ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА | Алейникова Елена Ивановна. Работа №317464. Номер работы: №317464
В данной статье анализируются интерактивные подходы к подготовке и ведению практических занятий по профессиональному модулю « Реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента» специальности 33.02.01 Фармация. Определены факторы, способствующие совершенствованию учебно-познавательного процесса. Рассматривается определение понятия «интерактивное обучение». Представлены различные интерактивные формы учебно-познавательного процесса. Установлено, что интерактивное обучение расширяет спектр образовательных возможностей.
ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Алейникова Елена Ивановна
Преподаватель профессионального модуля
специальности 33.02.01 Фармация
ГБПОУ «Армавирский медицинский колледж»
В данной статье анализируются интерактивные подходы к подготовке и ведению практических занятий по профессиональному модулю « Реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента» специальности 33.02.01 Фармация. Определены факторы, способствующие совершенствованию учебно-познавательного процесса. Рассматривается определение понятия «интерактивное обучение». Представлены различные интерактивные формы учебно-познавательного процесса. Установлено, что интерактивное обучение расширяет спектр образовательных возможностей.
Введение:
Интерактивность (от англ. Interaction - «взаимодействие») - понятие, раскрывающее характер и степень взаимодействия между объектами. Это принцип организации системы, при котором цель достигается информационным обменом элементов этой системы. Следовательно, сущность интерактивных методов обучения заключается в том, что обучение происходит во взаимодействии студентов между собой и с преподавателем.
Отличительной чертой нашего столетия является бурное развитие науки и наукоемких технологий. Вследствие этого обучающиеся должны быть осведомлены о самых современных достижениях медицинской науки и фармации. В настоящее время – время жесткой конкуренции на фармацевтическом рынке, как никогда выпускникам СПО необходимо обладать профессиональными навыками и умениями для успешной конкуренции на рынке труда. Внедрение методики обучения на так называемых «Виртуальных тренажерах» - новый путь организации практических занятий для знакомства обучающихся с современными фармацевтическими маркетинговыми технологиями.
Цель внедрения интерактивных методов обучения: улучшить усвояемость и качество получаемых знаний у студентов 2-3-4 курса в процессе обучения на практических занятиях по ПМ 01 МДК 0102 Отпуск лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента.
Задачи:
1. Пробуждение у обучающихся интереса к получению новых знаний и формированию профессиональных умений;
2. Более качественное усвоение учебного материала;
3. Самостоятельный поиск решения поставленной ситуационной задачи;
4. Установление коллегиального взаимодействия между студентами (формирование отношений у обучающихся, способность выражать мнение, формирование профессиональных навыков).
Материалы и методы:
В учебном процессе на отделении Фармации широко используются игровые и неигровые методы обучения. Для решения воспитательных и учебных задач преподавателями используются следующие интерактивные формы: ролевые игры, (сase-study) решение ситуационных задач, круглый стол (участие в групповых дискуссиях), демонстрация и обсуждение видематериалов .
В рамках тренинговых технологий (виртуальный тренажер) используется специально оборудованный обучающий центр «Аптека». Студент получает возможность погрузиться в атмосферу своей будущей профессиональной деятельности, подробно рассмотреть техническое устройство торгового зала аптеки, ознакомиться с его деталями, а также выполнить ограниченный набор действий, связанных с приемкой, разборкой аптечных товаров и размещением их по местам хранения в соответствии с НД.
Результаты:
В ролевых играх студенты-фармацевты выступают в роли покупателей и в роли фармацевтов обслуживающих их за первым столом, что позволяет развивать логическое мышление, применять индивидуальный подход к каждому типу покупателя и заострять внимание на ведущих симптомах при различных заболеваниях при консультировании и отпуске безрецептурных препаратов. Причем в ролевых играх студенты сталкиваются с реальными конфликтными ситуациями, учатся работать с возражениями покупателей. Студенты учатся алгоритму обслуживания покупателей, состоящему из нескольких этапов, методике активного слушания, алгоритму обслуживания на кассе, и работе с возражениями. При отпуске и консультировании покупателей по безрецептурным препаратам учатся объективно оценивать их состояние и не превышать полномочий своих компетенции. Одним из ключевых навыков будущего фармацевта является адекватная оценка жалоб покупателя, ведь в некоторых случаях покупатель нуждается в оказании врачебной помощи и откладывание визита к врачу может привести к ухудшению состояния потребителя, в такой ситуации лекарственная помощь должна идти параллельно с оказанием медицинской помощи. Студент должен четко ориентироваться в показаниях и противопоказаниях к назначению препаратов, оценивать желательные и не желательные лекарственные комбинации.
В ролевых играх студенты опираются не только на учебно-методическую литературу, но и на практические рекомендации по освоению приемов маркетинга и мерчандайзинга при отпуске ЛП и товаров аптечного ассортимента.
При решении ситуационных задач студенты учатся вычленять ведущие жалобы потребителей, группировать их сочетания, на основании полученной информации формировать предложения по препаратам для потребителя, четко понимая, что это касается только безрецептурных препаратов и товаров аптечного ассортимента.
Спектр отрабатываемых в учебной « Аптеке» навыков включает в себя: способность ориентироваться в многообразии товаров на фармацевтическом рынке, особенностях их размещения в торговом зале аптеки и по местам хранения за прилавком. Отработка навыков общения с потребителями разных психологических групп, навыков выделения из той информации, которую предоставил потребитель, главной информации определяющей его ту или иную потребность в лекарственной помощи.
Основными достоинствами тренажера «Аптека», является возможность, моделировать в процессе тренировки реальные ситуации частично погружаясь в профессиональную деятельность. В комплект тренажера «Аптека» входят пристенные прилавки и шкафы с открытыми и закрытыми полками, в середине зала расположена витрина «Остров», оборудовано два рабочих места фармацевта для отпуска рецептурных и безрецептурных товаров. Существует возможность моделирования основных стандартных операционных процедур характерных для работы аптеки готовых лекарственных форм.
Выводы:
Таким образом, применение интерактивных методов обучения позволяет заинтересовать студентов, включить их в процесс получения знаний, а следовательно - улучшить усвояемость учебного материала.
Деловая игра способствует развитию основных навыков профессии «фармацевт»; применения полученных знаний и умений в решении практических ситуаций в повседневной трудовой деятельности.
При решении ситуационных задач обучаемый становится полноправным участником процесса восприятия, его опыт служит основным источником учебного познания. Преподаватель не даёт готовых знаний, но побуждает обучаемых к самостоятельному поиску. Ситуационные задачи помогают отрешиться от «книжного описания», а в конкретном индивидуальном случае успешно применить знания, полученные из учебников и лекций.
Участие в групповых дискуссиях помогает вести студентов к обобщению, развивать самостоятельность их мысли, учиться выделить главное в учебном материале, развить речь и многое другое.
Тренажер «Аптека» является достаточно эффективным и при этом доступным средством обучения фармацевтов, а также, для необходим для знакомства студентов с современным аптечным оборудованием. Надеемся, что применяемый нами подход найдет широкое применение в процессе обучения студентов специальности Фармация СПО
Библиографический список:
1. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения. – 4-е изд., стер. – М.– 2008. – 176 с.
2. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия». – 2009. – 192 с.
3. Солодухина, О.А. Классификация инновационных процессов в образовании // Среднее профессиональное образование. – 2011. - № 10. – С.12 -13.