Факторы, влияющие на решение проблем в инклюзивном образовании | Гадян Марианна Эдвардовна . Работа №310085
Статья предназначена для рассмотрения актуальных на сегодняшний день проблем основополагающего принципа инклюзивной школы, где все дети должны учиться вместе, независимо от возможных трудностей или различий. Цель исследования – определить основную концепцию инклюзивной школы выяснить проблемы внедрения инклюзии в систему образования и установить стратегии решения этих проблем.
Актуальность настоящей статьи обусловлена тем, что инклюзивное образование – наиболее передовая система обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, основанная на совместном обучении здоровых детей и детей-инвалидов. Инклюзивное образование является специально организованнымобразовательным процессом, обеспечивающимребенку с ограниченными возможностями здоровья обучение в среде сверстников в общеобразовательном учреждении по стандартным программам с учетом его особых образовательных потребностей. Главное в инклюзивном образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья – получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками
М. Э. Гадян
ФАКТОРЫ ВЛИЯЮЩИЕ НА РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация: Статья предназначена для рассмотрения актуальных на сегодняшний день проблем основополагающего принципа инклюзивной школы, где все дети должны учиться вместе, независимо от возможных трудностей или различий. Цель исследования – определить основную концепцию инклюзивной школы выяснить проблемы внедрения инклюзии в систему образования и установить стратегии решения этих проблем.
Ключевые слова: инклюзивное образование, дети с ограниченными возможностями, инклюзия, инвалиды.
M.E. Gadyan
INCLUSIVE EDUCATION: PROBLEMS AND SOLUTIONS
Summary: The article is intended to address the current problems of the fundamental principle of an inclusive school, where all children should study together, regardless of possible difficulties or differences. The purpose of the study is to determine the basic concept of an inclusive school, to find out the problems of introducing inclusion into the education system and to establish strategies for solving these problems.
Key words: inclusive education, children with disabilities, inclusion, disabled people.
Актуальность настоящей статьи обусловлена тем, что инклюзивное образование – наиболее передовая система обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, основанная на совместном обучении здоровых детей и детей-инвалидов. Инклюзивное образование является специально организованным образовательным процессом, обеспечивающим ребенку с ограниченными возможностями здоровья обучение в среде сверстников в общеобразовательном учреждении по стандартным программам с учетом его особых образовательных потребностей. Главное в инклюзивном образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья – получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками [1].
По статистическим данным Министерства образования РФ число детей с ОВЗ увеличивается на пять процентов ежегодно. К ним относятся: дети с диагнозом ДЦП (детский церебральный паралич), с комплексными нарушениями психофизического развития, со сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые, дети с умственной отсталостью), с нарушением речи (логопаты), аутистическим спектром.
В современной мировой педагогической практике в течение нескольких десятилетий развивается инклюзивный подход. Дети с ограниченными возможностями здоровья включаются в общеобразовательные классы школ и группы детских садов вместе с обычными сверстниками. Инклюзивный принцип позволяет предоставлять образовательные услуги для любых категорий воспитанников, часто является единственным способом получения образования для детей с нарушениями в развитии.
Инклюзивное, или включающее образование базируется на том, что все дети, независимо от их физических, интеллектуальных или же других особенностях, внедряются в общую систему образования и проходят обучение совместно со своими сверстниками по месту жительства в массовой общеобразовательной школе, которая учитывает их особые образовательные потребности [3].
Как известно, каждый одиннадцатый житель России имеет ту или иную форму инвалидности: люди с особенностями физического, психического или интеллектуального развития различной степени: врожденные или приобретенные в течение жизни нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, состояния психики, умственного развития.
В более широком смысле инклюзивное образование содержит в себе не только отрасль образования, но и весь спектр общественных отношений: труд, общение, развлечения. Везде должна быть создана доступная и доброжелательная атмосфера, преодолены барьеры среды и общественного сознания.
В современном мире мы часто сталкиваемся с рядом проблем, касающихся инклюзивного образования. К таким проблемам можно отнести то, что в России образовательные услуги для детей с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно ограничены, в небольших городах и селах дети-инвалиды нередко остаются вне системы образования по сугубо экономическим причинам. Здесь традиционной формой обучения детей-инвалидов остаются специальные (коррекционные) образовательные учреждения [4].
Значительная часть трудностей в обучении и воспитании детей-инвалидов связана с острым дефицитом квалифицированных кадров – коррекционных педагогов (педагогов-дефектологов), психологов, воспитателей и социальных педагогов, недостаточным уровнем их подготовки. Важно отметить то, что большинство студентов, которые заканчивают дефектологических факультетов не идут работать в специальные (коррекционные) образовательные учреждения из-за низкой зарплаты и непрестижности профессии учителя-дефектолога.
Развитию инклюзивного образования препятствует отсутствие необходимого материально-технического обеспечения школ. Особое место среди проблем детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата занимают трудности доступа к учреждениям образования и здравоохранения, жилым зданиям и транспорту, спортивным и культурным учреждениям, что делает их жизнь фактически изолированной от общества.
К сожалению, в России до сих пор не создана единая система раннего выявления отклонений в развитии детей и ранней коррекционно-педагогической помощи. Немаловажную роль имеет в тот факт, что большинство учителей и директоров школ мало знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей с ограниченными возможностями в процесс обучения в обычных классах [2].
На сегодняшний день существует ряд факторов, соблюдая которые инклюзивное образование будет успешно реализованным:
1. Большое значение должно придаваться инклюзивному воспитанию. Инклюзивное воспитание – это управление индивидуальным развитием личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья в воспитательном пространстве, среде, воспитательной системе образовательной организации.
2. Оказание ранней коррекционной помощи детям с особенными педагогическими потребностями в детском саду.
3.Составить такую структуру учебной программы, чтобы она была наиболее мобильной, а разнообразие образовательных методик позволяло удовлетворить потребности всех учеников и воспитанников.
4. Обеспечить физический доступ учеников с ограниченными возможностями здоровья в школы: транспорт, пандусы, подъемники.
5. Сформировать у обучающихся положительное отношение к обучению. Ученик выступает в качестве главного условия личного роста, способствующего преодолению негативных особенностей эмоционально-личностной сферы и благодаря включению в успешные виды деятельности.
6. Организовать систему эффективного психолого-педагогического сопровождения образовательного и воспитательного процесса путем взаимодействия диагностико-консультативной, коррекционно-развивающей, лечебно-профилактической, социально-трудовой деятельности. Начиная с детского сада.
7. Формирование толерантного пространства детей, родителей, персонала и социального окружения.
8. Реструктурировать методики работы в школе таким образом, чтобы она могла полностью отвечать разнообразным потребностям всех учеников, проживающих рядом со школой [5].
Таким образом, инклюзия представляет собой процесс развития предельно доступного образования и воспитания для каждого в доступных школах и образовательных учреждениях, формирование процессов обучения и воспитания с постановкой адекватных целей всех детей, процесс ликвидации различных барьеров для наибольшей поддержки каждого ребёнка и максимального раскрытия его потенциала [6].
Забота каждого гражданина понять и признать эти изменения. Изменить это отношения можно, только если начать с собственного сознания и правильного воспитания своих детей, изменения мышления всего общества.
Литература
1. Алехина С.В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании: инклюзивный подход и сопровождение семьи в современном образовании. М., 2014. 155 с.
2. Банч. Г. 10 ключевых пунктов успешной инклюзии. Аутизм и нарушения развития. М., 2015. 67 с.
3. Банч Г. Включающее образование. Как добиться успеха? Основные стратегические подходы к работе в интегративном классе. М.: Прометей, 2005. 290 с.
4. Битова А.Л. Особый ребенок: исследования и опыт помощи, проблемы интеграции и социализации. М., 2016. 140 с.
5. Блинов, В. И. Практическая подготовка будущих учителей: прагматика перспективы. М.: ИОО МОН РФ, 2004. 202 с.
6. Григорьева Г. Ф. Дети должны учиться вместе. М.: Национальные проекты. 2009. 71с.