Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

"Факторы формирования общественного мнения" | Софья Александровна Халтурина. Работа №303724

Дата публикации:
Автор:
Описание:

На данном этапе развития Россия находится в неком висячем положении: она пережила «перестройку», постепенно становилась демократической, сейчас идет по пути новых реформ. И, как и в любой демократической стране, в России стало «развиваться» свободное (вышедшее из-под влияния партий, общественных традиций и т.д.) общественное мнение. И именно сейчас оно получило свою значимость. Формирование общественного мнения - это многогранный и многослойный процесс. Управление своим информационным полем становится необходимостью для любой организации, функционирующей в обществе, достигшем информационной ступени цивилизации. Изучение общественного мнения и проведения исследований сегодня стоит на первом плане.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Дзержинский педагогический колледж»

 

 

 

 

 

 

 

ПРОЕКТ

на тему: «Факторы формирования общественного мнения»

(учебная дисциплина: «Обществознание»)

студентки группы ПНК-2Б

Халтуриной Софьи Александровны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель проекта:

Политова Светлана Валерьевна

преподаватель обществознания

 

 

 

Дзержинск, 2022 год

 

 

Пояснительная записка

Проблема: проблемой исследования является формирование общественного мнения под влиянием средств массовой информации.

Актуальность темы: актуальность темы обусловлена тем что, на данном этапе развития Россия находится в неком висячем положении: она пережила «перестройку», постепенно становилась демократической, сейчас идет по пути новых реформ. И, как и в любой демократической стране, в России стало «развиваться» свободное (вышедшее из-под влияния партий, общественных традиций и т.д.) общественное мнение. И именно сейчас оно получило свою значимость. Формирование общественного мнения - это многогранный и многослойный процесс. Управление своим информационным полем становится необходимостью для любой организации, функционирующей в обществе, достигшем информационной ступени цивилизации. Изучение общественного мнения и проведения исследований сегодня стоит на первом плане.

Объект исследования: общественное мнение.

Предмет исследования: факторы формирования общественного мнения.

Цель исследования: выявить механизмы и способы формирования общественного мнения.

Задачи исследования:

Раскрыть сущность понятия

«общественное мнение»;

Выявить формирование механизмов общественного мнения;

Определить факторы, влияющие

на формирование общественного мнения;

Провести социально-психологический опрос по данной теме;

Ознакомиться с методам

и изучения общественного мнения.

Методы исследования: анализ, синтез, анкетирование, обобщение, систематизация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретическая часть

История появления термина «общественное мнение»

Предмет, объект и методы социологии пересекаются в общественном мнении. Это отличительная черта данной дисциплины: никакая другая наука не исследует общественное мнение населения так глубоко, масштабно и всесторонне, как социология.

Впервые термин "общественное мнение" прозвучал в 1159 г. в речи английского государственного деятеля и писателя Джона Солсбери, а общепринятым стал с конца XVIII в.

Общественное мнение – это специфическое проявление массового сознания, выражающееся в оценочных суждениях (устных и письменных) и массовых действиях (мирных и немирных). Оно характеризует явное (или скрытое) отношение больших социальных групп (в первую очередь большинства народа) к тем проблемам, которые представляют жизненные интересы людей, требуют безотлагательного решения и затрагивают коллективные условия существования населения. Общественное мнение может поддерживать или осуждать проводимые правительством реформы, отражая коллективную волю народа. Таким образом, общественное мнение проявляется сначала в суждениях, а затем в действиях.

В социологии сложилось несколько концепций общественного мнения.

1. Монистическая концепция: общественное мнение – это внутренне единое образование, мнение большинства народа, которое в силу этого обладает морально-политическим авторитетом и является истинным ("народ всегда прав").

2. Плюралистическая концепция: общественное мнение – это совокупность позиций различных социальных групп, обладающих разным процентным весом (у одной группы, или страты, – 23%, у другой – 8% и т.д.); единого общественного мнения не существует.

3. Синтетическая концепция: современные исследователи пытаются примирить крайние позиции, полагая, что вначале возникает несколько различных мнений относительно одного объекта, затем из их числа выделяется господствующее мнение, которое вскоре разделяют большинство людей. Или иначе: сегодня общественное мнение отражает позицию меньшинства, а завтра оно перерастает в мнение большинства, либо, наоборот, позиция большинства раскалывается на целый спектр мнений меньшинства (множественное общественное мнение).

Необходимо подчеркнуть, что общественное мнение выражает именно массовое, а не общественное сознание, и вот почему. Соотношение между общественным сознанием, ориентированным на устоявшиеся традиции, нравственные императивы, исторические особенности народа, и массовым сознанием, отражающим текущее состояние настроения, взглядов и предпочтений, такое же, как между ценностями общества, не подверженными влиянию моды и "злобы дня", и ценностными ориентациями, т.е. субъективным восприятием и интерпретацией нравственных идеалов касательно своих возможностей, интересов и выгоды.

Таким образом, общественное мнение отражает скорее (а) массовое сознание и (б) ценностные ориентации. Опрашивая людей на улице, по месту работы или дома, социолог получает моментальную картину общественного мнения, текущее состояние, сиюминутные настроения и отношения, которые могут быстро меняться. Изучение нравственных ценностей (в отличие от ценностных ориентаций) требует более глубоких методов.

Предназначение общественного мнения

Предназначение общественного мнения, как совокупности представлений, оценок и суждений здравого смысла, разделяемых большинством населения либо его частью, состоит в том, что оно, во-первых, должно говорить всем и обо всем, во-вторых, должно быть услышано всеми и всегда. Для этого важны две предпосылки: техническая и политическая. Наличие технических средств донесения мнения большинства до всего общества (радио, телевидение, Интернет) играет такую же важную роль, как и готовность политического режима предоставить людям свободу самовыражения. Только оба этих условия – и техническое, и политическое – способны сформировать общественное мнение как социальный институт.

Методы формирования общественного мнения 

Методами формирования общественного мнения являются внушение, убеждение, подражание. Оно может формироваться как стихийно, так и сознательно, т.е. в результате целенаправленного воздействия на население органов власти или политических партий.

Каналы общественного мнения 

Каналами общественного мнения выступают газеты, журналы, радио, телевидение, Интернет, устная пропаганда, политическая агитация, общение, слухи, сборы подписей, направления обращений граждан в СМИ, опросы и референдумы, альтернативные выборы с тайным голосованием, участие в деятельности законодательных и исполнительных органов власти, мирные собрания, пикеты, митинги, демонстрации, акции протеста, забастовки, голодовки, перекрытие автодорог, блокирование административных зданий, наконец, массовые беспорядки.

В современном мире основным каналом общественного мнения являются средства массовой информации. Между ними и общественным мнением существуют ассиметричные отношения: в то время как СМИ оказывают на общественное мнение огромное влияние, общественное мнение не способно влиять на них. СМИ часто служат рупором отдельной партии или группировки, печатают заказные или заведомо неправдоподобные материалы, добиваясь формирования общественного мнения в нужном для себя направлении.

Каналы выражения общественного мнения выполняют реальную функцию (помогают решить социальную проблему) или носят демонстративный характер (привлекают внимание к проблеме). Распространение общественного мнения подчиняется принципу самокомпенсации: в случае перекрытия одного канала информация устремляется по другим, более свободным или доступным. Происходит перераспределение потоков по оставшимся каналам.

Субъекты общественного мнения

Субъекты общественного мнения – отдельные личности, группы, партии, организации, классы, социальные общности и страты. Индивиды выступают субъектами в тех случаях, когда играют роль заговорщиков, организаторов массовых выступлений, творцов новых идей, заказчиков специфических газетных материалов, лидеров общественного мнения, вдохновителей общественных движений. Массы обычно играют роль простых агентов: реципиентов, носителей, распространителей, агитаторов. К лидерам общественного мнения причисляют наиболее известных представителей СМИ, членов выборных представительных органов, неформальных лидеров трудовых коллективов, государственных чиновников, политиков, экономистов, деятелей культуры и бизнесменов, политтехнологов, аналитиков и др.

Первыми лидерами коллективной воли являлись племенные вожди, которые могли противопоставить свою точку зрению мнению других общинников, были способны наилучшим образом сформулировать то, что желали народные массы, могли повлиять на общественное мнение в нужном направлении, мобилизовать его силы и возможности на решение социально значимых проблем (например, воспитание юношества в патриотическом духе), защитить существующие традиции и культовые ценности, сформировать позитивный фон для принятия решения в пользу объявления войны или принятия мира. В античные времена к ним относились фараоны и басилевсы, жрецы и архонты, короли и дворянство, сенаторы и риторы, банкиры и предприниматели, видные политики и ученые, выдающиеся писатели, актеры и художники.

Общественное мнение нельзя представлять как простую сумму тех частных мнений, которыми люди обмениваются в узком кругу семьи или друзей. Оно определяет поведение отдельных личностей, социальных групп, масс и государств потому, что носит интегративный характер, т.е. представляет собой концентрированное выражение коллективного разума, который имеет статус высшего авторитета. В этом заключается важная функция общественного мнения – выступать полномочным представителем солидарного коллективного сознания. Кроме того, общественное мнение обладает кумулятивным эффектом: первоначальная идея, по мере ее раскручивания, приобретает все большую эмоциональную силу и множит число сторонников. Достаточно небольшого первоначального толчка, роль которого может выполнить талантливый лидер общественного мнения.

Между рядовыми и нерядовыми субъектами общественного мнения существует глубокое противоречие по целям, мотивам, формам поведения и конечным результатам.

Участие в стихийном выражении общественного мнения для его субъектов служит формой проявления гражданской активности и/или гражданской позиции.

Участие в формировании общественного мнения его лидеров, в первую очередь институтов власти и партий, становится источником огромной прибыли.

Объектом общественного мнения 

Объектом общественного мнения служат конкретные темы, по которым высказывается или может быть высказана общая точка зрения. Чем сильнее объект затрагивает интересы людей, тем рельефнее проявляется общее мнение.

Историки установили, что в 1962 г. на решение Н. С. Хрущева вывезти ракеты с Кубы и выйти таким образом из кризиса повлияло общественное мнение советских людей. Население СССР очень боялось ядерной войны, и советский лидер знал, что в глубине души общество не поддерживает его авантюристические планы. Другой пример: правительство Пермского края приняло решение об уходе в отставку под влиянием общественного мнения в регионе после трагедии на пожаре в ночном клубе, когда в ночь на 5 декабря 2009 г. погибли 156 человек.

Общественное внимание европейцев и американцев в XX в. приковывали к себе такие явления, как эмансипация женщин, расизм и угнетение меньшинств. Общественное мнение, к которому не прислушивается власть, чаще всего принимает вид организованного социального движения. Пример: осуждение общественным мнением в России проекта переброски северных рек в конце 1980-х гг. Против монополии научных институтов, целых ведомств и "прикормленных" ими чиновников, получающих от проекта немалую выгоду, поднялась небольшая группа интеллигенции. После их поддержки телевидением и прессой возникло широкое общественное движение. Мнение большинства изменилось, и вскоре было принято государственное решение о приостановлении финансирования проекта.

Содержание общественного мнения 

Содержание общественного мнения составляют те оценки, которые разделяются большинством, даже если они не истинны. Критерий истинности применим к научным теориям, описывающим функционирование общественного мнения, но не к самому общественному мнению. При недостатке объективной информации у людей они компенсируют ее слухами или интуицией.

Сферы проявления общественного мнения – политика, право, нравственность, религия, наука, культура, социальная жизнь.

В современном мире общественное мнение имеет два состояния:

1) 

латентное

 (или потенциальное), т.е. невыраженное общественное мнение, которое формируется в узком кругу друзей и дальше кухонных разговоров не идет;

2) 

явное

 (или актуальное, реальное), т.е. публично высказанное через СМИ общественное мнение.

Первое состояние присуще авторитарным странам и закрытым обществам, в частности СССР, Кубе, Северной Корее, второе – демократическим странам и открытым обществам, в том числе странам Западной Европы.

Общественное мнение может быть спонтанным или хорошо спланированным, добровольным или принудительным.

Принудительным и спланированным общественное мнение было в годы советской власти, когда, к примеру, от Академии наук СССР требовалось осудить академика А. Д. Сахарова, а трудовым коллективам предлагалось поддержать очередную инициативу КПСС. Накануне голосования на общем собрании с учеными или рабочими со стороны партийного комитета проводилась разъяснительная работа, после чего можно было не опасаться за солидарное мнение коллектива.

Этапы формирования общественного мнения

Выделяют следующие этапы формирования общественного мнения.

1. 

Зарождение

: возникновение у людей широкого интереса к конкретной проблеме,

например

призыву в армию, и активный поиск информации.

2. 

Формирование

: в ходе обмена взглядами на интересующую людей проблему у них появляется чувство общности и, возможно, знакомство друг с другом; идет активная работа по поиску и сплочению единомышленников; выявляются доминирующие оценки, вокруг которых концентрируются основные силы.

3. 

Функционирование:

 доминирующее мнение узаконивается и способно выступать партнером (противником) властных инстанций и органов управления, которые ответственны за обострение проблемы (в нашем случае – с армейским командованием).

4. 

Спад:

 снижение массового интереса к проблеме. Это происходит по ряду причин:

– проблема стала неактуальной;

– решение проблемы невозможно;

– проблема решена;

– появилась новая проблема, ставшая фокусом внимания.

Для динамики общественного мнения меньше всего характерна линейная зависимость. Чаще всего проявляются две ее формы: скачкообразная и маятниковая. Обе они объясняются врожденной способностью общественного мнения чутко реагировать на текущие события и менять свой знак (с плюса на минус и наоборот) в короткий промежуток времени.

Так, в оценках армии в начале 1990-х гг. преобладали негативные тона, а в начале 2000-х – позитивные. За этот период усилилась роль армии в нашем обществе, а правительство стало уделять ей больше внимания.

Социальный институт общественного мнения

Как специфический социальный институт общественное мнение обладает определенными функциями. Выделяют следующие функции общественного мнения как социального института: оценочную, регулятивную, консультативную, контрольную, защитную, директивную. В качестве социального института общественное мнение консолидирует человеческую общность, наводит порядок благодаря демонстрации каждому индивиду, что такое общепринятые взгляды, как думают остальные граждане, как можно добиться согласия с ними, как сотрудничать и достигать общих целей. В результате мы можем утверждать, что общественное мнение несет в себе не только информационную составляющую, но и ценностную нагрузку. Оно показывает всему населению, какова иерархия ценностей, идеалов, оценок, моральных принципов в современном обществе, куда и к чему устремлено большинство людей. Общественное мнение может поощрять и наказывать под угрозой изоляции, т.е. принуждать людей к общей нормативному поведению и ценностному единству. Оно выполняет функцию механизма социальной интеграции посредством внутригруппового согласованного мнения.

Исторический смысл существования общественного мнения как социального института – организация и поддержание диалога власти и общества. Власть должна быть в курсе всего, о чем думают подданные, как они воспринимают, оценивают и готовы поддерживать реформы правительства, как граждане доверяют основным институтам общества; опросы должны улавливать неадекватные формы реакции на деятельность государства и т.д.

В авторитарных странах общественное мнение, как правило, остается эпизодическим событием общественной жизни и не превращается в социальный институт.

В демократических странах, где, во- первых, существует гражданское общество, т.е. не зависящая от государства сфера частных интересов, и, во-вторых, власть считается с позицией народа, общественное мнение становится постоянно действующим и весьма эффективным социальным институтом.

Таким образом, в демократическом обществе сложился и стабильно функционирует особый механизм реагирования на социально значимые проблемы путем высказывания по ним суждений заинтересованными слоями населения.

Общественное мнение выступает в роли института прямой демократии, особенно когда народ не устраивает деятельность представительных институтов. Население стремится выражать свое мнение напрямую, в митинговой форме, осуществляя таким способом давление на органы представительной власти. Вышедшие на улицу массы оказывают непосредственное давление на власть, создавая критические или кризисные ситуации. Публикуемые в СМИ разоблачительные материалы могут служить основанием для ротации управленческих кадров и смещения с постов лиц, нарушающих закон.

1. Мнение людей чувствительно к важным проблемам.

2. Необычные события могут временно колебать общественное мнение от одной крайности к другой.

3. На мнение сильнее действуют события, чем слова, если они не интерпретируются как события.

4. Заявления и действия значимы до тех пор, пока окончательное мнение не сформировалось или люди ждут подтверждения из надежного источника.

5. Общественное мнение не способно предвидеть кризис, оно может на него только реагировать.

6. В кризисной ситуации люди прислушиваются только к мнению своего лидера.

7. Если присутствует личный интерес, то мнение изменить трудно.

8. Важными характеристиками мнения являются направленность, интенсивность, широта и глубина.

9. Коллективное мнение, как и личное, всегда эмоционально окрашено.

10. Общественное мнение нельзя пробудить, если люди не почувствуют, что затронуты их жизненно важные интересы.

11. Люди лучше воспринимают и легче формируют мнение по отношению к целям, чем к методам их достижения.

12. Мнение не стабилизируется, пока не будет видна перспектива.

13. Когда мнение принадлежит незначительному большинству или когда оно не структурировано, то на его принятие влияет совершённое действие.

14. Протестное мнение слабее тогда, когда люди чувствуют, что участвуют в принятии ответственных решений.

15. Чем выше уровень образования граждан, тем чаще общественному мнению присущи трезвость и здравый смысл.

Другие специалисты дополняют список новыми положениями, в частности такими:

– на мнение людей наибольшее влияние оказывают сами события;

– обычная реакция общественного мнения требование что-то сделать;

– невозможно оценить правоту никакого мнения, личного или общественного.

Как объект социологического изучения общественное мнение характеризуется направленностью, интенсивностью, устойчивостью, распространенностью и достоверностью.

• Направление общественного мнения указывает его предрасположенность и выражается в ответах "да – нет – затрудняюсь сказать" на анкетные вопросы.

• Интенсивность показывает, насколько серьезно люди относятся к своему мнению, и измеряется шкалой значений "совершенно не согласен – скорее согласен, чем не согласен – затрудняюсь сказать – скорее не согласен, чем согласен – совершенно не согласен".

• Устойчивость показывает, как долго респонденты готовы придерживаться высказанного мнения. Она определяется минимум двумя наблюдениями в различные моменты времени.

• Распространенность характеризует долю населения, придерживающуюся данного мнения, определяется процентным распределением ответов респондентов.

• Достоверность – показатель подлинности полученной социологом информации. Она определяется специальными методическими приемами.

Социология очень широко изучает общественное мнение. Это ее основной предмет: анкетные опросы и интервью направлены в первую очередь на него, поэтому социологию часто отождествляют с изучением общественного мнения. Его исследуют двумя способами: либо опрашивают типичных граждан, а затем обобщают статистические данные, либо опрашивают не типичных, а самых активных субъектов. Сегодня социологи и политологи интересуются всем спектром мнений населения, в том числе узнают мнение людей накануне выборов и сразу же после них. Общественное мнение изучают, когда хотят знать рейтинг политического лидера и/или отдельной партии. Опрос общественного мнения проводят по любым общественно значимым событиям в жизни страны.

Социология общественного мнения

Социология общественного мнения  это отраслевое направление, изучающее закономерности возникновения и функционирования общественного мнения, его структуру и состав.

Социологическое обследование общественного мнения в нашей стране началось давно. В 1960 г. при газете "Комсомольская правда" начал работать Институт общественного мнения под руководством Б. А. Грушина. За первые два года существования Институт провел восемь всесоюзных опросов, используя различные модели выборки и методы сбора информации. В 1964 г. при ЦК ВЛКСМ создается группа социологических исследований под руководством В. Г. Васильева, после чего возникают исследовательские структуры более чем при 40 областных, краевых и республиканских комитетах комсомола. Широкое распространение получают опросы разных групп о досуговых занятиях, предпочитаемых способах проведения свободного времени, жизненных планах. По инициативе В. Э. Шляпентоха проводятся опросы читателей центральных газет по общенациональной (случайной) выборке. При обследовании читателей "Литературной газеты" с помощью почты было разослано 80 тыс. анкет, обратно по почте получено около 5 тыс. Институт конкретных социальных исследований в 1967 г. начал фундаментальное исследование "Общественное мнение" в г. Таганроге, которое продолжалось с некоторыми перерывами до начала нынешнего века. В начале 1980-х гг. в Институте социологических исследований АН СССР был создан Центр изучения общественного мнения. Серьезным шагом на пути к гласности в опросах общественного мнения стало советско-французское исследование, проведенное в 1987 г. (В. А. Мансуров). Впервые граждане СССР отвечали на вопросы об академике Сахарове, об отношении к войне в Афганистане, к антиалкогольной политике, высказывали суждения об изменениях, начавшихся в стране по инициативе М. С. Горбачева и получивших название "перестройка". В рамках исследовательского проекта "Барометр мира" (В. С. Коробейников) прошло несколько совместных с зарубежными коллегами опросов общественного мнения. Впоследствии этот общеевропейский проект с российской стороны возглавила Е. Башкирова.

В декабре 1987 г. при Министерстве труда СССР и ВЦСПС был создан Всесоюзный центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) во главе с Т. И. Заславской. Ее заместителями стали Б. А. Грушин и Ю. А. Левада (впоследствии директор ВЦИОМ). Было сформировано несколько сетей интервьюеров на базе региональных опросных структур и областных и региональных партийных школ, связанных с Академией общественных наук при ЦК КПСС. Созданная ранее сеть интервьюеров продолжает работать и сегодня. Свою сеть имело Центральное статистическое управление (ЦСУ) при Совете Министров СССР, часто проводившее обследования совместно с ИСИ АН СССР. Периодически проводились опросы республиканскими и областными комитетами по радио- и телевещанию. Их методологическим центром становится социологическая служба Всесоюзного телевидения. Аналогично и Минвуз СССР создал сеть интервьюеров для опроса студентов. В первой половине 1990-х гг. возникло множество новых опросных центров, в том числе Фонд "Общественное мнение" (А. А. Ослон, E. С. Петренко), Служба изучения общественного мнения "Vox Populi" профессора Б. А. Грушина и др. Исследования общественного мнения все чаще проводятся в мониторинговом режиме. Тематика опросов, проводимых столичными и региональными службами, становится шире: от повседневного потребления товаров и услуг до отношения к властям, политических и электоральных ориентаций.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Практическая часть

Человек – это социальное существо, которое с самого детства находится в тесном контакте с обществом. Благодаря окружающим, мы растем и развиваемся, впитывая в себя опыт общения. Слишком сильное влияние общества на личность может вызвать массу комплексов и страхов. Допускать этого нельзя. Каждый из нас знает элементарные правила поведения в общественных местах, и мы придерживаемся их.

Есть отдельные личности, которым все равно на то, что подумают о них люди. Третья категория очень боится общественного мнения и строит свою жизнь так, чтобы не вызвать интерес у общества. Это прямая зависимость от общественного мнения, избыток которой негативно отражается на повседневной жизни. Поэтому я решила провести тестирование в своей группе и узнать кто наиболее и менее зависим от общественного мнения.

Анкета «Степень зависимости человека от общественного мнения»

(Тест прилагается в приложении)

В результате проведенного анкетирования выяснилось, что из 24 опрошенных одногруппниц:

лишь 7 человек обладают сильным характером;

12 человек имеют свое мнение, но при этом постоянно прислушиваются к окружающим;

5 человек полностью зависят от общественного мнения.

Вывод: атмосфера среди однгруппниц в целом удовлетворительная.

Количество одногруппниц не имеющих свое мнение не превышает 20%.

Заключение

Общественное мнение складывается из широко распространенной информации, например, мнений, сплетен, убеждений, идеологий, а также из сплетен, слухов, заблуждений.

В формировании общественного мнения большую роль играют средства массовой информации (СМИ): телевидение, радиовещание, печатные издания (пресса).

Существенно возрастает влияние электронных средств Социальных сетей, блогов, твиттера, youtube видео каналов, интернет форумов.

На общественное мнение влияют мнения людей, признаваемых обществом авторитетными и компетентными, личный опыт людей.

Инструментами воздействия на общественное мнение со стороны государства являются пропаганда и цензура.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

https://otherreferats.allbest.ru/sociology/00010021_0.html

https://www.prodlenka.org/publikacii-uchaschihsja/issledovatelskie-raboty/6189-vliyanie-smi-na-formirovanie-obschestvennogo-mneniya?task=download

https://bobych.ru/referat/72/17383/1.html

https://studme.org/74304/sotsiologiya/obschestvennoe_mnenie

https://www.bestreferat.ru/referat-162275.html

https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=604059

https://referat.co/doklad/747648-filosofiya-obschestvennoe-mnenie/read

https://onona.online/psihologiya/obshhestvennoe-mnenie

https://bigenc.ru/philosophy/text/2675445

https://intuit.ru/studies/courses/2296/596/lecture/21192

https://infopedia.su/1xc6a.html

https://gtmarket.ru/concepts/7106

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Анкета на тему «Степень зависимости человека от общественного мнения».

Ответ ДА — 1 балл, НЕТ — 0.

Вопросы:

Когда рядом со мной кто-то шепчется или хихикает за спиной, я напрягаюсь: вдруг это в мою сторону?

Если никто не поддерживает мою инициативу, у меня опускаются руки.

Как сапёр, я боюсь допустить роковую ошибку, сделать что-то не так, подолгу принимаю решения.

Иногда мне сложно отличить свои чувства от чувств другого человека.

Когда «что-то пошло не так», я чувствую вину и ответственность за происходящее.

Я хочу вызывать только одобрение окружающих своими поступками и мыслями, 

мне важно быть хорошей девочкой

!

Когда мне плохо, я делаю вид, что все ОК и улыбаюсь в 32 зуба. Ноу проблем, Хьюстон!

Необоснованная критика мгновенно выбивает меня из колеи и заставляет оправдываться (вслух или про себя).

Я стараюсь угодить людям, иногда даже в ущерб себе.

Я веду бесконечные диалоги в голове и прокручиваю негативные сценарии (из прошлого или представляю будущее).

Я часто позволяю другим определять мои желания и потребности.

Я стараюсь 

заслужить

 любовь. Если я нужна и полезна — значит, достойна хорошего отношения.

Чтобы добиться своего, манипулирую эмоциями (слезы, упреки, угрозы).

Регулярно разочаровываюсь в людях, они часто не оправдывают моих ожиданий.

*****

Теперь подсчитайте баллы и посмотрите, что у вас получилось.

0 баллов: «КРЕМЕНЬ»

У вас сильный характер. Вы максимально независимы и беспристрастны, в общем довольны жизнью и легко общаетесь с окружающими. Скорее всего, с вашим мнением считаются и в семье, и на работе. Постарайтесь никому его не навязывать, ведь у каждого из нас свои ценности, убеждения и взгляды на жизнь.

1 — 3 балла: «НА ГРАНИ»

«Батюшки, что обо мне скажут?», — переживаете вы, потому что не в курсе: по статистике мало кто думает о нас больше 3 секунд.

Вы критически относитесь ко всему, имеете свое мнение, но при этом постоянно прислушиваетесь к окружающим. Пережевываете прошлое, гадаете о будущем, буксуете и долго не можете сдвинуться с мертвой точки. Часто сомневаетесь в своих решениях, склонны к мнительности, из-за чего упускаете классные возможности прямо у себя из-под носа. В общем, сами себе устраиваете проблемы. 

Скорее всего, это связано с заниженной самооценкой, вашим перфекционизмом,

внутренним критиком или синдромом самозванца. Попробуйте самостоятельно проработать эти моменты с помощью специальных упражнений.

4 — 8 баллов: «ФЛЮГЕР»

Высокая степень зависимости от окружающих: «Куда ветер подует — туда и я».

Девушка-флюгер может быть очень дипломатичной, неконфликтной, милой, за что ее не только ценят, но и… Любят использовать. Часто флюгер отмалчивается, принимает позицию большинства, а потом жалуется, что все не так, как она хотела. Она по триста раз прокручивает мысли и в итоге делает так, чтобы всем было хорошо, комфортно, приятно. Всем, но не ей.

Она совершает поступки с оглядкой на социум и живет НЕ СВОЕЙ жизнью. Ее вытеснили чужие эмоции, чувства и проблемы. Девушка-флюгер гипер заботлива по отношению к людям, при этом редко вспоминает о личных желаниях и потребностях. Чаще всего это происходит тогда, когда рак на горе свистнет (в случае крайней необходимости). В результате она испытывает острую неудовлетворенность от жизни, постоянное внутреннее напряжение и повышенную тревожность.

Такими людьми можно манипулировать, легко убедить в чем угодно и сделать частью толпы. Сегодня вы веган, завтра — сыроед, послезавтра — борец за права голубых китов, а через неделю — феминистка. Как следствие, таким людям крайне сложно найти себя и реализоваться.

Основные причины зависимости от чужого мнения:

Причина №1. Не определена собственная система ценностей.

У вас нет внутренней опоры, фундамента, источника смысла и энергии в жизни. Вы не понимаете, что важно вам, а что — навязано обществом. Как обнаружить свои истинные ценности и отделить их от навязанных? Задумайтесь:

Без чего моя жизнь будет пустой?

О чем я постоянно ищу информацию, читаю статьи и книги, что общего в этом?

Что передалось мне от родителей, что для них было важно и какой пример они мне подавали? (не навязывали, а показывали в виде собственного удачного примера?)

Какие люди больше всего меня привлекают? Что в них общего?

Что дает мне вдохновение и энергию, без чего мой день теряет свой смысл и прелесть?

Это только часть вопросов, которые помогут вам выявить базовые ценности. На «Порядке в голове» и «Успеваю все» мы посвящаем разбору этой темы достаточно много времени.

Причина №2. Нет крепкого внутреннего стержня.

У вас нет правильной связки между Внутренним Ребенком, Амбициозным Подростком и Зрелым Взрослым (это три части здоровой личности, которые в идеале должны взаимодействовать и шагать в одну сторону). А ваша троица похожа на Лебедя, Рака и Щуку. Все трое на своей волне и каждый хочет разного. Ребенок — развлекаться, подросток — самоутверждаться, взрослый — лежать на диване.

А ведь от вашей внутренней целостности зависит и ваша реализованность! Только когда в голове у вас полный порядок, а троица Ребенок-Подросток-Взрослый не тянут каждый на себя одеяло, естественно и легко приходит ответ о том, в какой сфере вы можете реализоваться. При этом зависимость от чужого мнения просто сходит на нет.

Сильный внутренний стержень = цельная личность = 100% самореализация.

Отсутствие внутреннего стержня = внутренний раздрай = «Без понятия, в чем мое предназначение».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×