Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 16.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

"Феномен "чайлдфри" в современном обществе и его влияние на институт семьи" | Головащук Дарья Ростиславовна. Работа №267017

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Головащук Дарья Ростиславовна
В данной статье читатель узнает о зарождении "чайлдфри" и  степени изученности данного феномена.

Благодаря приведённой статистике, читатель сможет узнать об участившихся причинах отказа от деторождения в современном мире.

Статья является ознакомительной! Не расценивать как призыв к действию. 

 

Феномен «чайлдфри» в современном обществе и его влияние на институт семьи

Быстрое развитие современного мира вызывает изменения во всех сферах жизни и на всех уровнях социальных институций. Наиболее ярко эти изменения проявляются в семейно-брачных отношениях. На микроуровне семья отражает все тенденции макроцессов общества, одной из которых является стремление к бездетности.

Чайлдфри – это общественное движение, зародившееся на Западе и получившее свое распространение с 1980-х гг. Там понятие «чайлдфри» рассматривается в двух значениях:

Люди, которые не могут иметь детей по причине бесплодия;

Те, кто заявляет,

что отсутствие детей — это их свободный и обдуманный выбор.

Для России характерно понимание «чайлдфри» только во втором значении. Важно уточнить и то, что на сегодняшний день, данная тема в нашей стране практически не проработана.

Вся проблема состоит в том, что бездетности по медицинским показаниям уделяется достаточное внимание как на уровне медицины, так и в аспекте социальной и демографической политики. Но бездетность, которая не обусловлена медицинскими факторами, остается намного менее изученным вопросом, что может свидетельствовать о социальном табуировании этой проблемы. Ведь отечественные исследователи в данном феномене видят лишь угрозу для семейно-брачных отношений и для демографии. Так, Е.Н. Новоселова проводя критический анализ феномена добровольной бездетности, считает данное явление угрозой безопасности страны.

Но, данный феномен плохо изучен не только в России, но и например, во Франции, которая имеет лишь одну статью, основанную на статистических данных и одно качественное исследование, результаты которого пока не опубликованы. В Израиле вышла первая работа, получившая большое осуждение израильского общества, поскольку «чайдлфри» пока еще ново, необычно, часто осуждаемо и неприемлемо.

Качественные исследования, немногочисленные в этой области, достаточно редко ставят вопрос о том, как мужчины и женщины принимают решение об отказе от родительства. Известны лишь две такие работы, которые ставят вопрос о принятии решения о бездетности: одно было сделано в США, второе — в Австралии.

Исходя из этого, можно с уверенностью сказать, что данный феномен рассматривается большинством исследователей как отклонение от нормы, противоречащее традиционной модели семьи и самой сути человеческой природы. Этому есть не мало доказательств, которые будут приведены ниже. Но для начала, стоит составить социологический портрет представителей движения и выявить причины их отказа от деторождения.

Итак, в ходе исследований было выявлено, что представители чайлдфри – это в основном молодые и образованные люди, проживающие в крупных городах. Они менее зависимы от религии, предрассудков и стереотипов. Зачастую они пропагандируют свой образ жизни в социальных сетях и призывают других людей вступить в сообщество «свободных».

Говоря о статистике распространения феномена, стоит сказать, что в США в 2014 г. доля женщин репродуктивного возраста, сознательно отказывающихся от материнства, достигла 14 % (в 2008 г. - 25 %). Среди всех жительниц США в возрасте 40-44 года доля нерожавших составила в 2008 г. 18 %, что означает 80 %-ный рост этой группы женщин по сравнению с 1976 г. (10 %).

В 2002 году в Москве среди 35-39-летних доля бездетных (по разным причинам) составляла 10,7 %, в России — 7,4 %. А в 2010 г. уже 17,5 и 11,5 %. По экспертным оценкам, каждая пятая или шестая москвичка поколения 70-80-х годов не будет иметь детей.

 

Что касается причин отказа от деторождения, то стоит указать результаты исследования, проведенное психологами, непосредственно работающими с представителями данного движения. С их точки зрения сознательная бездетность может быть обусловлена двумя причинами:

Н

епробудившиеся

инстинкты - затянувшееся детство, отсутствие зрелой личности, страх перед будущим, ограничениями и ответственностью, проявление эгоизма и отказ расти как личность, т. е. страх выйти из зоны комфорта, принимать решения и нести за них ответственность.

Б

унт против системы, против навязывания образа жизни, желание самоопределиться — естественная реакция отдельных членов общества на тотальное навязывание определенных ценностей, что

,

становясь массовым явлением, может свидетельствовать о

дисфункциональном

состоянии социальной системы.

Исследователи, говоря о дисфункции семьи, указывают на то, что с переходом к культуре постмодерна в ХХ веке, общество разочаровалось в ценностях и идеалах культуры своего времени. В связи с этим, они строят свою нравственно-нормативную систему по принципу противоположности. Потому и распространяются общественные движения по типу чайлдфри, гомосексуальные отношения и вариабельность гендерной идентификации.

Так же, огромное влияние на трансформацию семейных ценностей, по мнению исследователя Ю.А, Антонова оказало изменение отношения общества к сексуальности. К сексуальной норме относится потенциальная способность выполнять три функции: биологическую (прокреация), психологическую (наслаждение, удовлетворение) и социальную (реализация потребности в межличностных контактах). Поэтому, ученый считает, что чайлдфри можно охарактеризовать как отклонение, поскольку они зачастую не могут осуществить лишь две из вышеперечисленных функций — прокреационную и социальную.

Подводя итог, следует отметить, что все же, большинство исследователей и психологов рассматривают чайлдфри как психическое отклонение, лечение которого возможно с помощью посещения сексолога, психолога и ряда других врачей. Но стоит ли так негативно относится к тому, что когда-то посчитали отклонением от нормы? Существует ли норма в принципе или она у каждого своя?

Мир не стоит на месте, иерархия ценностей меняется, стереотипы рушатся и на передний план выходит то, что долгое время находилось в тени. Но не стоит воспринимать все изменения враждебно отстраняться и принуждать к лечению тех, кто выбрал иной путь. Каждый заслуживает счастья! У каждого должно быть право выбора!

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×