросткового и юношеского возраста);
— деструктивный стиль детско-родительского взаимодействия (невыполнение воспитательных функций со стороны родителей или законных представителей, авторитарный стиль воспитания, высокая степень зависимости молодого человека от мнения родителей, привлечение родителями ребенка для выяснения собственных отношений и пр.);
— низкий уровень материального благосостояния, неполная или многодетная семья;
— наличие «преемственности» в уголовной среде (судимость родителей или братьев/сестер, друзей);
— нарушение механизмов процесса социализации (нарушение взаимоотношений с социальным окружением, буллинг, отчуждение от первичных социально полезных групп, доминирующая реакция группирования со сверстниками в сочетании с конформизмом и пассивностью, девиация, дезадаптация, правовой инфантилизм и др.);
— заполненность досугового пространства неформальной, неорганизованной, стихийно возникающей активностью;
— отсутствие необходимой профилактической работы со стороны образовательных учреждений, неэффективная воспитательная работа первичных агентов социализации.
Фактор риска способствующие вовлечению подростка в деструктивную субкультуру
Социально-культурные, политические и экономические преобразования, происходившие на рубеже веков, способствовали трансформации современного российского общества. Следствием этого стало изменение традиционных установок, норм, ориентаций, определяющих модели и стандарты поведения молодежи. Модификация ценностной парадигмы привела к нарушению механизмов социализации, идентификации, адаптации, неопределенности выбора жизненного маршрута и образовательной траектории представителями подрастающего поколения. Наблюдаемая в России аномия, проявляющаяся в разобщении и утрате нормативно-ценностных основ, важных для обеспечения социальной идентичности и сохранения внутренней солидарности, сопровождалась социально-культурными проблемами, которые впоследствии могут болезненно отразиться на уровне жизни молодежи и качестве человеческого капитала.
Мероприятия, связанные с переводом многих образовательных и досуговых учреждений на удаленный формат работы, ограничение свободы передвижения, сокращение социальных контактов, также не могли пройти бесследно для ментального здоровья подростков и молодежи. Произошло вынужденное сужение информационного пространства, в котором доминирующую роль стали играть Интернет и соцсети. Было подорвано доверие к национальным правительствам из-за непопулярных мер в период пандемии, влияющих на изменение образовательной траектории молодых людей, потерю ими рабочих мест. Всё это привело к понимаю необходимости разработки новой повестки, направленной на поддержку молодежи.
Если обратиться к классическому определению субкультуры, данному А.Я. Флиером, то она представляет собой в широком смысле: «…наиболее крупные сегменты целостных локальных культур (этнических, национальных, социальных), отличающихся определенной местной спецификой тех или иных черт (или комплексом черт)». Субкультура — это проявление внутриличностного конфликта между «Я-идеальным» и «Я-реальным». Между тем, что я собой представляю (индивидуальным), и тем, как меня видят и воспринимают другие (социальным). В социологической теории можно найти отождествление понятий «молодежная культура» и «субкультура». Она рассматривается как «относительно самостоятельная часть целостного образования культуры, проявляющаяся в самых разнообразных формах: внешности, одежде, поведении, ценностных пристрастиях, языке (в том числе и жаргонной речи) и т.п.».
Расцвет молодежных субкультур в России пришелся на 90-е годы XX века. Но до сегодняшнего дня они многообразны и продолжают привлекать представителей подрастающего поколения. Возрастной ценз молодежных субкультур приходится на период от 11 до 25 лет, когда происходит процесс становления жизненных ценностей и выработка стратегий. Однако, следует отметить, что свойственное подросткам и юношеству стремление объединяться в группы реализуется теперь во многом в Интернет-пространстве. На смену территориальным дворовым компаниям пришли многотысячные экстерриториальные группы в социальных сетях.
Включенность представителей молодежи и подростков в субкультуры сегодня носит фрагментарный характер по причине возрастающей гедонистической ориентации личности, открывшихся (благодаря соцсетям) возможностей менять «маски», «стили» при первом желании, не тратя на это много времени, денег, сил и энергии. Достаточно выбрать для себя ту или иную привлекательную с точки зрения содержательной концепции субкультуру и сменить аватарку на личной странице в соцсетях или создать фейковую страницу, указав вымышленное имя и заведомо фальшивые данные о себе. При имеющихся в настоящий момент возможностях Интернета кардинальная модификация внешнего вида, модели поведения в реальной жизни сегодня ресурсозатратна и уже не столь актуальна. Расширяются социальные границы. Те представители подрастающего поколения, которые в своем реальном окружении никогда бы не столкнулись с носителями модной субкультуры, в Интернет-пространстве легко попадают в ее сети, и соответственно, входят в зону риска .
Описанная ситуация может быть опасна тем, что в сочетании со снижением внешнего контроля в связи с переходом на дистанционный формат образовательного процесса, доступностью пропаганды различных идеологий на просторах глобальной сети, легким вовлечением несовершеннолетних в преступную деятельность, минимизируются возможности диагностики степени влияния и глубины проникновения молодого человека в ту или иную субкультуру. Особую опасность представляют деструктивные ее виды. В связи с этим актуальным становится вопрос поиска методов профилактики и
К так называемым факторам риска, способствующим вовлечению подростка в деструктивную субкультуру, относятся:
— эмоционально-личностные проблемы (комплекс неполноценности, неблагоприятное эмоциональное состояние, неустойчивость внутреннего мира, неуверенность в себе, переживание жизненной психотравмирующей ситуации, кризис подросткового и юношеского возраста);
— деструктивный стиль детско-родительского взаимодействия (невыполнение воспитательных функций со стороны родителей или законных представителей, авторитарный стиль воспитания, высокая степень зависимости молодого человека от мнения родителей, привлечение родителями ребенка для выяснения собственных отношений и пр.);
— низкий уровень материального благосостояния, неполная или многодетная семья;
— наличие «преемственности» в уголовной среде (судимость родителей или братьев/сестер, друзей);
— нарушение механизмов процесса социализации (нарушение взаимоотношений с социальным окружением, буллинг, отчуждение от первичных социально полезных групп, доминирующая реакция группирования со сверстниками в сочетании с конформизмом и пассивностью, девиация, дезадаптация, правовой инфантилизм и др.);
— заполненность досугового пространства неформальной, неорганизованной, стихийно возникающей активностью;
— отсутствие необходимой профилактической работы со стороны образовательных учреждений, неэффективная воспитательная работа первичных агентов социализации.