Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 18.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

ФЭМП через сказки и истории: использование литературных героев в обучении счёту | Рахмангулова Ирина Ринатовна. Работа №351008

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация.  Обучение младших дошкольников основам счёта и развитию математического мышления требует использования доступных и интересных методов. Одним из таких эффективных средств является интеграция математических понятий в сказки и истории. В статье рассматривается использование литературных героев как инструмента для формирования представлений о числе и счёте у детей младшей группы. Особое внимание уделяется тому, как персонажи сказок и историй могут стать помощниками воспитателя в процессе обучения, делать его увлекательным и доступным для маленьких детей.

Ключевые слова: ФЭМП, сказки, истории, счёт, дошкольники, литературные герои, математическое развитие, младшая группа.

ФЭМП ЧЕРЕЗ СКАЗКИ И ИСТОРИИ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ГЕРОЕВ В ОБУЧЕНИИ СЧЁТУ

Рахмангулова Ирина Ринатовна, воспитатель

МБДОУ Детский сад №15, Республика Башкортостан, г. Уфа

Аннотация. Обучение младших дошкольников основам счёта и развитию математического мышления требует использования доступных и интересных методов. Одним из таких эффективных средств является интеграция математических понятий в сказки и истории. В статье рассматривается использование литературных героев как инструмента для формирования представлений о числе и счёте у детей младшей группы. Особое внимание уделяется тому, как персонажи сказок и историй могут стать помощниками воспитателя в процессе обучения, делать его увлекательным и доступным для маленьких детей.

Ключевые слова: ФЭМП, сказки, истории, счёт, дошкольники, литературные герои, математическое развитие, младшая группа.

Важнейшая задача воспитания в дошкольном возрасте — это формирование основ математического мышления у детей. В частности, младшие дошкольники начинают знакомиться с такими понятиями, как количество, счёт, сравнение чисел. Однако освоение этих понятий может быть сложным для детей, если подходить к обучению исключительно через абстрактные задания и упражнения. Поэтому одним из эффективных методов обучения является использование сказок и историй, которые увлекают детей, помогают им легко и с интересом осваивать новые знания.

1. Роль сказок и историй в обучении счёту

Сказки и истории являются важным инструментом в развитии детей. Они могут не только познакомить малыша с миром нравственных ценностей, но и служить отличным средством для развития математических навыков. Литературные герои, с которыми дети знакомятся в процессе чтения, становятся близкими и понятными персонажами. Через их действия, приключения, взаимодействие дети учат важнейшие математические понятия.

Для младших дошкольников, которые только начинают осваивать основы счёта, сказки могут стать своего рода "мостиком" между абстрактными числами и реальным миром. В истории всегда есть герои, которые действуют в определённой последовательности, делают выборы, решают задачи, и в этом контексте ребёнок учится считать, сравнивать, выделять одинаковые или разные предметы, группировать их.

2. Примеры сказок для обучения счёту

Использование сказок для обучения счёту требует внимательного подхода к выбору произведений, которые не только увлекательны, но и содержат элементы, способствующие развитию математических навыков.

Сказка «Три медведя». Это классическая русская народная сказка, в которой прекрасно можно использовать элементы счёта. Например, когда нужно подсчитать, сколько всего медведей, сколько у каждого из них предметов (тарелок, ложек и т.д.), дети учат считать до трёх, а затем могут попробовать посчитать и другие предметы. Важно, что сказка даёт возможность работать с числом 3, а также учит детей запомнить последовательность действий.

Сказка «Репка». В этой сказке легко прослеживается принцип счёта по возрастанию: сначала дед, потом бабка, потом внучка, затем собачка, кошка и мышка. Каждый новый персонаж присоединяется к тянущей репке, и дети могут научиться считать, добавляя всё новые и новые элементы. Эта сказка помогает детям осваивать не только счёт, но и навыки группировки.

Сказка «Колобок». История о том, как колобок катился по лесу и встречал различных животных, позволяет детям не только научиться счёту, но и развивать внимание, память. В процессе обсуждения сказки можно просить детей сосчитать, сколько животных встретил колобок, или предложить задание: сколько шагов он сделал, чтобы встретить каждого нового героя.

3. Методика работы с детьми через сказки

Для того чтобы обучение через сказки было максимально эффективным, воспитатель должен использовать различные методы, которые способствуют лучшему усвоению математических понятий.

1. Визуализация. Важно, чтобы дети не только слушали сказку, но и видели предметы, о которых идет речь. Например, можно использовать игрушки или картинки, чтобы иллюстрировать количество объектов в сказке. На примере сказки о «Трёх медведях» воспитатель может показать три чашки, три ложки и т.д., чтобы дети закрепляли понятие количества.

2. Повторение и закрепление. После прочтения сказки можно повторно пройтись по ключевым моментам, которые связаны с числом и счётом. Например, после «Репки» воспитатель может предложить детям посчитать, сколько раз каждый персонаж тянул репку, и кто следующий присоединился к этому действию.

3. Инсценировка. Ребёнок лучше усваивает материал через активное участие в процессе. Проведение инсценировок и ролевых игр по мотивам сказок помогает детям развить не только математические навыки, но и социальные: умение работать в группе, следовать указаниям, принимать решения.

4. Игровые элементы. Важно, чтобы процесс обучения был увлекательным и игривым. Например, после прочтения сказки можно предложить детям игру, в которой они должны будут "собрать" все предметы, упомянутые в сказке, посчитать их, а затем распределить по категориям.

4. Литературные герои как помощники в обучении

Использование литературных героев в качестве помощников в обучении счёту способствует не только развитию математических навыков, но и формированию у детей положительных качеств. Герои сказок учат детей быть внимательными, справедливыми, любознательными и готовыми к совместной деятельности. Они показывают на примере, как важно понимать числа и их взаимосвязь, а также принимать участие в решении задач, что делает обучение более значимым и полезным.

Использование сказок и историй в обучении счёту является эффективным и увлекательным методом для младших дошкольников. Литературные герои помогают детям легко воспринимать и осваивать основные математические понятия, превращая обучение в интересную и увлекательную игру. Важно, чтобы воспитатель правильно выбирал сказки, разрабатывал методы работы с детьми, делая процесс обучения живым, доступным и ярким.

Список литературы

Исаева-ахмедова З. З. Особенности обучения математике в детском саду // Обучение и воспитание: методики и практика. 2016. №27. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-obucheniya-matematike-v-detskom-sadu

Улендеева Н. И. Формирование общеучебных умений младших школьников средствами математики и языка // Известия Самарского научного центра РАН. 2009. №4-5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-obscheuchebnyh-umeniy-mladshih-shkolnikov-sredstvami-matematiki-i-yazyka

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×