Финансовая грамотность на уроках математики | Гумерова Гульнара Дамировна. Работа №211189
Автор: Гумерова Гульнара Дамировна
Необходимость изучения финансовой грамотности стало приоритетным направлением в образовании. Азам финансовой грамотности можно научить ребенка уже со школьной скамьи на уроках математики. Преподаватель математики может подобрать комплект задач, решение которых поможет в принятии финансовых решений, перед которыми оказывается, сегодня, , каждый. В задания государственной итоговой аттестации по математике включены задачи из повседневной жизни. Нельзя переоценить роль умения решения подобных задач в жизни будущего взрослого человека.
Финансовая грамотность на уроках математики.
Гумерова Гульнара Дамировна
Учитель математики и экономики МБОУ СОШ №4 с.Раевский
МР Альшеевский район, Башкортостан
Очевидно, что без математических расчетов невозможно сконструировать робота. А можно ли без них решить сложные финансовые вопросы? Основной идеей внедрения элементов финансового образования на уроках математики является попытка разъяснить и научить как проценты, уравнения и формулы из школьной программы могут помочь решать практические финансовые задачи и прожить жизнь уверенного в своем финансовом благополучии человека. Если подумать серьезно, то в основе финансовой грамотности помимо понимания экономической сути всегда лежит элементарное умение рассчитать, сопоставить, выбрать наибольшее или наименьшее. Именно такие навыки школьники обретают на уроках математики ещё с начальной школы. Дальше программа усложняется, а практическая польза как будто бы удаляется. Происходит усиление теоретической подготовки, а применение математических навыков в реальной жизни отходит на второй план. Посмотрев на преподавание математики с практической позиции можно подобрать комплект задач, решение которых поможет в принятии финансовых решений, перед которыми оказывается, сегодня, наверное, каждый. В основе условий таких задач лежат сюжеты из повседневной жизни (доходы , расходы, выбор товаров по времени и цене, налоги, балансировка личного бюджета, инвестиции, сбережения, кредитование, страхование, и пр). Помимо развития математических навыков и использования их в жизни такие задачи позволяют освежить и углубить знания, полученные в школе. Можно совершенно по-новому взглянуть на практическую роль теории вероятности, статистики и комбинаторики. При оценке финансовых рисков, страховании, разборе игр на деньги (лотерея, тотализатор) — без этих знаний не обойтись.
Основным показателем результата обучения в школе является успешная сдача ОГЭ и ЕГЭ. Согласно спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2018 году основного государственного экзамена по математике в задания экзамена по математике для 9 класса входят задания по реальной математике. По сравнению со структурой 2017 года из работы исключён модуль «Реальная математика». Задачи этого модуля распределены по модулям «Алгебра» и «Геометрия». В демонстрационном варианте ОГЭ предлагается задача №7: Стоимость проезда в электропоезде составляет 198 рублей. Школьникам предоставляется скидка 50%. Сколько рублей будет стоить проезд для 4 взрослых и 12 школьников? Прототипов этой задачи в открытом банке заданий огромное множество. Действительно, где, как не на уроках математики, можно научиться решать подобные жизненные задачи. В спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2018 году единого государственного экзамена
по математике на профильном уровне отметим задания на умение использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни - №1,2,10,17. Например, задача №1: Цена на электрический чайник была повышена на 25% и стала составлять 1625 руб. Сколько стоил электрический чайник до повышения цены? Задачей с экономическим содержанием может быть задание №10, например: В среду акции компании подорожали на некоторое количество процентов, а в четверг подешевели на то же самое количество процентов. В результате они стали стоить на 4% дешевле, чем при открытии торгов в среду. На сколько процентов подорожали акции компании в среду? В тексте задачи используются экономические термины – акции, торги. Если ученик не знает определения и не понимает сути происходящего, то о каком решении может идти речь. Поэтому на уроке целесообразно объяснить суть финансового инструмента. Задания №1, 4,5 являются базовыми, оцениваются в один первичный балл. Задача №17 с экономическим содержанием появилась на ЕГЭ сравнительно недавно, в 2015г. Это задача с развернутым ответом на кредиты, вклады, оптимизацию, бизнес-планы, является заданием повышенного уровня, можно заработать до двух первичных баллов. Ежегодно наблюдается расширение круга сюжетов данного задания. Отмечается тенденция к улучшению выполнения: 2015г.- 2,3%, 2016г.-13%, 2017г. -11,3% (по РФ). Эти изменения свидетельствуют о качественном обучении математики и более четкой подготовке учащихся к обучению в ВУЗе. Примеры задания №17:
1. Взяли кредит в банке на сумму 250 000 рублей под r% процентов годовых и выплатили за 2 года платежами 150 000 рублей в первый год и 180 000 рублей — во второй. Найдите r.
2. 15-го января планируется взять кредит в банке на девять месяцев. Условия его возврата таковы:
— 1-го числа каждого месяца долг возрастает на r% по сравнению с концом предыдущего месяца;
— со 2-го по 14-е число месяца необходимо выплатить часть долга;
— 15-го числа каждого месяца долг должен быть на одну и ту же сумму меньше долга на 15-е число предыдущего месяца.
Известно, что общая сумма выплат после полного погашения кредита на 25% больше суммы, взятой в кредит. Найдите r.
Данные задачи требуют понимания сущности кредита, видов кредитования, знания терминологии и владения математическим аппаратом, так как их решение не предусматривает использование готовых формул. Необходимо построение математической модели происходящего финансового явления, сопровождающееся порой громоздкими математическими выкладками. На протяжении всего периода обучения математике не следует отрываться от простых практических задач: их следует включать в блоки повторения в начале и конце учебного года, в текущий, внутришкольный контроль. Задачи на вычисление сумм налогов, процентов по банковскому вкладу или кредиту, другие задачи финансового характера должны стать постоянным инструментом на уроках математики, поскольку эти задачи связывают предмет с окружающим миром и повседневной жизнью.
Вопрос грамотного распоряжения финансами является одним из самых важных вопросов в жизни современного человека, однако далеко не каждый выпускник общеобразовательной школы может рассчитать, спрогнозировать, оценить риски. Финансовая грамотность учащихся может формироваться, как при изучении экономики в курсе обществознания в средней школе, так и на основе всего комплекса предметов, которые изучаются на протяжении всего обучения в школе. Естественно, что особая роль в экономическом образовании школьника принадлежит именно математике, так как решение практико-ориентированных финансовых задач позволяет адаптировать теоретические основы школьного курса математики и лишенные практического смысла задачи к жизненным ситуациям, с которыми приходится сталкиваться школьникам.
Библиографический список:
Вендина
А.А.,
Малиатаки
В.В. Уроки математики и информатики как основа формирования финансовой грамотности школьников // Вестник Академии права и управления. 2015. № 38. С. 272–276.
Вендина
А.А.,
Малиатаки
В.В. Формирование финансовой культуры школьников посредством уроков математики // Теоретические и методологические проблемы современного образования: Материалы XIX Международной научно-практической конференции. Научно-информационный издательский центр «Институт стратегических исследований».2014.С.31–34.
Формирование финансовой грамотности на уроках математики // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки:
электр
. сб. ст. по материалам XLIV студ.
междунар
. заочной
науч
.-
практ
.
конф
. — М.: «МЦНО». — 2017 —№ 4(43) / [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/4(43).
https://ege.sdamgia.ru/
www.fipi.r
u
http://edu.pacc.ru/finmat/