«Физическое и экологическое развитие детей через детский туристический поход» | Измайлова Виктория Станиславовна. Работа №298594
Автор: Измайлова Виктория Станиславовна
Всё чаще в последнее время нам приходится слышать о высоком росте заболеваемости. Касается эта проблема, как взрослого населения страны, так и детей. Тенденция роста заболеваемости настораживает и заставляет задуматься о мерах оздоровления и профилактики.
В процессе здоровьесберегающей работы в нашем детском саду мы постарались включить самые разнообразные формы работы, как с детьми, так и с родителями. Для достижения высокого уровня физического развития детей, охраны и укрепления их здоровья в ДОУ создаются благоприятные условия.
«Физическое и экологическое развитие детей
через детский туристический поход»
Дошкольный возраст — это начальный этап формирования личностных качеств, целостной ориентации человека. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, себе, своему здоровью, другим людям и их здоровью. Фундамент осознанного отношения к себе и здоровому образу жизни, несомненно, должен закладываться в дошкольном возрасте, тем не менее, оно не должно рассматриваться как изолированное направление работы в ДОУ.
Всё чаще в последнее время нам приходится слышать о высоком росте заболеваемости. Касается эта проблема, как взрослого населения страны, так и детей. Тенденция роста заболеваемости настораживает и заставляет задуматься о мерах оздоровления и профилактики.
Актуальными проблемами детского здоровья сегодня являются:
гиподинамия (нарушение функций опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения)
;
детские стрессы (нервные расстройства вследствие отрицательной психологической обстановки в семье, излишнего шума и нервности в детском коллективе)
;
тревожность (недостаток эмоциональной поддержки в детском саду и семье, недостаток информации).
В связи с этим в ДОУ необходимо уделить особое внимание воспитанию физически здорового и социально адаптированного ребенка, обеспечению его психического благополучия, а также формированию у дошкольника ответственности за свое здоровье.
Поэтому образовательную работу по «Физическому развитию» необходимо строить с учетом потребности детей и заказов родителей.
Физическое развитие и здоровье ребёнка является приоритетным в работе нашего детского сада. В нашем дошкольном учреждении мы стараемся создать все условия для полноценного развития детей. Мы хотим, чтобы наши дети росли сильными, крепкими и здоровыми, но невозможно добиться успехов в данном направлении в отрыве от других образовательных областей. Мы считаем, что экологическое воспитание играет большую роль в воспитании здорового подрастающего поколения.
В процессе здоровьесберегающей работы в нашем детском саду мы постарались включить самые разнообразные формы работы, как с детьми, так и с родителями.
Для достижения высокого уровня физического развития детей, охраны и укрепления их здоровья в ДОУ создаются благоприятные условия. У нас имеются спортивная площадка, оборудованная снарядами для лазания, прыжков в длину, переносными наборами для игры в волейбол, баскетбол, теннис, городки, футбол и т.д. В ДОУ имеется оборудованный спортивный зал с достаточным количеством крупного и мелкого раздаточного спортивного инвентаря для развития основных движений и коррекции осанки. В каждой группе созданы физкультурные уголки, обеспечивающие реализацию двигательной активности детей в течение дня.
Одной из наиболее интересных и эффективных форм оздоровления детей мы считаем туристические походы в природу. Особенно актуальной данная форма работы является в летнее время.
Туристический поход с детьми дошкольного возраста считается наиболее сложной формой работы. Связано это с рядом организационных и технических причин. Но мы считаем, что туризм является сильнейшим фактором оздоровления детей, повышения их экологического сознания и должен занять достойное место в образовательном процессе каждого ДОУ.
Туристический поход несёт в себе не только решение проблем физического развития и оздоровления детей, но и решает проблему всестороннего развития каждого ребёнка. В процессе туристической деятельности дети тесно общаются с природным миром родного края. Это позволяет сделать процесс здоровьесберегающей работы более интересным, ярким и насыщенным и решает ряд нравственных задач.
Организация и проведение туристического похода, решает следующие задачи:
Закрепляет
представления детей о сохранении здоровья через активный отдых на природе.
Расширяет
адаптационные и функциональные возможности детей путем развития основных органов и систем организма в ходе выполнения физических упражнений.
Совершенствует
естест
венные виды движений и обогащает
двигательный опыт детей.
Развивает
координационные способности и выносливость как основу физической подготовки ребенка.
Способст
вует
развитию психических
процессов
и расширять объем знаний в области физической культуры и туризма, краеведения.
Помогает
детям раскрыть свои личностные качества на всех этапах туристического похода (
подготовительный
, основной и обобщающий).
Развивает
выносливость, терпение, чувство взаимопомощи.
Развивает
у детей чувство радости от общения с природой, умение восхищаться, сопереживать, заботиться.
Формирует
межличностные, в частности, дружеские отношения дошкольников в процессе игровой туристской деятельности, адаптированной к их возможностям.
Туристические походы экологической направленности – наиболее близки и интересны детям.
Работу по подготовке и проведению похода следует осуществлять поэтапно:
Подготовительный
(в условиях детского сада);
Основной
(проведение мероприятия самого похода);
Обобщающий
(обобщение приобретённого опыта).
Этап подготовки к походу следует начать за 2 - 3 недели до его проведения. Необходимо с детьми начать вспоминать правила поведения в природе, правила поведения общения с объектами живой и неживой природы. Можно провести экскурсии в библиотеку и краеведческий музей, где дети узнают много интересного о своём крае, научатся любить и уважать его традиции. Занятия по физическому развитию приобретают в это время интересный, увлекательный характер. Дети учатся ходьбе и бегу с преодолениями препятствий, учатся ориентироваться по карте и т.д.
Уже сам подготовительный этап к туристическому походу несёт детям много положительных эмоций. Ожидание чудесного путешествия, подготовка к интересным встречам сближает и объединяет детей и педагогов, помогает детям проявить свою инициативу, поделиться своими знаниями и предположениями.
Подготовка к туристическому походу нужна не только детям, но и взрослым. Нужно помнить, какую ответственность несут организаторы мероприятия за жизнь и здоровье маленьких подопечных.
Подготовку к туристическому походу следует начать со встречи с родительским комитетом. Педагоги знакомят родителей с целями предстоящего мероприятия, рассказывают о том, какую роль играют такие походы для всестороннего развития и оздоровления детей. Родители имеют возможность высказать своё мнение, предложения по организации и проведению мероприятия. Только с согласия родителей следует приступить к следующему шагу подготовки к походу.
Организаторы туристического похода (педагоги и представители родительского комитета) за 1 – 2 недели до мероприятия выбирают маршрут, обеспечивают безопасность детей на всём его протяжении. Маршрут туристического похода по расстоянию должен соответствовать возрасту и индивидуальным особенностям воспитанников. Следует выбирать маршрут наиболее подходящий самым младшим и слабым детям, т.к. большие физические нагрузки могут отрицательно сказаться на состоянии таких детей и вместо ожидания положительных эмоций длительный поход может оказаться утомительным и нанести вред здоровью детей. Для более крепких и физически здоровых детей следует предусмотреть ещё на подготовительном этапе задания, помогающие реализовать их индивидуальную потребность в движении.
Далее педагоги ДОУ приступают к разработке сценария похода. Очень важно продумать такое мероприятие тщательно, предусмотреть все возможные затруднения детей, сделать всё необходимое для предупреждения опасных ситуаций.
После всех приготовлений приступаем к основному этапу – походу. Дети ждут этого момента с нетерпением. Целесообразно начать мероприятие ещё на участке детского сада с шуточной переклички или считалочки - это сблизит, организует и объединит детей.
Весь туристический поход делим на зоны познавательного, игрового и соревновательного характера. Эти зоны желательно чередовать между собой. Так дети, пройдя часть пути, попадают в удивительный и интересный мир природы. Здесь их ждут интересные встречи с различными сказочными персонажами, которые знакомят детей с миром природы, выяснят, знают ли дети правила поведения в природе, напомнят о правилах безопасного общения с объектами живой и неживой природы.
Все спортивные состязания носят игровой характер, позволяя детям реализовать свои двигательные потребности.
Игровой и познавательный материал должен соответствовать возрастным особенностям детей, нести только положительные эмоции. Задача педагогов – дать детям возможность насладиться общением с миром природы, почувствовать радость от двигательной активности. Важно помнить о том, что игровая часть туристического похода не должна быть слишком длительной и интенсивной, не следует перегружать детский организм.
После возвращения из похода необходимо дать детям возможность выразить своё отношение к прошедшему мероприятию через художественную деятельность. Мы организуем в детском саду выставки детского творчества. Дети должны получить возможность отразить свои впечатления в рисунке, аппликации, речевом творчестве. Педагоги организуют фотовыставки, издают стенгазеты, освещающие прошедшее мероприятие. Так же создаётся методическая копилка приобретённого и обобщённого опыта.
Туристические походы оказывают положительное воздействие на самочувствие детей, их физическое, психическое и эмоциональное благополучие, повышает экологическое сознание.
Осуществляя интеграцию физического и экологического воспитания через туристические походы, можно прийти к выводу, что это не просто креативная физическая культура, а первая школа мужества, выносливости, чуткости и взаимопомощи для наших детей. Все эти аспекты согласно требованиям ФГОС ДО направлены на развитие личности маленького человека.
Хочется отметить, что детский туризм зарекомендовал себя, как эффективная форма летнего отдыха, которая позволяет при минимальных затратах времени увеличить резервы здоровья, восстановить силы, обогатить двигательный и познавательный опыт, пополнить объём представлений в области физической культуры, туризма, краеведения и экологического сознания дошкольников.
Анкетирование показало заинтересованность родителей в работе по этому направлению. По их мнению - туристический поход является интересной и важной формой оздоровления наших воспитанников. Поэтому родители оказывают посильную помощь педагогам и всё чаще становятся активными участниками таких мероприятий.
Таким образом, туристический поход экологической направленности стал частью не только физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ, но эффективной формой работы по всестороннему развитию дошкольников.