ФИНАНСОВЫЕ СЕКРЕТЫ, КОТОРЫМ НЕ НАУЧАТ ДОМА | Айдарова Ольга Валерьевна. Работа №222626
Автор: Айдарова Ольга Валерьевна
В статье описывается опыт работы с детьми 5-6 лет по формированию финансовой граммотности. Прописаны методы и приемы,которые помогут сформировать у ребенка знания по экономике. И эти знания и умения он сможет применять в жизни.
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. ФИНАНСОВЫЕ СЕКРЕТЫ, КОТОРЫМ НЕ НАУЧАТ ДОМА
О.Айдарова
МБДОУ №7, г. Красноярск
Эта статья для тех, кто хочет развить в своем ребенке основы экономического мышления. Мы доступным и понятным языком расскажем, какие шаги следует предпринять, чтобы ваш ребенок мог обрести финансовую независимость.
С 2013 года реализую проект «Большая экономика для маленьких детей». К этому проекту пришла из инициативы детей. Детям интересна экономика. Они обмениваются игрушками со своими друзьями. Играют в экономические игры и знают понятие «Деньги» и на что их потратить. Но им сложно соотнести количество заработанных родителями денег на свои «желания». Родители в свою очередь хотят донести до ребенка: чтобы достать деньги из кармана, их сначала необходимо туда положить. И каждый из родителей хочет, чтобы его ребенок был успешным в жизни и в профессии, а для этого необходимо быть экономически грамотным.
Ознакомление с «азами экономики» можно смело начинать с 5 лет. Вся работа должна быть направлена на то чтобы экономика была ребенку интересна, а полученные знания были полезны [2].
В своем проекте я использую сказочного героя Буратино. Он близок детям. Задает вопросы детям, создавая проблемные ситуации. Он мотивирует детей находить нестандартные решения на свои вопросы.
Для того чтобы ребенок 5-7 лет стал понимать «азы экономики» с ним необходимо играть, обсуждать, читать литературу на экономическую тему, разбирать экономические ситуации (не путайте с арифметикой), учить вести «бюджет семьи» .
Для формирования экономической осведомленности важную роль играют сюжетно-ролевые игры. Ведущая деятельность у детей дошкольного возраста- игровая. Ребенок познает окружающий мир через игру. В группе мы играем в магазин, банк, аптека, рынок. У нас есть банкоматы, касса, деньги. Все то, что ребенок видит в реальной жизни. Мы знакомим и играем в такие профессии как врач, банкир, фермер писатель и т.д. Проводим экскурсии на почту, фабрику игрушек. Знакомим детей с тем, что его окружает. Проводим совместно с родителями ярмарки, акции, сбор макулатуры. Родители совместно с ребенком посещают общественные ярмарки.
Чтобы ребенок стал понимать «азы экономики» с ним необходимо играть в сюжетно-ролевые игры, ходить на ярмарки, в магазин, на экскурсии.
Второй шаг- играем в дидактические игры экономической направленности.
Во-первых э
ти игры позволяют создать у ребенка понимание, что для того чтобы получить желаемое, необходимо приложить определенные усилия
.
Во-вторых, формируется логическая связь «мысль-действие-результат» ребенок начинает понимать, что для достижение цели необходимо продумать все действия, и только потом начинать действовать
В-третьих, через эти игры у детей формируются связи между экономическими и нравственными понятиями.
Для повышения и развития интереса игры сюжетно-дидактические должны быть разные: с предметами, с картинками, настольно-печатные, словестно экономические, игры путешествия, игры загадки.
Вы можете сами сделать эти игры со своим ребенком.
Развить бережливость, щедрость, чувства меры, трудолюбие помогут сказки и мультфильмы. В моем проекте сказки и мультфильмы подобраны по темам. Все увиденное, прочитанное мы обсуждаем, чтобы ребенок обратил на скрытый смысл. Сделал выводы совместно со взрослым [8].
Чтобы ребенок мог ориентироваться в разнообразных экономических ситуациях, мы рассматриваем и проигрываем много сюжетов. Наш любимый персонаж Буратино попадает в сложные ситуации, а ребята помогают найти выход. И учат его разумно подходить к решению финансовых вопросов, использованию природных богатств.
Для того чтобы ребенок мог понимать значение «семейный бюджет» необходимо с ним осуществлять совместное планирование. Мы с ребятами разработали свой дневничок «Юнный экономист». В нем отмечаем виды деятельности, обозначаем количество заработанных монет. В конце каждого месяца подводим итог, фиксируем сколько денег заработали. И решаем, что мы будем делать с деньгами: копить или расходовать.
Родители это главный пример для детей. Деятельность близких, отношение к деньгам и вещам воспринимаются детьми особенно сильно. Поэтому необходимо взять за правило приглашать к планированию своих детей. Тогда дети смогут проявлять самостоятельность, планировать свою финансовую и трудовую деятельность. Но для этого родители должны научиться распределять домашние обязанности и на детей, продумывать совместно доход семьи и куда потратить или накопить финансовые средства.
Вместо финансовой тетради можно использовать бесплатные программы по ведению семейного бюджета, которые можно скачать в интернете.
Вот в таких основных шагах и заключается «Большая экономика для маленьких детей». Это первые шаги для развития экономических навыков для дошкольников. Затем эти знания станут фундаментом для дальнейшего развития экономического мышления у детей.
Библиографический список
Галкина Л.Н. Формирование элементарных экономических знаний у детей старшого дошкольного возраста.
Автореф
.
дис
. …
канд.пед.наук
. – Екатеринбург, 1999.- 20 с.
Курак
Е.А. Экономическое воспитание дошкольников: Примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий. - М.:ТЦ Сфера, 2002.-80 с.
Сазонова А.В. Формирование первичного экономического опыта старших дошкольников через игровую деятельность.
Автореф
.
дис
. …
канд.пед.наук
. – Одесса, 2007.- 20 с.
Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику, -
СПб.:
Детство – Пресс, 2001. – 176 с.
Шатова А.
Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание? //Дошкольное воспитание. -1989.-№1.-С.65.
Леонова Е.А. Педагогические аспекты экономического воспитания дошкольников /Е.А. Леонова // Семья, дошкольное и начальное образование – единый развивающий мир ребенка. – Мн.,2005. – с. 128-130.
Лысенко В. Встречи у гнома Эконома: [Об экономическом образовании дошкольников] // Открытый урок.
Еженед
. прил. к «Учит
. газ
». – 1997. - №15. – с.2.
Шатова
А.Д.Программа
«Дошкольник и экономика»: [О формировании у ребенка экономических знаний, экономического мышления] //Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. – М., 2000. – с. 179- 184.