Финансовая грамотность в английском языке | Хамидуллина Ляйсан Сулеймановна. Работа №306813
Однако элементы курса финансовой грамотности прекрасно входят в программу предмета «Английский язык» в основной школе. При правильном подборе и распределении и работе с соответствующим данной тематике материалом ( в ходе прочтения текстов, прослушивания аудиоматериалов, обсуждения, ролевых игр, проектной деятельности) учащиеся смогут освоить базовую финансовую терминологию и расширить свои представления о финансовой стороне жизни(планировании личного бюджета, формирование представления о необходимых тратах, уменение откладывать деньги для определенных целей и соизмерять свои сбережения со стоимостью покупок и их необходимостью.
Финансовая грамотность в английском языке
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года повышение финансовой грамотности населения обозначено в качестве одного из основных направлений формирования инвестиционного ресурса. В то же время федеральные государственные образовательные стандарты основного и среднего общего образования в качестве одного из важных качеств выпускника выделяют: «владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений». Таким образом, повышение уровня финансовой грамотности современных школьников, с одной стороны, является задачей государства, а с другой, отвечает социальному запросу со стороны обучающихся и их родителей.
Общая концепция преподавания основ финансовой грамотности в рамках предмета «Английский язык» остается той же, что и для таких предметов, как обществознание, экономика и право. Однако ограничения по предметному содержанию речи, которое не включает финансовую тематику в обязательный перечень изучаемых в школе тем, дают меньше возможностей для выстраивания целостных модулей, полностью основанных на финансовой тематике.
Однако элементы курса финансовой грамотности прекрасно входят в программу предмета «Английский язык» в основной школе. При правильном подборе и распределении и работе с соответствующим данной тематике материалом ( в ходе прочтения текстов, прослушивания аудиоматериалов, обсуждения, ролевых игр, проектной деятельности) учащиеся смогут освоить базовую финансовую терминологию и расширить свои представления о финансовой стороне жизни(планировании личного бюджета, формирование представления о необходимых тратах, уменение откладывать деньги для определенных целей и соизмерять свои сбережения со стоимостью покупок и их необходимостью.
Финансовая грамотность и английский язык: как совместить интересы
1.Структура школьного английского «вписывается» в целевую возрастную категорию детей разработанной программы «Финансовая грамотность»: практически в рамках любой программы английского языка в любом классе есть темы, посвященные семье, путешествиям и т.п
2.Планируемые предметные результаты по английскому языку(особенно в старших классах) частично совпадают с планируемыми результатами по финансовой грамотности: в каждом курсе изучаются вопросы так или иначе касающихся поведения людей в различных социально-экономических ситуациях.
3.Приобретают актуальность ценностные ориентации языкового образования на практическую значимость и социализацию личности в контексте изучаемой социально-экономической ситуации на локальном, региональном и глобальном уровне.
Приемы организации образовательной деятельности
Акцент на организацию практико-ориентированной, социально и личностно-значимой деятельности.
Информационно-коммуникативные технологии(приемы эвристической беседы: диалога и полилога; дебаты);
Приемы частично-поисковой практико-ориентированной деятельности(решение учебных и практических задач; приемы создания коллективного и индивидуального выбора);
Игровые методы;
Приемы контекстного обучения(кейсы, решение контекстных и ситуативных задач);
Технологии критического мышления: «Мозговой
штурм»,»Дерево
проблем»);
Технологии проектной деятельности(мини-проекты, социальные, финансовые, смешанные);
Рассмотрим практическое применение финансовой грамотности на уроках английского языка.
Специальные модули по финансовой грамотности для УМК по английскому языку разработаны только для учащихся 10-11 классов. Но с элементами финансовой грамотности учащиеся знакомятся на отдельных уроках с 5 по 9 классы.
Для знакомства учащихся 5-7 классов с иностраннымиденьгами подходит квест-игра «Орел или решка». Учащиеся разыгрывают три ситуации «Обменный пункт», «Магазин», «Экскурсии». Участники игры «путешествуют» по странам, учась пользоваться валютой.
В 6 классе у нас есть раздел «Whoareyou», посвященный различным формам идентификации личности. Ребята заполняют анкеты для получения банковской карты и погружаются в сюжетно-ролевую игру «В банке». Подводит итог данной темы выполнение творческой работы (микропроект) по созданию кредитной карты.
Тема «Профессии»в 9 классе знакомит учащихся с рынком труда. На данном уроке ученики смотрят видео, в котором студенты рассказывают о своей первой работе и дают рекомендации о том, как заработать и сохранить деньги. Цель данного урока: понять какие варианты приемлемы для подростков, проживающих в России. Важной составляющей при трудоустройстве является грамотно составленное резюме, для англоговорящих стран более привычно звучит Curriculumvitae, что в переводе с латыни означает «ход жизни». Учащиеся тренируются в написании резюме по предложенному образцу.
В 10 – 11 классах учащиеся расширяют свой финансовый терминологический словарь на английском языке на практических примерах и задачах. На уроке «Семейный бюджет» вводится понятие ментальная карта (графический прием систематизации материала) и ученикам предлагается создать свою карту по теме «Доходы» и «Расходы». Это помогает учащимся адаптироваться в мире финансовых отношений, а также научиться планировать собственный бюджет.
Урок «Подростки и деньги» в 11 классе способствует учащимся осознать себя как члена семьи, общества и государства. На первом этапе работы по этой теме ребятавыполняют викторину на сопоставление известных людей с их первым заработком. Далее ученикам предлагается быстрое просмотровое чтение с целью поиска в тексте определенной информации и последующее сравнение этой информации с аналогичной информацией в тексте о другой стране. На этом уроке уделяется большое внимание работе в группах, после проводится соцопрос учащихся с последующей систематизацией их ответов. Например, на вопрос «Как ученики нашей школы зарабатывают свои деньги?» были даны следующие ответы: летняя подработка, дают родители карманные деньги, дают родители за выполненную работу по дому, частичная занятость. Также ребята активно обсуждали ответы на вопрос «На что они тратят свои деньги?»
Главной целью данного курса является понимание того, что сбережения, инвестиции, банки, кредиты, депозиты, ценные бумаги – есть источник финансовой стабильности, а, следовательно, и благополучия любого человека.
Наибольший интерес вызвало:
возможность поделиться опытом первого трудоустройства своих родственников и знакомых;
составление резюме при трудоустройстве;
знакомство с наиболее важными моментами российского законодательства, регулирующего трудоустройство подростков, в частности, ограничения по времени работы.
Наибольшую трудность представляло:
идея краткосрочных и длительных накоплений. Так, например, учащимся была вполне близка и понятна идея накопления на относительно некрупные приобретения (скейтборд, чехол для телефона), но с идеей накоплений для инвестирования в образование многие ученики встретились впервые;
быстрое просмотровое чтение с целью поиска в тексте определенной информации и последующее сравнение этой информации с аналогичной информацией в тексте о другой стране.