Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 25.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Физическая культура помогает мыслить | Чугуряну Ирина Витальевна. Работа №316230

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Физкультура помогает мыслить.

- На тренировку? А уроки , выучил? – грозно вопрошает родитель сына, укладывшего спортивную сумку.

И, если домашнее задание не выполнено, ни о каком спортивном зале не может быть и речи.

А вот когда ребенок опаздывает на дополнительные занятия музыки, иностранному языку или истории, не всегда интересуются, выполнено ли домашнее задание. В лучшем  случае промелькнет мысль: «возвратится –сделает».

Знакомая картинка, не правда ли?

Вот и передо мной зачастую встает этот вопрос: отпустить сына на тренировку, если он еще не успел сделать все заданные уроки? И, подумав, а также вспомнив, что дали занятия спортом лично мне, отпускаю. Ибо убежден: спорт – не пустая трата времени. Мозг, отдохнувший за время занятий физическими упражнениями, насытившийся кислородом, более работоспособен. И жизнь подтверждает правильность моего убеждения: тренируясь, сын вот уже три года учится в основном на «отлично».

Физкультура помогает мыслить.

- На тренировку? А уроки , выучил? – грозно вопрошает родитель сына, укладывшего спортивную сумку.

И, если домашнее задание не выполнено, ни о каком спортивном зале не может быть и речи.

А вот когда ребенок опаздывает на дополнительные занятия музыки, иностранному языку или истории, не всегда интересуются, выполнено ли домашнее задание. В лучшем случае промелькнет мысль: «возвратится –сделает».

Знакомая картинка, не правда ли?

Вот и передо мной зачастую встает этот вопрос: отпустить сына на тренировку, если он еще не успел сделать все заданные уроки? И, подумав, а также вспомнив, что дали занятия спортом лично мне, отпускаю. Ибо убежден: спорт – не пустая трата времени. Мозг, отдохнувший за время занятий физическими упражнениями, насытившийся кислородом, более работоспособен. И жизнь подтверждает правильность моего убеждения: тренируясь, сын вот уже три года учится в основном на «отлично».

Чего, к сожалению, не могу сказать о тех его одноклассниках, которые далеки от спорта, с неохотой посещают уроки физической культуры. Может быть, единичный случай не показателен?

Тогда давайте обратимся к более многочисленным фактам. И, пожалуй, начать лучше с исторических примеров.

О том, что движение способствует мышлению, известно было в глубокой древности. Аристотель, например, создал школу так называемых перипатетиков (гуляющих), в которой проводил уроки, прогуливаясь вместе с учениками. Когда тело разогрето прогулкой, мысль становится живее, утверждали перипатетики.

Ж.- Ж. Руссо так же считал, что ходьба и физические упражнения способствуют игре мозга и работе мысли.

Физическая культура была в большом почете у древних греков и римлян, и такие выдающиеся деятели древности, как Сократ, Платон, Демосфен, Цезарь и другие, регулярно посещали гимнастические залы. Платон, к примеру, образно называл «Хромым» того человека, у которого душа и тело развиты не одинаково.

Несколько подробнее хотелось бы рассказать о спортивной судьбе автора знаменитой теоремы, математика и философа Пифагора, который был Олимпийским чемпионом по кулачному бою. В основной им в Кротоне математической школе он не только преподавал своим ученикам алгебру и философию, но и обучал основам бокса и фехтования на мечах. Предание гласит, что Пифагор погиб, защищая свою школу от фанатичных аристократов, ремесленников и торговцев. Он погиб в бою, где на каждого его ученика приходилось чуть ли не по сотни врагов.

Другой выдающийся ученый более поздней эпохи – Исаак Ньютон с гордостью заявлял: «Нас сколько мне позволяют мои занятия, я занимаюсь физическими упражнениями». И он, устав от напряженной умственной работы, по нескольку раз в день проделывал гимнастические комплексы.

«При усидчивой умственной работе без движения сущее горе, не походи, не по работай руками и ногами в течение хоть одного дня, вечером я уже не куда не гожусь: ни читать, ни писать, ни даже внимательно слушать других, голова кружится, а в глазах звезды какие то, и ночь проводится без сна». Эти слова принадлежат Льву Толстому. С юных лет до глубокой старости великий писатель занимался физической культурой. В его комнате весели кольца, трапеция, на ясно Полянском дворе был турник. Он посещал курсы гимнастики и фехтования. Достаточно напомнить, что Лев Николаевич 65 лет научился ездить на велосипеде, 75 лет хорошо катался на коньках, соревновался с молодежью и добивался побед. 60 летнем возрасте за шесть дней он прошел 200 км от Москвы до Тулы.

Хорошо известно, какое место занимали занятия физическими упражнениями в жизни выдающегося мыслителя нашей эпохи – Владимира Ильича Ленина. Он хорошо катался на коньках и лыжах, плавал, ездил на велосипеде, ежедневно занимался гимнастикой. Физическая закалка помогла ему вынести суровые испытания, неизбежные в жизни революционера – подпольщика способствовало выздоровлению после тяжелого ранения., поддерживала его огромную работоспособность именно Ленину принадлежат слова, которые должен знать каждый школьник: «Молодежи особенно нужны жизни радостность и бодрость. Здоровый спорт – гимнастика, плавание, экскурсии, физические упражнения всякого рода, - разносторонность духовных интересов, учение разбор и исследование, и все это по возможности совместно!»

 

Удивительный пример того, как можно удачно сочетать «ГОЛОВУ С РУКАМИ» (т.е. умственный и физический труд) подал нам академик И.П. Павлов. Гимнастика, лыжи, велосипед, плавание, городки – вот не полный перечень спортивных увлечений великого ученого, лауреата Нобелевской премии. «Не может ум хорошо работать, если физически себя не закалить», - любил повторять Иван Петрович своим ученикам. Любопытно, что один из них академик П.К.Анохин, уже в наши дни тоже говорил своим ученикам: «Наш мозг постоянно требует своих гантелей, перекладин, брусьев и других гимнастических снарядов».

Не случайно великие ученые, деятели искусство писатели любили обдумывать свои идеи во время пешеходных прогулок. Интересны ответы, полученные американскими исследователями от ученых, которым они разослали специальные анкеты. На вопрос, когда у них чаще всего появляются научные догадки и умозаключения, приводящие к решению исследуемых проблем, многие ответили, что лучшие мысли приходят, когда утром идут пешком из дома в лабораторию или, когда возвращаются домой.

Наблюдения показывают, что мыслительная деятельность успешнее всего сочетается с ходьбой, прогулками на лыжах, с легким физическим трудом. В этом случае физическая работа складывается из привычных двигательных действий не высокой интенсивности.

А вот какие любопытнейшие результаты были получены совсем не давно. Исследование детей ясельного возраста показали, что ребята которых не ограничивают в движении обладают большим запасом слов и употребляют их более осмысленно, чем те дети, которых обстоятельство вынуждают быть мене подвижными. А главное, процесс формирование понятий идет у них и лучше, и легче. Выходит, завтрашний интеллект ребенка и его сегодняшняя малоподвижность имеют прямую связь.

В наши дни начинают широко, особенно в Москве практиковать обучение грудных младенцев плаванью. И вот, что выяснилось: более 600 детей – амфибий, научившихся плавать раньше, чем ходить, по умственному развитию обгоняли тех, кто не обучался плаванью в столь раннем возрасте.

Среди не успевающих школьников показатели сдачи норм ГТО, выполнение спортивных разрядов два раза ниже, чем у успевающих. Это лишний раз свидетельствует, о том, что имеются общие факторы действующие стимулирующее как на развитие физических, так и умственных способностей. Регулярные занятия физическими упражнениями улучшают психофизические качества организма, повышают умственную работоспособность, укрепляют центральную нервную систему и здоровье в целом.

Оказывается, физические упражнения оказывают двоякое влияние на психические функции. С одной стороны, они способствуют их развитию, а с другой – обеспечивают устойчивость умственной работоспособности. О значении физических упражнений для умственной деятельности хорошо сказал К.Д. Ушинский: «если педагог осознал в полне, что механическая основа памяти криница в нервной системе, то поймет также значение нормального состояния нервов для…. Нормального состояния памяти. он поймет тогда, почему, например, гимнастика, прогулки на свежем воздухе и вообще всё, что укрепляет нервы, имеет большее значения для…. Памяти, чем всевозможные мнемонические подставки».

Однако хочется еще раз напомнить: всё, что связано с воздействием на мозг, требует особой осторожности, особенно в отношении дозировок. вот почему без консультации со специалистом – школьным врачам или учителем физической культуры – приступать к «гимнастике ума» не рекомендуется.

И в заключении хочется напомнить вот о чем. Знание не сделают здоровее вашего ребенка, проводящего все время за книгой. И тот, кто отдает лучшие годы своей жизни для того, чтобы овладеть премудростями разных наук, должен найти время, и для того, чтобы в совершенстве овладеть двигательными навыками. Свидетельство об окончании средней школы и значок ГТО – вот что одновременно должен иметь при себе выпускник школы. Это и будет залогом его ггармоничного развития – умственного и физического . так помогите же ему в этом, дорогие товарищи родители!

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×