Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Финансовая грамотность обучающихся-залог успешного будущего России | Качерина Татьяна Сергеевна. Работа №342632

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В настоящее время финансовый аспект является одним из ведущих аспектов жизнедеятельности человека, он затрагивает практически все сферы общественной и частной жизни. Каждый человек на протяжении всей своей жизни вынужден решать финансовые вопросы, принимать решения в области формирования личных доходов и осуществления личных расходов. Финансовая грамотность в XXI веке представляет собой важнейшую компетенцию, которая так же жизненно важна для каждого современного человека, как и умение писать и читать

Финансовая грамотность обучающихся-залог успешного будущего России

Финансовая грамотность определяет

качество жизни человека,

по крайней мере, не в меньшей степени,

 чем знание родного языка,

арифметики и умения завязывать шнурки». 
Сергей Анатольевич Швецов,

экс- заместителя Председателя Центрального банка Российской Федерации (Банка России

 

Актуальность, перспективность и научно – методическое основание

  В настоящее время финансовый аспект является одним из ведущих аспектов жизнедеятельности человека, он затрагивает практически все сферы общественной и частной жизни. Каждый человек на протяжении всей своей жизни вынужден решать финансовые вопросы, принимать решения в области формирования личных доходов и осуществления личных расходов. Финансовая грамотность в XXI веке представляет собой важнейшую компетенцию, которая так же жизненно важна для каждого современного человека, как и умение писать и читать

. Проблема повышения финансовой грамотности населения активно обсуждается последнее десятилетие во многих странах мира. По мнению ведущих финансовых аналитиков, только надлежащий уровень финансовой грамотности населения приводит к повышению уровня жизни граждан, развитию экономики и повышению общественного благосостояния. Понимая важность проблемы, Правительство Российской Федерации при формировании стратегии развития страны на период до 2020 года обозначило задачу повышения финансовой грамотности населения как одну из приоритетных. Эта проблема рассматривается в качестве важного фактора повышения стабильности финансовой системы и конкурентоспособности российской экономики в целом. Все больше граждан России перестают доверять свои накопления финансово-кредитным учреждениям. Главные причины такого поведения – жесткая политика Центробанка, сократившего количество банковских организаций примерно на сотню, высокие инфляционные ожидания и падение курса рубля.

5 сентября 2017 года принята Стратегия повышения финансовой грамотности населения в Российской Федерации. Документ рассчитан на увеличение численности финансово образованных граждан. Это первый стратегический документ подобного масштаба в сфере финансовой грамотности в Российской Федерации, который обеспечит координацию и системное партнерство между всеми заинтересованными участниками – Минфином России, Банком России, региональными властями, бизнес-сообществом, педагогическим сообществом. Школа должна помогать учащимся начинать адаптацию к активной экономической жизни в условиях рынка, а значит способствовать повышению уровня финансовой грамотности. Финансовое образование детей на уроках обязательно должно соответствовать их возрасту, так как потребности и способность к осознанию детей и молодежи значительно отличаются от потребностей взрослых.

Для эффективной реализации Стратегии в первую очередь в образовательном процессе, учителя должны быть надлежащим образом подготовлены не только на уровне владения базовыми знаниями финансовой грамотности по основным темам, но и обще методическим инструментарием. Также следует обеспечить для педагогов постоянную поддержку в виде обучения, направленного на совершенствование собственного уровня финансовой грамотности.

 

2.Новизна и практическая значимость

. Практическая значимость финансовой грамотности обусловлена тем, что по итогам ее реализации школьники получат доходчивую информацию о правилах финансовой грамотности. Школьникам предложены темы для изучения и обсуждения: «Деньги: что это такое», «Для чего нужны финансовые организации», «Как увеличить семейные доходы с использованием финансовых организаций», «Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах». По итогам ее реализации школьники приступят к решению социальных проблем, обсуждая их с родителями и пытаясь найти наиболее рациональное решение (включая жилищное и пенсионное обеспечение, образование и медицинские услуги)

Пять главных навыков финансово грамотных людей.

В основе финансовой грамотности лежит ряд положений, без которых невозможно обойтись.

Планирование и учёт финансовых потоков

Огромное значение для финансовой грамотности людей имеет ежедневный учёт финансовых потоков. Сегодня грамотное планирование доходов и расходов существенно упростилось благодаря разработке различных программ, как для компьютера, так и для смартфона.

Использование дополнительных источников дохода

При наличии нескольких источников поступлений, даже при утрате одного из них, можно обеспечить нормальное существование.

Правильное отношение к финансам

Огромное значение имеет правильное отношение к денежным средствам. Придётся изменить подход к финансам с потребительского на управленческое. Это означает, что необходимо отказаться от принципа «что заработал, то и потратил». Важно отказаться от использования понятия личных денег, заменив его личными финансами.

Взаимодействие с финансовыми организациями

Добиться успеха и богатства практически невозможно без сотрудничества с банками, страховщиками, брокерами и прочими компаниями, которые являются частью инфраструктуры финансового рынка. Важно научиться применять предлагаемые ими инструменты, чтобы управлять финансами и накоплениями, а также приумножать капитал.

Грамотное инвестирование капитала

Любой человек вне зависимости от рода деятельности должен понимать: деньги могут приносить доход. Их можно не только тратить, но и заставить работать. Это может приносить неплохой пассивный доход.

 

 

 

 

3.Условия становления опыта педагога

Я преподаю финансовую грамотность с 2019 года. За время работы пришла к выводу, что формирование финансовой грамотности дошкольников необходимо формировать в тесной взаимосвязи с игровой деятельностью. Различные виды игр включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у дошкольников знаний финансовой грамотности. Таким образом, актуальность опыта состоит в том, чтобы посредством игр обучить детей основам финансовой грамотности, максимально полно использовать интерес детей, чтобы войти в мир экономики, расширить их представления об окружающем мире и о финансовых потребностях.

Мною выделены следующие противоречия:

между социальной значимостью основ финансовой грамотности и недостаточной реализацией данной педагогической задачи в школьных учреждениях;

между необходимостью развития у детей экономического взгляда на окружающий их социальный мир и отсутствием предметно-развивающей среды для ее осуществления;

между стремлением педагога к организации непрерывного, последовательного процесса формирования финансовой грамотности и педагогической некомпетентностью родителей в данном вопросе.

 

Мой опыт по формированию финансовой грамотности школьников, представлен единой системой разработанных модулей, игр, методических материалов, сценариев, которые дают знания о мире финансов и экономики, в которых ребёнок может быть главным действующим героем для формирования и развития уникальной личности воспитанника

Новизна педагогического опыта работы заключается в применении системы методов, средств и приёмов формирования финансовой грамотности школьников посредством игровой деятельности.

Участие в образовательных играх позволяет учащимся сформировать первичные экономические представления. Мною разработаны и апробированы на практике:

образовательные кроссворды, викторины, квесты для учащихся разных возрастных групп

интерактивные игры «Моя будущая профессия»» с квест-вопросами;

настольная игра «Квест-лото».

На своих занятиях использую интерактивные формы обучения –это одно из важнейших направлений совершенствования подготовки, обучающихся в современной школе. Большую часть времени нужно отводить выполнению практических заданий.

4. Динамика развития системы работы педагога и результаты педагогической деятельности

Цель моей педагогической деятельности соответствует цели образовательной программы школы формирование творческой и познавательной активности учащихся на уроках финансовой грамотности. Задача состоит в том, что нужно организовать активную творческую и познавательную деятельность учащихся, руководить ею, чтобы каждый урок был направлен на приобщение детей к активной, познавательной и творческой работе.

Веду уроки по основам финансовой грамотности в 10-11 классах; по программам, разработанных на основе:

- примерной программы по учебным предметам. Ю Брехова, А Алимов, Д Завьялов «Финансовая грамотность». Москва «Вако» 2019, 10 – 11 классы.

Рабочая тетрадь Ю Брехова, А Алимов, Д Завьялов «Финансовая грамотность». Москва «Вако» 2019, 10 – 11 классы.

Мои уроки отвечают современным требованиям обучения и воспитания учащихся, проходят в доброжелательной рабочей обстановке, где учитываются индивидуальные особенности ребенка

Для достижения цели широко использую современные образовательные технологии:

технологию проблемного обучения: создание на уроках проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности;

технологию оценивания образовательных достижений:

где

критерии оценивания и алгоритм выставления отметки

заранее известны учителю и учащимся, они вырабатываются ими совместно. Таким образом учащиеся самостоятельно

определяют степень успешности выполнения своей работы;

технологию исследовательской и проектной деятельности: реализация групповых проектов на уроке основ финансовой грамотности создает необходимые предпосылки для формирования и развития коммуникативных умений, готовности и способности к сотрудничеству, а также обеспечивает возможность ребят проявить себя в творческой исследовательской деятельности.

Темы проектов фиксируются в рабочих программах по основам финансовой грамотности.

Информационно – коммуникационные технологии: Создание мультимедийных презентаций

, видеороликов способствует

формированию учебной мотивации, помогает разнообразить уроки

, а также позволяет совершать виртуальные экскурсии в мир

экономики.

Кроме этого, совершается поиск информации по теме учащимися в Интернет-ресурсах, создание и подборка видео.

Игровые технологии: игра на уроке помогает мне быстро вовлечь всех участников в деятельность, вызывает эмоциональный настрой, располагает к активной работе.

Здоровьесберегающие технологии: в этой области я выстроила такую систему работы:

- соблюдение санитарных нормативов (включая регулярное проветривание аудитории),

- проведение на уроке физминутки и специальной гимнастики для снятия усталости и зрительного напряжения,

- чередование видов учебной деятельности (уроки индивидуальной работы чередуются с групповыми занятиями),

- свободное перемещение по кабинету во время урока,

- создание эмоционально благоприятной атмосферы на уроке и во внеурочном общении.

Мои ученики активно творчески участвуют в общешкольных и муниципальных проектах.

Ежегодно организую игры по параллелям по финансовой грамотности

В своей педагогической деятельности опираюсь на здоровье сберегающие технологии, в частности, в образовательном процессе использую уровневую дифференциацию, индивидуальную работу, что влечет за собой повышение эффективности и результативности в обучении. Применяемая мной технология индивидуально ориентированной системы обучения уже предполагает здоровье сбережение учеников за счет эффективного планирования учебной деятельности, подбора дидактики, выбора форм и методов ведения обучения и фиксирования результатов в рамках формирующего оценивания. Постоянно занимаюсь самообразованием. Изучаю современную методическую литературу по предмету, использую интернет-ресурсы для поиска информации, повышаю свой профессиональный уровень, работаю над темой «Критериальное оценивание учебных достижений учащихся»

Своевременно прохожу обучение на курсах повышения квалификации.

Регулярно принимаю участие в качестве слушателя в семинарах и вебнарах различного уровн

Всероссийский уровень, вебинар «Управление мотивацией и вовлеченностью ключевых заинтересованных лиц в преподавании финансовой грамотностью в образовательных учреждениях (обмен опытом)», 7 декабря 2021 г., центр «Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования» г. Санкт-Петербург.

Все вышеперечисленное позволяет мне сохранять личную гражданскую позицию. Принимаю активное участие в различных проектах как индивидуально, так и вместе с командой учащихся. В рамках Всероссийской недели финансовой грамотности ежегодно провожу уроки по финансовой грамотности, принимаю участие в конкурсах. Популяризирую Единый Интернет портал финансовой грамотности учащихся (www.fingramota.by). Провожу внеклассные мероприятия «Будьте внимательны: «Быстрые деньги» - дороги!» «Опасайтесь фишинг» Организовываю Неделю финансовой грамотности в школе: - квест «Юный финансист» (9 класс) - интерактивная игры «Колесо истории» (5-9 классы) - интерактивная викторина «В гостях у гнома – эконома» (2-4 классы). Интерактивная игра «Финансовые мошенники

Организовываю семинары для педагогов на базе школы: «Методика обучения финансовой грамотности разных групп обучающихся с учетом их возрастных особенностей», «Использование Интернет- ресурсов в педагогической деятельности по формированию финансовой культуры», «Эффективные практики по вопросам преподавания основ финансовой грамотности».

Всё это помогает мне двигаться дальше, быть открытой ко всему новому, использовать свой опыт для того, чтобы помочь детям найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми

Эти и другие формы, и методы мотивируют даже не особенно успешных учеников

Вывод

И в заключении хотелось бы сказать, что Финансовая грамотность- это тот предмет, который нужно изучать постоянно, на протяжении всей жизни, по крайней мере, пока в мире существуют деньги и финансовые инструменты для их приумножения. А также я хочу посоветовать вам активно включаться в работу и использовать этот курс, а также полезные интернет- ресурсы по данному вопросу в своей педагогической практике.

Финансовая грамотность обучающихся-залог успешного будущего России

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×