Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Физическая подготовка сотрудников ОВД | Душина Наталья Игоревна . Работа №306808

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Основное внимание в статье акцентируется направовых и организационно-методологических основах, а также определением ответственностиза превышение полномочий сотрудником полиции при применении физической силы, пределов необходимой обороны и крайней необходимости. Выявлена значимость данного исследования в современной правоохранительной действительности. В современном обществе и государстве все чаще наблюдается высокий рост преступных деяний, которые посягают на общественную безопасность и порядок управления. В таких неустойчивых условиях ответственность за исполнение сотрудниками свои служебных обязанностей возрастает в громадных объёмах, в связи с этим все большую популярность набирает такая мера принуждения как применение физической силы.

Н.И. Душина

Восточной-Сибирский институт МВД России,

г. Иркутск, Россия

Научный руководитель:

С.М. Струганов, канд. педаг. наук.

ПРАВОВЫЕ, ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ТАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ СОТРУДНИКАМИ ПОЛИЦИИ.

Основное внимание в статье акцентируется на правовых и организационно-методологических основах, а также определением ответственности за превышение полномочий сотрудником полиции при применении физической силы, пределов необходимой обороны и крайней необходимости. Выявлена значимость данного исследования в современной правоохранительной действительности.

Ключевые слова:

Физическая сила, сотрудник, боевые приемы борьбы, специальные средства, огнестрельное оружие, закон, правоохранительная деятельность.

 

В современном обществе и государстве все чаще наблюдается высокий рост преступных деяний, которые посягают на общественную безопасность и порядок управления. В таких неустойчивых условиях ответственность за исполнение сотрудниками свои служебных обязанностей возрастает в громадных объёмах, в связи с этим все большую популярность набирает такая мера принуждения как применение физической силы. Методологической основой является взаимодействие двух разных методов изучения, это понимание применения физической силы через теоретические познания и через опыт, приобретенного из практики. В связи с этими обстоятельствами возникает необходимость улучшения и универсализации применения мер правового регулирования в виде применения физической силы сотрудниками ОВД.

Порядок применение сотрудником полиции физической силы и боевых приемов борьбы устанавливается основным федеральным законом полиции № 3 «О полиции». В его содержание входит основные обязанности и права сотрудника полиции по обеспечению защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, а также интересов общества и государства от преступных посягательств, направленных на нарушение установленных правил, в том числе право на применение сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Обращаясь к ст. 1 Федерального закона «О полиции», можем определить цели сотрудников полиции, которые выражаются в защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности [1].

В свою очередь из данной нормы можно вынести также то, что сотрудник полиции обязан выполнять все зависящие от него задачи, которые стоят перед ним и то, что они могут использовать свои права, которые отображены в виде применения мер государственного принуждения, осуществляемые от имени государства.

Среди самых распространенных и часто употребляемых мер государственного принуждения выделяют такую меру как применение физической силы. Следует разобрать поподробнее данное право сотрудника полиции. Мы можем говорить о двух противоположных сторонам данного аспекта. Во-первых, предоставленное право явно ограничивает права и свободы гражданина и человека, закрепленные в Конституции Российской Федерации. Во-вторых, мы можем быть уверены в том, что данное право позволяет обеспечить эффективные методы защиты законных интересов граждан и сотрудников правоохранительной сферы от противоправных посягательств, направленных против общественного и конституционного строя [2].

Из этого следует, что есть необходимость в строгом урегулировании порядка применения этой меры, в целях обеспечения юридической безопасности самого сотрудника, которое использует данной право. Поэтому законодатель, задумываясь о положении сотрудников ОВД выделил отдельную главу, посвященную порядку применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Данное положение закреплено в гл. 5 Федерального закона «О полиции».

Подробно права сотрудника полиции разъясняются в статье 18 Федерального закона «О полиции».

Часть 1 статьи 18 Закона «О полиции» гласит, что сотрудник полиции имеет право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие самостоятельно или в составе группы только в том порядке, который соответствует ФКЗ, ФЗ «О полиции», а также иными федеральными законами. Так вот к таким иным федеральным законам можно отнести Федеральный закон от 21 июня 1995 года № 103–ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» [3].

Правовой основой применения физической силы сотрудниками полиции являются также «нормы институтов уголовного права о необходимой обороне, крайней необходимости и задержании лица, совершившего преступление».

В соответствии с правилами части 4 статьи 18 Закона «О полиции», сотрудники полиции обязаны проходить периодические проверки на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы [1].

Периодические проверки сотрудников органов внутренних дел на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, проводятся сотрудниками подразделения по месту службы сотрудников, а также в образовательных учреждениях профессионального образования Министерства МВД России в соответствии с учебно-тематическими планами и программами.

Положения Закона «О полиции», образующие правовую основу для применения физической силы сотрудниками полиции, а также положения Уголовного закона, фиксирующие обстоятельства, исключающие совершение преступления, не являются взаимоисключающими, а дополняют друг друга.

Статья 19 ФЗ «О полиции» гласит о порядке применения данной меры правового регулировании, но следует отметить, что в ней не затрагиваются условия и пределы применения физической силы, как можно было бы предположить из названия статьи. Основными условиями будут считаться те обстоятельства, от которой зависит правомерность применения физической силы сотрудником полиции. Вышеупомянутые обстоятельства закреплены в федеральном законе в виде правил и требования, обязательных к их выполнению [3].

В свою очередь статья 37 Уголовного кодекса устанавливает институт необходимой обороны. Необходимая оборона осуществляется в условиях реальной и неминуемой угрозы. Состояние необходимой обороны возникает не только в момент нападения, а также в случаях, когда существует реальная угроза нападения. Статья 39 Уголовного кодекса раскрывает понятие «крайняя необходимость».

Если при необходимой обороне сотрудник полиции может причинить больше вреда, чем вреда от самого преступления, то, при крайней необходимости, не может быть причинен даже равный вред. В случае чрезвычайных ситуаций, которые обычно реализуются при стихийных бедствиях (пожары, землетрясения и др.), полицейский в целях предотвращения большего вреда может причинить меньше вреда.

Следовательно, состояние необходимой обороны или крайней необходимости определяется условиями законности необходимой обороны или крайней необходимости в связи с нападением или событием, а именно тем, что они должны быть общественно опасными, денежными, действительными. Кроме того, состояние крайней необходимости также характеризует состояние, в котором в данных обстоятельствах нет угрожающей опасности другими средствами.

Следует отметить, что не во всех случаях незаконное применение физической силы и (или) специальных средств сотрудниками полиции подпадает под действие ст. 286 УК РФ. Если злоупотребление должностными полномочиями выразилось в принуждении к даче показаний следователем или лицом, производящим дознание, а также иным лицом с ведома или молчаливого согласия следователя, или лица, производящего дознание, связанном с применением насилия, издевательств или пыток, то вменяется норма об ответственности за принуждение к даче показаний [4].

В свою очередь, лицо не подлежит уголовной ответственности за умышленное причинение средней тяжести или легкого вреда здоровью контрафактных человека или причинение побоев, а также причинение любого вреда по неосторожности, если это явилось следствием действий обороняющегося лица при отражении общественно опасного посягательства.

Таким образом, верховенство закона, обеспечение прав граждан, является основополагающим принципом в деятельности сотрудников органов внутренних дел, в том числе связанных с применением физической силы. Для осуществления успешных, решительных и профессиональных действий по защите граждан от преступных проявлений сотрудникам полиции необходимо постоянно совершенствовать физическую подготовку, изучать законодательство Российской Федерации и практику применения физической силы [5].

В противостоянии с преступником вполне возможно применение любых действий, которые не ограничиваются установленными правилами и заключаются в адекватном, активном воздействии с применением любых допустимых сил и средств. При необходимости сотрудник полиции имеет право применять опасные и запрещенные правилами единоборств приемы, оружие, подручные средства, используемые в качестве оружия. Однако я хотела бы остановиться на вопросе об адекватности действий. Это значит, что не всегда нужно действовать с максимальными физическими усилиями.

Руководствуясь субъективным ощущением возможной опасности, необходимо подобрать сочетание приемов и силы, соответствующее той или иной системе самообороны. Другими словами, действия должны быть адекватными, не превышающими допустимых пределов необходимой обороны и необходимого минимального воздействия при задержании. Перед применением боевых приемов сотрудник должен продумать все конечные результаты схватки при этом он может использовать свой опыт и интуицию. Уже определившись с выбором своих дальнейших действий, надо понимать, что течение ситуации может пойти совсем не по тому плану, который был запланирован изначально, а это значит, что надо будет изменить тактику своих действий незамедлительно и с меньшим вредом. И что самое главное, эта ситуация может произойти в любой момент, поэтому надо быть готовым и собранным.

Все действия по применению боевых приемов борьбы можно разделить на атакующие, защитные и контратакующие. Атакующие действия включают в себя различные удары, броски и обычно выполняются при проведении заранее запланированного ареста. Оборонительные и контратакующие действия требуют более высокого уровня готовности, так как выполняются во время нападения на сотрудника или сопротивления ему. Эти действия включают в себя обработки, наклоны, перемещения, стойки, возможно с последующим наступательным сочетанием боевых приемов. Осуществляя атаку первым, сотрудник выбирает наиболее простой вид борьбы, в то время как нарушитель вынужден прибегать к защите и, в лучшем случае, пытаться осуществить контратаку, представляющую собой более сложное техническое действие.

Важной задачей сотрудников правоохранительных органов в экстремальных ситуациях оперативно-служебной деятельности является правильный выбор энергетического воздействия на задержанного. Использование определенных боевых приемов в некоторых случаях абсолютно оправдано. Однако те же технические меры абсолютно неприемлемы в других ситуациях. Поэтому не следует забывать о разнообразии алгоритмов технических действий сотрудников полиции в изменяющихся условиях, то есть об использовании тактических боевых возможностей. Основным критерием является обстоятельство, с одной стороны, всесторонней гарантии личной безопасности, с другой стороны, факторы и условия для законного применения физической силы сотрудниками правоохранительных органов. Например, если преступник в силу своей физической подготовки не может оказать сопротивление полицейскому, то применение боевых приемов может быть ограничено силовым вариантом сгибания руки за спину без нанесения расслабляющего удара. И наоборот, если активное сопротивление нарушителя физически сильно, то ранее следует интенсивно наносить успокаивающие удары до тех пор, пока сопротивление не прекратится и не станет возможным провести болезненный прием.

В заключение хотелось бы отметить, что действующее законодательство, разъясняющее нам применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками полиции направлена на защиту граждан от "произвола" сотрудников полиции и, на мой взгляд, даже в ущерб правам самих полицейских, которые при выполнении всех ограничительных требований закона в отношении применения силы, специальных средств и огнестрельного оружия заставляют идти на риск, связанный с непредсказуемостью поведения задержанного.

На данным момент в образовательных организациях созданы наиболее эффективные обучающие программы, которые обеспечивают успешное решение различных служебно-оперативных задач, возникающих в процессе служебной деятельности сотрудника.

Таким образом, мы смогли разобраться и достичь поставленной цели, изучение правовых и организационно-методологических основ применения физической силы, а также определение ответственности за превышение полномочий сотрудником полиции при применении физической силы, пределов необходимой обороны и крайней необходимости.

Также мы нашли ответы на поставленные нами задачи, что помогло нам полно и объективно исследовать заданную тему реферативной работы.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

О

полиции

: федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 05.04.2021). — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_do

c_LAW_110165/ (дата обращения: 2

7.06.202

2

).

Конституция РФ от 12 декабря 1993. (в ред. 27.03.2019) // Российская газета, № 237, 25 декабря.

Войнов П.Н., Кутергин Н.Б., Воротник А.Н., Клименко Б.А. Анализ особенностей применения физической силы различными категориями сотрудников ОВД // Проблемы правоохранительной деятельности. 2014. № 3.

Уголовный кодекс Российской Федерации (с изменениями на 17 июня 2019 года) (редакция, действующая с 1 июля 2019 года)

.

Кононов Э.А. Проблемы применения физической силы сотрудниками ОВД (полиции) / Э.А. Кононов, В.Б. Шилакин // Актуальные вопросы публичного права. – 2013. – №9 (21). – С. 53–63.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×