Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 27.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Физические отклонения как последствия психологической травмы | Селивейстрова Екатерина Олеговна. Работа №239489

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Селивейстрова Екатерина Олеговна
Аннотация

Психофизиология – междисциплинарная наука, совмещающая в себе знания из области психологии и физиологии, заключается в изучении зависимости психики и психологических функций от физических процессов, происходящих в нервной системе и коре головного мозга. Данная статья посвящена основным закономерностям данной зависимости и методологии науки психофизиологии.

Физические отклонения как последствия психологической травмы

Аннотация: Психофизиология – междисциплинарная наука, совмещающая в себе знания из области психологии и физиологии, заключается в изучении зависимости психики и психологических функций от физических процессов, происходящих в нервной системе и коре головного мозга. Данная статья посвящена основным закономерностям данной зависимости и методологии науки психофизиологии.

Психофизиология достаточно ранняя наука, выделенная как отдельная отрасль для изучения только в 1973 году советским психологом и специалистом в области нейропсихологии Александром Романовичем Лурией. Нет, это не значит, что до этого люди не проявляли интереса к процессам, протекающим в нервной системе и имеющим влияние на поведение и психическое состояние человека. Многие эксперты посвящали свои исследования данной теме, но в период, современником которого является Александр Лурия, наука подошла к той стадии развития, когда новейшие технологии позволили проводить эксперименты над мозговой системой, при этом не поражая ее, что поспособствовало новым открытиям в сфере психофизиологии и помогло доказать на практике гипотезы, озвученные еще учеными древности.

С незапамятных временем великие умы бились над взаимосвязью физиологических и психологических процессов, выдвигая на тот момент самые невероятные предположения, создавая все новые и новые теории, большинство из которых, как ни странно, оказались вполне правдивыми и изучаются по сей день.

Прародителем исследований в данной области стал Алкмеон Кротонский – древнегреческий филосов и врач, живший еще в V в. до н.э. Проводя вскрытия животных и изучая главные нервы органов чувств, которые в те времена назывались «каналами», Алкмеон пришел к выводу, что именно мозг (а не сердце, как было принято считать в те времена) является источником сознания, органом мышления и полностью отвечает за поведение человека.

Позднее данное суждение было поддержано знаменитым греческим целителем Гиппократом. Именно Гиппократ развил теорию Алкмеона. Именно учению Гиппократа мы обязаны существованием четырех темпераментов (сангвиник, меланхолик, холерик, флегматик), которые, как считал врач, напрямую зависят от мозговой системы.

Исследования Гиппократа и Алкмеона дали жизнь множеству наук, связанных с изучением мозга и психологических состояний. На их основе было сделано серьезное открытие, которое фактически ознаменовало рождение такой науки, как психофизиология, а именно «Концепция рефлексов» Рене Декарта. В своих трудах Декарт описывал нервные ниточки, берущие начало в коре головного мозга и пронизывающие все тело человека, в том числе и мышцы, за счет чего команды мозговой системы, передающиеся импульсами в мышечную систему, приводят тело человека в движение.

Таким образом, главной задачей психофизиологии является выявление причин психических явлений, имеющих непосредственное влияние на физическое и психологическое состояние человека, путем изучения заложенных в их основе нейрофизиологических механизмов.

Прежде чем перейти к изучению основных психофизиологических направлений, рассмотрим основные методы данной науки:

Метод наблюдения

:

Данный метод является одним из старейших в психологии и строится на фиксировании различных особенностей определенного индивида, а именно:

Особенностях вербального поведения (Речь, ее продолжительность интенсивность)

Особенностях невербального поведения (Вегетативные реакции, мимика лица, открытость или замкнутость движений)

Особенност

ях

перемещения (Походка)

Дистанци

и

между людьми

Особенностях ф

изическ

ого

воздействия

 

Метод тестирования

:

Тестирование, при помощи которого измеряют физиологические реакции человека в качестве показателей психологических проблем.

Электрофизиологические методы

:

Метод, заключающийся в выявлении патологий посредством технического оборудования, используется при нарушении работы внутренних органов, их повреждении или проведении научных исследований.

Метод моделирования

:

Построение психофизиологической модели позволяет имитировать признаки тех или иных явлений и прогнозировать их свойства и пути дальнейшего развития в условиях настоящего времени.

В психологии и психофизиологии моделирование подразделяется на два вида:

Моделирование психики (психические процессы, а соответственно поведение и психоэмоциональное состояние прогнозируется на основе объективных физиологических показаний)

 

Моделирование ситуации (воссоздание какой-либо психической деятельности, с целью выявления связанных с ней физиологических реакций и механизмов)

 

 

Метод эксперимента

Проведение исследований на лабораторных животных с целью изучения активности нейронов.

Так описаны основные методы психофизиологии. Перейдем к рассмотрению круга проблем, изучаемых данной наукой.

С целью систематизирования полученных знаний, ученые определили основные направления исследовательской деятельности:

психофизиология сенсорная (психофизиология органов чувств, ощущений и восприятий);

психофизиология организации движений;

психофизиология активности;

психофизиология действий произвольных;

психофизиология внимания, памяти и обучения;

психофизиология речи и мышления;

психофизиология мотивации и эмоций;

психофизиология сна, психофизиология стресса;

психофизиология фун

кциональных состояний.

Каждое из данных направлений имеет характерное наименование, полученное по области и аспектам изучения. Таким образом, нам не составит труда понять, исследованием какой именно психофизиологической проблемы занимается то или иное направление.

Помимо основных направлений психофизиологии существует и одно дополнительное, занимающее особое место в рамках данной науки – это дифференциальная психофизиология.

Дифференциальная психофизиология – раздел, изучающий биологическую основу и предпосылки индивидуальных психологических различий и моделей поведения.

Существует четыре основных подхода к изучению данного раздела, это:

Донаучный подход

(основывается на наблюдении и получении знаний

путем рассмотрения

житейских обстоятельств)

Естественнонаучный подход

(поиск закономерностей и причинно-следственных связей с опорой на экспериментальную базу)

Номотетический

подход

(выявление в индивидуальности уникальных черт и качеств)

На основе номотетического подхода ученые выделили следующие направления дифференциальной психофизиологии:

Пси

хогностика

– установление закономерностей между движениями, анатомическими ос

обенностями и чертами характера;

Физиогномика – возможность прогнозирования поведения

человека по его жестам и мимике;

Френология – особенности человека, связанн

ые с

о

строением черепной коробки;

Графология – выявление психофизиологических особенностей человека по его почерку (нажим, наклон и т

.

д

.

)

.

 

Гуманитарный подход (акцентирование внимания на анализе внутренней структуры и организации индивидуальности)

Данные подходы занимаются выявлением взаимосвязей между социальной, физиологической и психологической иерархиями.

После подробного изучения основных направлений психофизиологии, ее методов и подходов, для подкрепления выше изложенного материала, приведем некоторые известные науке примеры взаимодействия психологии и физиологии, их влияния друг на друга, а также на здоровье человека, его поведение и психоэмоциональное состояние.

Психологические процессы оказывают большое влияние на физическое состоянием человека и его здоровье, что проявляется в различного рода недомоганиях, начиная с малых эмоциональных потрясений, таких как стресс, тревога, сонливость, и заканчивая такими тяжелыми последствиями как психосоматические заболевания.

Психосоматические заболевания – заболевания, причины которых кроются непосредственно в психике человека.

Рассмотрим причины некоторых из них. Исследователи считают, что:

Человек, страдающий заболеваниями горла, сдерживает в себе негативные эмоции, которые по какой-либо при

чине не готов выплеснуть наружу;

Человек, страдающий аллергенными заболеваниями

,

подав

ляет в себе раздражение и обиду

в связи с отсутствием самоконтр

оля;

Человек, страдающий извечными головными

болями,

вынужден лицемерить и говорить вещи, расходящиеся с его реальными мыслями и чувствами, что приводит к сильному нервному напряжению.

Физиология в свою очередь также имеет некоторое влияние на психическое состояние человека. Если при каких-либо обстоятельствах человек получает физическое увечье или претерпевает болевые ощущения (падение с велосипеда, прием у стоматолога), он начинает с опаской относиться к ситуации, заставившей его пережить данный стресс. События подобного рода сохраняются в подсознании индивида и выстраивают ассоциативный ряд в обстоятельствах, схожих со стрессовой ситуацией прошлого.

Так, на простых примерах, мы можем наблюдать взаимосвязь психологических и физиологических процессов, которые в свою очередь могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на здоровье человека.

Факторы негативного влияния и одного и второго аспекта представлены нам в примерах, описанных выше: это различные эмоциональные потрясения, в последствии дающие о себе знать посредством различных психосоматических заболеваний, психологические травмы, полученные в ходе каких-либо физических увечий и так далее.

Но, помимо негативного, существует и положительное влияние психологии и физиологии друг на друга и на здоровье человека, примером чего может служить лечение различных, а иногда даже и очень серьезных заболеваний путем элементарного внушения, мотивации и оздоровления нервной системы.

Подводя итоги, стоит сказать, что психофизиология это не только лишь теоретическая дисциплина, востребованная в рамках лабораторных исследований и разработок, а наука, широко используемая на практике в медицине, криминалистике и нашей повседневной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

Мельникова Н. В. Методологические Основы Психологии

Шадринск

:

Шадр

. Дом Печати с.

стр

208, Часть 2

стр

129-168

Головин С. Ю. Словарь практического психолога

. Издательство

Харвест

, год 1998

Шульговский

В. Основы нейрофизиологии – Москва

Издатель:

Аспект Пресс – 2000 г

Александров И.О.

Психофизиологическое исследование поведения человека и животных при обнаружении сигнала

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×