фФункциональная грамотность у детей дошкольного возраста | Исакова Лидия Григорьевна. Работа №307074
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
г. Шахты Ростовской области «Детский сад № 70»
Воспитатель
Исакова Лидия Григорьевна
2022- 2023 учебный год
Из опыта работы:
«Формирование и развитие предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через развитие естественнонаучной грамотности»
ФГОС определяет раздел в работе с дошкольниками - формирование элементарных естественнонаучных представлений. Реализация этого раздела позволяет заложить базовые знания у детей, способствует формированию целостной картины мира роме того, естественнонаучные представления являются тем содержанием, которое в наибольшей степени способствует развитию детского мышления, влечет развитие творческих способностей и проявления одаренности у детей. Перед современным воспитателем образовалась новая задача: научить дошкольников ориентироваться в потоке информации, поступающей к ним отовсюду. Детям важно не только правильно усваивать и структурировать информацию, но и уметь целенаправленно искать её. Реализация этой задачи обеспечивается через развитие функциональной грамотности у дошкольников. Однако в практической работе с дошкольниками на сегодняшний день остается ещё много вопросов, связанных с формированием предпосылок естественнонаучной грамотности.
Организуя исследовательскую опытно-экспериментальную детальность по формированию естественнонаучной грамотности, педагогу следует придерживаться основных этапов.. Необходимо отдавать преимущество таким методам, которые могут наглядно показать и доступно объяснить дошкольнику то, что он не может увидеть сам, то, что является абстрактным для его понимания. Значит, становление естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста будет наиболее успешным через включение в образовательный процесс экспериментирования и исследовательской деятельности.
Реализуя исследовательскую и экспериментальную деятельность в рамках формирования естественнонаучной грамотности, педагог сможет сформировать у дошкольников следующие компетенции:
научно объяснять феномены (описание, объяснение и предсказание научных явлений);
- оценить и сформировать научные вопросы (понимание основных особенностей естественнонаучного исследования);
- научно интерпретировать данные и доказательства (обработка эмпирических доказательств и научное обоснование).
Таким образом, задача педагогов – создавать необходимые условия, при которых дети смогут научиться самостоятельно находить объяснения явлениям природы, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, тем самым, способствовать формированию у них предпосылок естественнонаучной грамотности.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
г. Шахты Ростовской области «Детский сад № 70»
Из опыта работы
«Формирование и развитие предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через развитие естественнонаучной грамотности»
Воспитатель
Исакова Лидия Григорьевна
2022- 2023 учебный год
ФГОС определяет раздел в работе с дошкольниками - формирование элементарных естественнонаучных представлений. Реализация этого раздела позволяет заложить базовые знания у детей, способствует формированию целостной картины мира роме того, естественнонаучные представления являются тем содержанием, которое в наибольшей степени способствует развитию детского мышления, влечет развитие творческих способностей и проявления одаренности у детей. Перед современным воспитателем образовалась новая задача: научить дошкольников ориентироваться в потоке информации, поступающей к ним отовсюду. Детям важно не только правильно усваивать и структурировать информацию, но и уметь целенаправленно искать её. Реализация этой задачи обеспечивается через развитие функциональной грамотности у дошкольников. Однако в практической работе с дошкольниками на сегодняшний день остается ещё много вопросов, связанных с формированием предпосылок естественнонаучной грамотности.
Под естественнонаучной грамотностью понимают способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками. Его готовность интересоваться естественнонаучными идеями, способность использовать естественнонаучные знания, выявляя проблемы, делать выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека. Стоит заметить, что работа в этом направлении воспитателями ведется всегда и имеет систему. Содержание деятельности воспитателя и детей в этом направлении сосредоточены вокруг таких ключевых тем:
сезонные явления (времена года), связь между ними;
человек и природа (взаимосвязь изменений в естественной среде и в жизни людей, труд человека в природе, чем полезны её дары).
дикие животные и дикорастущие растения (лесов, лугов);
домашние животные, растения, которые выращивает человек;
красота природы;
хорошие и плохие поступки человека по отношению к природе;
как мы можем беречь природу?
Однако, стремительно меняющийся облик мира, в том числе и сами дети, требуют новых форм работы с детьми. Необходимо отдавать преимущество таким методам, которые могут наглядно показать и доступно объяснить дошкольнику то, что он не может увидеть сам, то, что является абстрактным для его понимания. Значит, становление естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста будет наиболее успешным через включение в образовательный процесс экспериментирования и исследовательской деятельности. Организуя исследовательскую опытно-экспериментальную детальность по формированию естественнонаучной грамотности, педагогу следует придерживаться основных этапов:
1. Наблюдение с последующим обсуждением увиденного. Подготовка материалов для исследований заинтересовавшего объекта или явления.
2. Постановка проблемы (детский вопрос, детские интересы). Размышление об увиденном, поиск /формулировка гипотезы.
3. Проверка гипотезы и проведение опытов и экспериментов.
4. Обсуждение полученных результатов с последующим выводом.
5. Воссоздание освоенного опыта в процессе многообразной детской деятельности: самостоятельное проведение исследований, коллекционирование, создание макетов или моделей, художественно-изобразительная деятельность детей и т.п.
Также не стоит забывать, что в побуждении детей к экспериментированию и исследовательской деятельности, развитию познавательного интереса, самостоятельности, проявлении активности и любознательности играет правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда. Она позволяет детям активнее исследовать окружающий мир, рассуждать и делать выводы через опыт собственных действий и впечатлений, в процессе экспериментирования с его предметами и явлениями. Следовательно, развивающая предметно-пространственная среда позволяет использовать эмпирические методы познания в процессе формирования естественнонаучной грамотности.
Известной и очень эффективной формой работы считаю создание и развитие Уголка природы. Хочу поделиться своими наблюдениями и рекомендациями по созданию Уголок природы в средней группе. В средней группе у детей формируют умение видеть разнообразие свойств и качеств предметов и их овладевают более сложными приемами сравнения, учатся устанавливать различия и сходство предметов, обобщать предметы по тем или иным признакам. Усложняются знания о растениях и животных. Дети четче различают особенности растений, знакомятся с условиями, необходимыми для их жизни. Число растений, которые узнают и называют дети, возрастает. Ребенок пятого года жизни, знакомясь с животными, отмечает своеобразие их внешнего вида, строения, движения, способа питания; устанавливает и их первые связи – зависимость характера движения от особенностей строения конечностей.
В процессе ухода (вместе с педагогом) за обитателями уголка природы дети овладевают несложными умениями: поддерживать растение в чистоте, правильно поливать его, мыть поилки и кормушки для животных, давать корм. Наблюдая за растениями и животными, подмечают яркие проявления в росте, развитии растений и животных. Расширение и усложнение программных задач в средней группе требует пополнения уголка природы новыми обитателями. Комнатные растения должны иметь разную форму и величину листьев, разный характер листьев (характер поверхности листьев и их хрупкости). При этом дети учатся устанавливать способ ухода за комнатными растениями в зависимости от величины листа и характера его поверхности. Дети в этом возрасте овладевают новыми приемами поддержания растений в чистоте: обливают из мелкосетчатой лейки или опрыскивают из пульверизаторов растения с мелкими листьями, обтирают влажной кисточкой листья, имеющие зазубрины, сухой кисточкой – опушенные листья и т.д. В дополнение к растениям, названным для уголка природы младших групп, в средней группе помещают агаву (с сочными листьями, имеющими зазубрины по краям), бегонию-рекс, аспарагус, душистую герань (с узорчатыми, опушенными листьями) и др. Одновременно в уголке природы может быть до 5-6 видов растений. Животные для уголка природы средней группы подбираются такие, чтобы дети могли отмечать своеобразие внешнего строения, движения, способов питания. В средней группе следует содержать в аквариуме два вида рыбок, отличающихся по внешнему виду и повадкам. Например, разновидности золотой рыбки (вуалехвост и телескоп) или медлительного прудового карася и подвижную верхоплавку. Из птиц в уголке природы средней группы следует остановиться на той, которую рекомендовали для детей младшего дошкольного возраста – канарейке. Постоянным обитателей в уголке природы средней группы могут стать млекопитающие – морская свинка и хомячок. Нужно также удостовериться, что у детей нет сильной аллергии на те виды животных и растений, которые вы собираетесь им показать.
Развитие отношения к природе тесно связано с особой организацией педагогического процесса, основанной на нравственно-положительных переживаниях ребенка в различных жизненных ситуациях, на прогулках, экскурсиях, занятиях и пр. Педагог должен уметь вызывать у детей сострадание к живому существу, желание позаботиться о нем, радость и восхищение от встречи с природой, удивление, гордость за правильный поступок, удовольствие от хорошо выполненного поручения. Воспитатель - значимая и авторитетная личность для дошкольника. Воспитатель много знает и умеет, он приходит на помощь в трудной ситуации, способен разрешить конфликт, дать совет. Дети, регулярно посещающие детский сад, проводят с воспитателем большую часть суток. Поэтому поведение воспитателя в
той или иной ситуации, его реакция на события поневоле воспринимаются чуткими малышами как образец для подражания.
С учётом этого воспитатель должен корректировать своё поведение в природной среде. Не будет лишним ласково разговаривать с питомцами или растениями во время ухода за ними. Увидев сломанную ветку или сорванные цветы, педагог обязан выразить сожаление и осудить поступок (но только само действие, а не совершившего). Естественно, сам воспитатель должен придерживаться экологически целесообразных и ответственных моделей поведения. Формировать положительные модели поведения возможно без скучных нравоучений. На помощь творческому педагогу придут смекалка, креативность, создание атмосферы сказки и тайны. Например, во время путешествия по экологической тропинке воспитатель замечает мусор (фантики от конфет и прочее). Конечно же, он предлагает ребятам навести порядок и вместе с ними приступает к труду. Но вместо простой констатации факта «Молодцы, ребята! Хорошо потрудились, снова стало чисто» можно сказать с таинственной интонацией: «Как же быстро мы всё убрали, словно волшебники. Давайте не скажем никому, что это мы сделали. Придут сюда другие ребята и удивятся, как чисто стало. Подумают, что тут и вправду побывали волшебники или добрые феи». Такое обыгрывание момента имеет два плюса: даст детям понятие о том, что добрые дела надо совершать независимо от того, узнают об этом или нет, и подкрепит дальнейшее желание быть «добрыми волшебниками» и поддерживать чистоту. Конечно, долго хранить свой секрет ребята не смогут и непременно поделятся с друзьями или родителями. Но память о сказочном добром деле останется у них надолго.
Реализуя исследовательскую и экспериментальную деятельность в рамках формирования естественнонаучной грамотности, педагог сможет сформировать у дошкольников следующие компетенции:
научно объяснять феномены (описание, объяснение и предсказание научных явлений);
- оценить и сформировать научные вопросы (понимание основных особенностей естественнонаучного исследования);
- научно интерпретировать данные и доказательства (обработка эмпирических доказательств и научное обоснование).
Таким образом, задача педагогов – создавать необходимые условия, при которых дети смогут научиться самостоятельно находить объяснения явлениям природы, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, тем самым, способствовать формированию у них предпосылок естественнонаучной грамотности.
Список литературы:
1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизвестное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников [Текст] / Под ред. О.В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.ТЦ Сфера, 2019. - 192 с.
2 Экспериментальная деятельность детей 4–6 лет [Текст] / авт-сост. Л. Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2020. - 129 с.2